Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • География
  • Урок географии в 8 классе на тему «Природно-хозяйственные зоны. Безмолвная Арктика»

Урок географии в 8 классе на тему «Природно-хозяйственные зоны. Безмолвная Арктика»

Урок географии в 8 классе на тему «Природно-хозяйственные зоны. Безмолвная Арктика»

Планируемые результаты:

 личностные: воспитание экологической культуры учащихся, формирование бережного отношения к окружающей среде;

 предметные: формирование знаний о ПТК, познакомить учащихся с новым терминами темы; формировать знания о природных зонах России; рассмотреть особенности природы и взаимосвязи природных компонентов в природной зоне Арктики;

 метапредметные: развивать умения работать с картами.

Оборудование: карты России (физическая, климатическая, почвенная, карта растительности), атласы, картины, таблицы, книги.

Тип урока: изучение нового материала.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.

Вы начать урок готовы?

Дети: Да!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

2. Мотивация учебной деятельности.

(звучит песня «Широка страна моя родная! Много в ней полей, лесов и рек )

– Ребята, вы узнали из какой песни эти популярные строки?

Действительно, Россия – самая большая по площади страна мира. Могучие реки протекают по её территории. Богатые залежи полезных ископаемых таятся в ее недрах. Огромные пространства занимают массивы лесов. Все, что дает природа, человек использует в своей хозяйственной деятельности. Но есть территории холодные, удаленные, которые не так и богаты лесами, но и они чем-то привлекают человека. Влияние его не так велико, что заставляет задуматься о разумном его использовании, о разумном использовании тех природных богатств, которыми богата наша страна, их сохранении для будущих поколений.

3. Изучение нового материала.

– И мы с вами сегодня большой экспедицией отправимся в необыкновенное путешествие к ледяной зоне – зоне арктических пустынь. И, как у любой научной экспедиции, у нас ест цель путешествия.

– Попробуйте определить цель нашего путешествия.

(учащиеся сами определяют цель путешествия)

– А теперь посмотрите на слайд. Все цели, которые сейчас вы назвали, я объединила их вот что у нас получилось.

(читают цели путешествия на слайде)

Итак, перед нами стоят такие задачи:

· выявить характерные особенности природы.

· рассмотреть возможные варианты хозяйственного использования природной зоны.

· назвать важнейшие экологические проблемы, связанные с освоением Арктики.

– У вас на столах лежат бланки для наблюдений, которые вы должны заполнить в течение нашей экспедиции.

ГП природной зоны Климатическая характеристика Почвы Растения Животные
Ср Tян Ср Tи Осадки Кол-во солнечной радиации ВМ

– Перед отправлением в путешествие нам нужно проложить маршрут экспедиции. Для этого воспользуемся картой и определим, какие территории России занимает зона арктических пустынь.

(учащийся у доски называет географические объекты: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новая Земля, Новосибирские острова, о. Врангеля, о. Вайгач, полуостров Таймыр, полуостров Ямал, Чукотка)

– Итак, мы определили интересующий нас объект. Но мы не можем отравиться в путешествие. Как вы думаете почему?

(собрать вещи)

– Верно, а значит, нам нужно для начала изучить климат Арктики.

– Тогда определите по плану климатические особенности Арктики.

План:

1) В каком климатическом поясе находится?

2) Суммарная солнечная радиация.

3) Средняя температура января.

4) Средняя температура июля.

5) Годовое количество осадков.

6) Воздушные массы.

7) Расположение по отношению к Северному полярному кругу.

– Хорошо, ребята! Молодцы!

– Но недавно было выяснено, что в современную эпоху из-за человеческого вмешательства происходит потепление климата и, соответственно деградация ледников. Запасы льда теряются. Но в настоящее время толщина ледяного щита на Новой Земле составляет 30 метров. Какой вывод можно сделать, исходя из вашей характеристики Арктики?

Вывод: сильные ветры, низкие температуры, очень короткое лето, ледяная поверхность, малый угол падения солнечных лучей.

– А теперь, мы сможем отправиться с вами в путь, чтобы выяснить, как же эти суровые условия влияют на органический мир Арктики. По ходу просмотра ролика, вы должны записать в таблицу представителей флоры и фауны.

(просмотр видеоролика «Животные Арктики»)

Ответы детей: белый медведь, полярная сова, моржи, песец, лемминги, песцы, розовая чайка и др.

4. Физкультминутка.

– Итак, ребята, нам с вами на встречу движется иностранное судно. Нужно предупредить его об опасности при встрече с айсбергами.

(выполняют различные движения руками)

– Итак, теперь мы с вами имеем хорошее представление об Арктике, но ничего не знаем о местном населении, о его занятиях. Как вы думаете, есть ли в этой холодной зоне постоянные жители? (Нет) Почему? (Из-за холодный суровых климатических условий). Верно, серьезные проблемы для человека составляют полярный день и полярная ночь. Они вызывают депрессии у человека, холодные ветра с минусовыми температурами приводят к обморожению. Но это зона постоянно вызывает интерес у людей. Как вы думаете, почему?

Ответы детей:

· Богатейшие запасы полезных ископаемых.

· Здесь проходит Северный морской путь к морям Тихого океана.

– Посмотрите на слайд, на котором обозначено общее представление Северного пути: это магистраль России в Арктике. Соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина этого пути 5600 км. Этот путь обслуживает порты Арктики и крупных рек. Именно через этот путь ввозят топливо, оборудование, продовольствие, вывозят лес. Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения.

– А теперь на карте найдите эти основные порты Северного морского пути.

· Рыболовство

· Промысел.

· Испытание ядерного оружия, радиоактивное загрязнение.

– Как вы думаете, какие меры можно предложить по решению экологических проблем Арктики?

Ответы детей:

· Прекратить испытания ядерного оружия.

· Экономить использование природных ресурсов

· Применение новых технологий при транспортировке нефти.

· Создание заповедников.

· Ограничить промысел морского зверя.

– Посмотрите на карту у вас в атласе «Заповедники и заказники» и назовите эти места охраны животных.

(работают самостоятельно с картой и называют)

– В арктической зоне естественное восстановление нарушенной природы растягивается не на годы, а на многие десятки и даже сотни лет.

5. Закрепление изученного материала.

– Итак, ребята, наше путешествие по Арктике завершилось. Но прежде чем вы сойдете с палубы нашего судна, мы должны пройти таможенный контроль (тест).

6. Рефлексия.

– Итак, ребята, напомните мне, какие цели мы с вами ставили в начале нашего урока? (называют)

– Как вы думаете, достигли ли мы этих целей?

– А теперь отразите ваше отношение к уроку с помощью смайликов.

7. Итоги урока.

8. Домашнее задание.

Параграф учебника, нанести на контурную карту территорию Арктики – цветом, Северный морской путь и крупнейшие порты – пунктиром; заповедники.

Т. А. Аганян, МБОУ Красновская СОШ, Тарасовский район, х. Нижнемитякин, Ростовская область

Метки: География