Урок географии в 8 классе на тему «Природно-хозяйственные зоны. Безмолвная Арктика»
Урок географии в 8 классе на тему «Природно-хозяйственные зоны. Безмолвная Арктика»
Планируемые результаты:
личностные: воспитание экологической культуры учащихся, формирование бережного отношения к окружающей среде;
предметные: формирование знаний о ПТК, познакомить учащихся с новым терминами темы; формировать знания о природных зонах России; рассмотреть особенности природы и взаимосвязи природных компонентов в природной зоне Арктики;
метапредметные: развивать умения работать с картами.
Оборудование: карты России (физическая, климатическая, почвенная, карта растительности), атласы, картины, таблицы, книги.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Вы начать урок готовы?
Дети: Да!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
2. Мотивация учебной деятельности.
(звучит песня «Широка страна моя родная! Много в ней полей, лесов и рек )
– Ребята, вы узнали из какой песни эти популярные строки?
Действительно, Россия – самая большая по площади страна мира. Могучие реки протекают по её территории. Богатые залежи полезных ископаемых таятся в ее недрах. Огромные пространства занимают массивы лесов. Все, что дает природа, человек использует в своей хозяйственной деятельности. Но есть территории холодные, удаленные, которые не так и богаты лесами, но и они чем-то привлекают человека. Влияние его не так велико, что заставляет задуматься о разумном его использовании, о разумном использовании тех природных богатств, которыми богата наша страна, их сохранении для будущих поколений.
3. Изучение нового материала.
– И мы с вами сегодня большой экспедицией отправимся в необыкновенное путешествие к ледяной зоне – зоне арктических пустынь. И, как у любой научной экспедиции, у нас ест цель путешествия.
– Попробуйте определить цель нашего путешествия.
(учащиеся сами определяют цель путешествия)
– А теперь посмотрите на слайд. Все цели, которые сейчас вы назвали, я объединила их вот что у нас получилось.
(читают цели путешествия на слайде)
Итак, перед нами стоят такие задачи:
· выявить характерные особенности природы.
· рассмотреть возможные варианты хозяйственного использования природной зоны.
· назвать важнейшие экологические проблемы, связанные с освоением Арктики.
– У вас на столах лежат бланки для наблюдений, которые вы должны заполнить в течение нашей экспедиции.
ГП природной зоны | Климатическая характеристика | Почвы | Растения | Животные | ||||
Ср Tян | Ср Tи | Осадки | Кол-во солнечной радиации | ВМ | ||||
– Перед отправлением в путешествие нам нужно проложить маршрут экспедиции. Для этого воспользуемся картой и определим, какие территории России занимает зона арктических пустынь.
(учащийся у доски называет географические объекты: Земля Франца-Иосифа, Северная Земля, Новая Земля, Новосибирские острова, о. Врангеля, о. Вайгач, полуостров Таймыр, полуостров Ямал, Чукотка)
– Итак, мы определили интересующий нас объект. Но мы не можем отравиться в путешествие. Как вы думаете почему?
(собрать вещи)
– Верно, а значит, нам нужно для начала изучить климат Арктики.
– Тогда определите по плану климатические особенности Арктики.
План:
1) В каком климатическом поясе находится?
2) Суммарная солнечная радиация.
3) Средняя температура января.
4) Средняя температура июля.
5) Годовое количество осадков.
6) Воздушные массы.
7) Расположение по отношению к Северному полярному кругу.
– Хорошо, ребята! Молодцы!
– Но недавно было выяснено, что в современную эпоху из-за человеческого вмешательства происходит потепление климата и, соответственно деградация ледников. Запасы льда теряются. Но в настоящее время толщина ледяного щита на Новой Земле составляет 30 метров. Какой вывод можно сделать, исходя из вашей характеристики Арктики?
Вывод: сильные ветры, низкие температуры, очень короткое лето, ледяная поверхность, малый угол падения солнечных лучей.
– А теперь, мы сможем отправиться с вами в путь, чтобы выяснить, как же эти суровые условия влияют на органический мир Арктики. По ходу просмотра ролика, вы должны записать в таблицу представителей флоры и фауны.
(просмотр видеоролика «Животные Арктики»)
Ответы детей: белый медведь, полярная сова, моржи, песец, лемминги, песцы, розовая чайка и др.
4. Физкультминутка.
– Итак, ребята, нам с вами на встречу движется иностранное судно. Нужно предупредить его об опасности при встрече с айсбергами.
(выполняют различные движения руками)
– Итак, теперь мы с вами имеем хорошее представление об Арктике, но ничего не знаем о местном населении, о его занятиях. Как вы думаете, есть ли в этой холодной зоне постоянные жители? (Нет) Почему? (Из-за холодный суровых климатических условий). Верно, серьезные проблемы для человека составляют полярный день и полярная ночь. Они вызывают депрессии у человека, холодные ветра с минусовыми температурами приводят к обморожению. Но это зона постоянно вызывает интерес у людей. Как вы думаете, почему?
Ответы детей:
· Богатейшие запасы полезных ископаемых.
· Здесь проходит Северный морской путь к морям Тихого океана.
– Посмотрите на слайд, на котором обозначено общее представление Северного пути: это магистраль России в Арктике. Соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина этого пути 5600 км. Этот путь обслуживает порты Арктики и крупных рек. Именно через этот путь ввозят топливо, оборудование, продовольствие, вывозят лес. Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения.
– А теперь на карте найдите эти основные порты Северного морского пути.
· Рыболовство
· Промысел.
· Испытание ядерного оружия, радиоактивное загрязнение.
– Как вы думаете, какие меры можно предложить по решению экологических проблем Арктики?
Ответы детей:
· Прекратить испытания ядерного оружия.
· Экономить использование природных ресурсов
· Применение новых технологий при транспортировке нефти.
· Создание заповедников.
· Ограничить промысел морского зверя.
– Посмотрите на карту у вас в атласе «Заповедники и заказники» и назовите эти места охраны животных.
(работают самостоятельно с картой и называют)
– В арктической зоне естественное восстановление нарушенной природы растягивается не на годы, а на многие десятки и даже сотни лет.
5. Закрепление изученного материала.
– Итак, ребята, наше путешествие по Арктике завершилось. Но прежде чем вы сойдете с палубы нашего судна, мы должны пройти таможенный контроль (тест).
6. Рефлексия.
– Итак, ребята, напомните мне, какие цели мы с вами ставили в начале нашего урока? (называют)
– Как вы думаете, достигли ли мы этих целей?
– А теперь отразите ваше отношение к уроку с помощью смайликов.
7. Итоги урока.
8. Домашнее задание.
Параграф учебника, нанести на контурную карту территорию Арктики – цветом, Северный морской путь и крупнейшие порты – пунктиром; заповедники.
Т. А. Аганян, МБОУ Красновская СОШ, Тарасовский район, х. Нижнемитякин, Ростовская область
Метки: География