Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: Важнейшие особенности рельефа России

Тема: Важнейшие особенности рельефа России

Цели:

 познакомить учащихся с главными чертами рельефа России, закономерностями размещения гор и равнин;

 познакомить с новыми терминами и понятиями;

 формировать представление о рельефе, как постоянно меняющемся компоненте под влиянием внешних и внутренних процессов.

 Продолжить работу с географическими картами.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: физическая карта России, картины гор и равнин.

Рабочее место ученика: учебник географии А. И. Алексеев, тетрадь, атласы, рабочая тетрадь на печатной основе.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация ранее изученного.

Рельеф – это очень важный компонент, который влияет на климат, воды, почвы, растительного и животного мира на жизнь человека.

– Рельеф – это «каркас природы». Вспомните, что такое рельеф?

– Какие формы рельефа суши мы знаем? (горы и равнины)

– Как различаются горы по высоте? (высокие, средние, низкие)

– Как различаются равнины по высоте (низменности, возвышенности, плоскогорья)

– В чем различие гор и равнин? (горы выше, сильнее расчленены, большие перепада высот. Равнины – слабо расчленные участки).

3. Изучение нового материала.

Работа с картой.

– Найдите на физической карте основные черты рельефа России.

– Какая форма рельефа преобладает? Равнины или горы?

– Где в России расположены равнины (горы)?

– Какая самая высокая (низкая) точка России?

– В каком направлении идет общий уклон территории нашей страны? Определите по направлению течения рек.

– Найдите крупные равнины:

А) Русская (Восточно-Европейская равнина);

Б) Западно-Сибирская;

В) Среднесибирское плоскогорье;

Г) Северо-Сибирская низменность;

Д) Среднерусская возвышенность;

Е) Окско-Донская равнина;

Ж) Валдайская возвышенность;

З) Витимское плоскогорье.

– Найдите и покажите на физической карте: Кавказ, Урал, Верхоянский хребет, хребет Черского, Саяны, Алтай, Кузнецкий Алатау, хребты Прибайкалья, Забайкалья, Становый хребет, Становое, Потомское, Алданское нагорья, Сихотэ-Алинь, Буреинский хребет, хребет Джугджур, Колымское, Чукотское, Корякское нагорья, горы – вулканы Камчатки.

Работа проводится в парах:

– Найдите в тексте учебника и прочитайте основные особенности рельефа России. Запишите в тетрадь.

– Почему рельеф России такой разнообразный?

– Рельеф зависит от строения земной коры. Вспомним теорию литосферных плит. При столкновении плит образуются горы.

– Горы соответствуют подвижным участкам земной коры разного возраста. На древних участках – устойчивых, жестких платформах – расположены крупные равнины.

– На какой карте есть информация о строении Земной коры? (тектоническая)

4. Закрепление изученного.

Рабочая тетрадь страница 17-18.

Вопросы на закрепление (класс работает с физической картой России):

– Найдите горы, разделяющие две крупные равнины, которые протянулись с севера на юг и раньше назывались «камень». (Уральские)

– Горный хребет, расположенный вдоль правого берега Лены (в нижнем течении Верхоянский).

– Самые высокие горы Юга Сибири (Алтай)

– Горы, протянувшиеся вдоль побережья Японского моря, их еще называют «Дальневосточным Уралом» (Сихотэ-Алинь)

– Крупнейший горный хребет Камчатки (Срединный).

– Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое)

– Горы, расположенные к востоку от Алтая и состоящие из двух хребтов. (Саяны)

– Самое восточное нагорье России (Чукотское)

– Горы на полуострове Таймыр (Бырранга)

– Какой горный хребет на северо-востоке России, носит имя русского путешественника (хребет Черского).

Дополнительное задание для любознательных:

Найдите следующие вершины. На каких горах они находятся?

– Г. Победа (хребет Черского)

– Г. Ледяная (Корякское нагорье)

– Г. Тардоки-Янги (Сихотэ-Алинь)

– Г. Народная (Урал)

– Г. Белуха (Алтай)

– Г. Базардюзю (Кавказ)

– Г. Мунку-Сардык (Саяны)

– Г. Эльбрус (Кавказ)

– Г. Кызыл-Тайга (Западные Саяны)

– Что общего у гор и холмов, и какие между ними различия?

Задания по контурной карте:

На контурной карте отметьте крупные равнины, горы, их высочайшие вершины.

1. Рефлексия.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Понравился ли вам сегодняшний урок?

2. Домашнее задание: параграф учебника 7, заполнить таблицу:

Особенности рельефа России Примеры, подтверждающие их
Разнообразие
Крупнейшие равнины
Горные массивы
Понижение территории к северу

Т. А. Аганян, МБОУ Красновская СОШ, Тарасовский район, х. Нижнемитякин, Ростовская область

Метки: География