Тема: Важнейшие особенности рельефа России
Тема: Важнейшие особенности рельефа России
Цели:
познакомить учащихся с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин;
познакомить с новыми терминами и понятиями;
формировать представление о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов.
Продолжить работу с географическими картами.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: физическая карта России, картины гор и равнин.
Рабочее место ученика: учебник географии А. И. Алексеев, тетрадь, атласы, рабочая тетрадь на печатной основе.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация ранее изученного.
Рельеф – это очень важный компонент, который влияет на климат, воды, почвы, растительного и животного мира на жизнь человека.
– Рельеф – это «каркас природы». Вспомните, что такое рельеф?
– Какие формы рельефа суши мы знаем? (горы и равнины)
– Как различаются горы по высоте? (высокие, средние, низкие)
– Как различаются равнины по высоте (низменности, возвышенности, плоскогорья)
– В чем различие гор и равнин? (горы выше, сильнее расчленены, большие перепада высот. Равнины – слабо расчленные участки).
3. Изучение нового материала.
Работа с картой.
– Найдите на физической карте основные черты рельефа России.
– Какая форма рельефа преобладает? Равнины или горы?
– Где в России расположены равнины (горы)?
– Какая самая высокая (низкая) точка России?
– В каком направлении идет общий уклон территории нашей страны? Определите по направлению течения рек.
– Найдите крупные равнины:
А) Русская (Восточно-Европейская равнина);
Б) Западно-Сибирская;
В) Среднесибирское плоскогорье;
Г) Северо-Сибирская низменность;
Д) Среднерусская возвышенность;
Е) Окско-Донская равнина;
Ж) Валдайская возвышенность;
З) Витимское плоскогорье.
– Найдите и покажите на физической карте: Кавказ, Урал, Верхоянский хребет, хребет Черского, Саяны, Алтай, Кузнецкий Алатау, хребты Прибайкалья, Забайкалья, Становый хребет, Становое, Потомское, Алданское нагорья, Сихотэ-Алинь, Буреинский хребет, хребет Джугджур, Колымское, Чукотское, Корякское нагорья, горы – вулканы Камчатки.
Работа проводится в парах:
– Найдите в тексте учебника и прочитайте основные особенности рельефа России. Запишите в тетрадь.
– Почему рельеф России такой разнообразный?
– Рельеф зависит от строения земной коры. Вспомним теорию литосферных плит. При столкновении плит образуются горы.
– Горы соответствуют подвижным участкам земной коры разного возраста. На древних участках – устойчивых, жестких платформах – расположены крупные равнины.
– На какой карте есть информация о строении Земной коры? (тектоническая)
4. Закрепление изученного.
Рабочая тетрадь страница 17-18.
Вопросы на закрепление (класс работает с физической картой России):
– Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень». (Уральские)
– Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены (в нижнем течении Верхоянский).
– Самые высокие горы Юга Сибири (Алтай)
– Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют «Дальневосточным Уралом» (Сихотэ-Алинь)
– Крупнейший горный хребет Камчатки (Срединный).
– Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое)
– Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны)
– Самое восточное нагорье России (Чукотское)
– Горы на полуострове Таймыр (Бырранга)
– Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника (хребет Черского).
Дополнительное задание для любознательных:
Найдите следующие вершины. На каких горах они находятся?
– Г. Победа (хребет Черского)
– Г. Ледяная (Корякское нагорье)
– Г. Тардоки-Янги (Сихотэ-Алинь)
– Г. Народная (Урал)
– Г. Белуха (Алтай)
– Г. Базардюзю (Кавказ)
– Г. Мунку-Сардык (Саяны)
– Г. Эльбрус (Кавказ)
– Г. Кызыл-Тайга (Западные Саяны)
– Что общего у гор и холмов, и какие между ними различия?
Задания по контурной карте:
На контурной карте отметьте крупные равнины, горы, их высочайшие вершины.
1. Рефлексия.
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Понравился ли вам сегодняшний урок?
2. Домашнее задание: параграф учебника 7, заполнить таблицу:
Особенности рельефа России | Примеры, подтверждающие их |
Разнообразие | |
Крупнейшие равнины | |
Горные массивы | |
Понижение территории к северу |
Т. А. Аганян, МБОУ Красновская СОШ, Тарасовский район, х. Нижнемитякин, Ростовская область
Метки: География