Конспект интегрированного урока (география, обществознание) на тему: Взаимодействие общества и природы. 10 класс
Конспект интегрированного урока (география, обществознание) на тему: Взаимодействие общества и природы. 10 класс
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися представлений о характере взаимоотношений общества и природы;
Задачи:
Образовательные – продолжить формирование понятий «окружающая среда», «географическая среда», «природопользование»; сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека; ввести критерии оценки современного состояния природной среды, охарактеризовать виды природопользования.
Развивающие – развить умения работы с терминами; учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, работы с дополнительными источниками информации, навыки сворачивания информации в схему, навыки монологической речи.
Воспитательные – привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления
Тип урока: изложение нового материала, конструкция – проблемный + поэлементный.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая;
Методы и приёмы работы: репродуктивный: беседа с использованием презентации, тест для закрепления новых знаний; частично-поисковый: работа с географическими картами, решение практических задач; работа с компьютерными тестами (ЭОР)
Необходимое техническое оборудование: таблица «Рациональное природопользование», видеоматериал для показа, презентация, компьютер, проектор, материалы СМИ
Урок личностно-ориентированной и развивающей направленности:
поэтапного формирования умственных действий, совершенствования общеучебных умений и навыков, проблемного обучения;
Тема: Взаимодействие общества и природы.
Ход занятия:
1. Организационный момент – организация работы в классе.
1 элемент: Организация восприятия и первичное осмысление -(учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки): фронтальная работа , индивидуальная работа, попутное конспектирование.
1. Создание проблемной ситуации: сообщение темы урока, пояснение его места в изучаемой теме (первый урок в теме «География мировых природных ресурсов»); актуализация имеющихся знаний по данной теме методом организации поиска информации.
Работа С ЭОР №1 Человек, природа, общество. Проблемы взаимодействия
(шаг 1-2, 7 минут)
2. Разрешение проблемной ситуации: обобщение на основе анализа и синтеза.
3. Каждый учащийся получает для работы на уроке «навигатор» по каждому элементу. Приложение №1.
Задание :
– Объясните, что такое «природа», «общество»?
– Чем отличаются понятия «биосфера» и «географическая оболочка»?
– Объясните, чем отличаются понятия «окружающая среда» и «географическая среда»?
( Учащиеся находят информацию в учебнике на стр. 25 и предлагают определения данных понятий и отвечают на вопросы).
Примерные ответы:
Природа – это всё сущее, весь мир и многообразие его форм.
Биосфера – «живая оболочка Земли» – часть природы, населённая живыми организмами.
Общество – длительное исторически сложившееся объединение людей на основе совместной деятельности.
Географическая оболочка – сфера взаимопроникновения и взаимодействия всех четырёх земных оболочек: атмо -, лито – , гидро-, и биосферы.
Окружающая среда – среда обитания человека и существования человеческого общества.
Географическая среда – часть окружающей среды, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Её границы постоянно расширяются.
Индивидуальные задания: найдите информацию и сформулируйте короткий ответ на вопрос:
– Объясните, почему географическая среда так необходима человечеству? (она является источником ресурсов – топливных, лесных, рекреационных и т. д. )
– Как возникла географическая среда? (в результате эволюции географической оболочки под влиянием антропогенной деятельности – образовались антропогенные ландшафты: поля, города, дороги, карьеры и т. д. )
– Что означает фраза «человек оказывает давление на среду обитания»? (одностороннее воздействие человечества, связанное с изъятием из природы ресурсов и возвращением опасных отходов).
ВЫВОД: Общество оказывает воздействие на географическую оболочку, расширяя границы географической среды. (запись в тетрадь)
2 элемент:
1. Глубокое осмысление – сообщение учащегося (предварительное индивидуальное задание) с попутным конспектированием в тетради, беседа
2. Работа с ЭОР №2 Загрязнение окружающей среды. И1 (7 мин. )
Современное состояние природной среды в разных регионах мира может оцениваться как:
а) естественное – не изменённое деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «не ступала нога человека». К ним можно отнести огромные пространства сибирской тайги, острова Арктики, льды Антарктиды, леса Амазонии.
б) равновесное – естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться, влияние человека невелико.
в) кризисное – скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.
г) критическое – начинается деградация природного комплекса.
д) катастрофическое – это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.
е) состояние коллапса – природная среда необратимо деградировала.
1. Создание проблемной ситуации методом постановки вопроса:
Почему возникают критические и катастрофические состояния – иначе – в чём причины экологического кризиса?
(Ребята дают предварительные ответы)
- Запоминание и выборочный контроль – Разрешение проблемной ситуации – эвристическая беседа и объяснение с предварительной подготовкой сообщения «Изменения в природе под влиянием деятельности человека» (сворачивание информации в логическую цепь). Приложение №2.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА | Основной лозунг(характеристика) | последствия |
Господство ручного труда | ||
Машинное производство | ||
Дальнейшее выживание человечества |
ВЫВОД: Чем более развито общество, тем сильнее оно воздействует на географическую оболочку. В современном обществе возросла численность населения и развита промышленность, поэтому резко возросла потребность в ресурсах и количество отходов. Это свидетельствует об усилении давления на среду обитания.
Как и на любую проблему, по вопросам экологии существуют оптимистические и пессимистические взгляды. Поэтому мы хотим предложить вам следующий небольшой диалог. (Диалог Оптимиста и Пессимиста подготовлен предварительно )
3 элемент:
1. Глубокое осмысление и выборочный контроль – самостоятельная работа с источником информации (учебник, справочник, таблица «Рациональное природопользование»), беседа
вспомните или найдите ответы на вопросы в статье «Природопользование» Прил. №3
– Что означает термин «природопользование»? (совокупность мер по изучению, освоению, преобразованию и охране окружающей среды)
– Какие выделяют типы природопользования? (нерациональное и рациональное)
– Выделите главные черты каждого типа. (Свернуть информацию в схему) и приведите примеры на каждый тип
Природопользование:
_______________. . ? ________________?
– Какие выделяют типы хозяйствования? (экстенсивное и интенсивное).
– Выделите главные черты каждого типа.
4. Запоминание – фотовикторина по типам природопользования: распределить фото по типам (по номерам) Приложение №4
1. Какие же выводы можно сделать на основании всего услышанного и увиденного? (Перед вами яблоко. Представим себе, что это Земля. Разделим на 4 части: 3 из них – это вода, 1\4-суша. Четверть разделим еще на 2 части. Получаем кусочек, где живут люди. Это всего 1\8. Разделим еще на 3 части: 2 из них города, леса, дороги, и только одна маленькая часть – это земля которую мы используем для сельского хозяйства. Невольно на память приходят слова: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем»
2. Вывод напрашивается один: чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, все государства должны действовать сообща на основе рационального природопользования. Необходимо, чтобы каждый из нас по-настоящему понял, что сохранение жизни на Земле зависит и от него в том числе.
5. Итоги урока – фронтальная работа: самооценка работы в течение урока по методике «План» (ребята составляют план урока и дают оценку уровня усвоения по каждому пункту)
3 -мне всё понятно
2-мне кое-что не понятно
1-мне многое не понятно
o Определение понятий «окружающая среда», «географическая оболочка», «географическая среда», «давление на среду обитания», «экологический кризис», «природопользование».
o Основные этапы развития отношений между природой и обществом. Причины изменений в природе под влиянием деятельности человека.
o Типы природопользования, типы хозяйствования.
Приложение №1
1 элемент урока
1. Вспомните и объясните:
– Объясните, что такое «природа», «общество»?
– Чем отличаются понятия «биосфера» и «географическая оболочка»?
2. Используя информацию в учебнике стр. 25
– Объясните, чем отличаются понятия «окружающая среда» и «географическая среда»?
( предложите определения данных понятий и ответьте на вопрос).
3. Индивидуальные задания: найдите информацию и сформулируйте короткий ответ на вопрос:
– Объясните, почему географическая среда так необходима человечеству?
– Как возникла географическая среда?
– Что означает фраза «человек оказывает давление на среду обитания»?
ВЫВОД: Общество оказывает воздействие на географическую оболочку, расширяя (запись в тетрадь)
2 элемент урока.
1. Прослушать сообщение о современном состоянии географической среды и законспектировать основные оценки.
2. Сформулировать ответ на вопрос: Почему возникают критические и катастрофические состояния – иначе– в чем причины экологического кризиса?3. Прослушиваем сообщение о 3-х этапах во взаимодействии общества и природы и записать в виде цепочки:
Этап---– основной лозунг-----последствия.
3 элемент урока.
Работа с ЭОР № 3. Человек, природа, общество. Проблемы взаимодействия. Контроль (выполнение тестовых заданий – 6 мин. )
2. Итоги урока – самооценка работы в течение урока по методике «План» (ребята составляют план урока и дают оценку уровня усвоения по каждому пункту)
3 -мне всё понятно
2-мне кое-что не понятно
1-мне многое не понятно
Приложение к плану-конспекту урока на тему:
«Взаимодействие общества и природы»
Таблица 2.
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресур-са | Форма предъявле-ния информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Человек, природа, общество. Проблемы взаимодействия |
Информационный |
Лекция с иллюстрациями |
http://www. fcior. edu. ru/card/23122/chelovek-priroda-obshestvo-problemy-vzaimodeystviya. html |
2 | Загрязнение окружающей среды. И1 | Информационный | текст |
http://www. fcior. edu. ru/card/2123/zagryaznenie-okruzhayushey-sredy-i1. html |
3 | Человек, природа, общество. Проблемы взаимодействия. Контроль | Контрольный |
Тест |
http://www. fcior. edu. ru/card/23276/chelovek-priroda-obshestvo-problemy-vzaimodeystviya-kontrol. html |
Л. В. Малярчук, ГБОУ СОШ №1238 с углублённым изучением английского языка, г. Москва
Метки: География