Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • География
  • Конспект интегрированного урока (география, обществознание) на тему: Взаимодействие общества и природы. 10 класс

Конспект интегрированного урока (география, обществознание) на тему: Взаимодействие общества и природы. 10 класс

Конспект интегрированного урока (география, обществознание) на тему: Взаимодействие общества и природы. 10 класс

Цель урока: обеспечить усвоение учащимися представлений о характере взаимоотношений общества и природы;

Задачи:

Образовательные – продолжить формирование понятий «окружающая среда», «географическая среда», «природопользование»; сформировать представление об основных этапах развития отношений между природой и обществом, раскрыть причины изменений в природе под влиянием деятельности человека; ввести критерии оценки современного состояния природной среды, охарактеризовать виды природопользования.

Развивающие – развить умения работы с терминами; учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки, навыки составления определения, работы с дополнительными источниками информации, навыки сворачивания информации в схему, навыки монологической речи.

Воспитательные – привитие идеи причинно-следственной связи между явлениями; формирование экологического стиля мышления

Тип урока: изложение нового материала, конструкция – проблемный + поэлементный.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая;

Методы и приёмы работы: репродуктивный: беседа с использованием презентации, тест для закрепления новых знаний; частично-поисковый: работа с географическими картами, решение практических задач; работа с компьютерными тестами (ЭОР)

Необходимое техническое оборудование: таблица «Рациональное природопользование», видеоматериал для показа, презентация, компьютер, проектор, материалы СМИ

Урок личностно-ориентированной и развивающей направленности:

поэтапного формирования умственных действий, совершенствования общеучебных умений и навыков, проблемного обучения;

Тема: Взаимодействие общества и природы.

Ход занятия:

1. Организационный момент – организация работы в классе.

1 элемент: Организация восприятия и первичное осмысление -(учебно-организационные и учебно-интеллектуальные умения и навыки): фронтальная работа , индивидуальная работа, попутное конспектирование.

1. Создание проблемной ситуации: сообщение темы урока, пояснение его места в изучаемой теме (первый урок в теме «География мировых природных ресурсов»); актуализация имеющихся знаний по данной теме методом организации поиска информации.

Работа С ЭОР №1 Человек, природа, общество. Проблемы взаимодействия

(шаг 1-2, 7 минут)

2. Разрешение проблемной ситуации: обобщение на основе анализа и синтеза.

3. Каждый учащийся получает для работы на уроке «навигатор» по каждому элементу. Приложение №1.

Задание :

– Объясните, что такое «природа», «общество»?

– Чем отличаются понятия «биосфера» и «географическая оболочка»?

– Объясните, чем отличаются понятия «окружающая среда» и «географическая среда»?

( Учащиеся находят информацию в учебнике на стр. 25 и предлагают определения данных понятий и отвечают на вопросы).

Примерные ответы:

Природа – это всё сущее, весь мир и многообразие его форм.

Биосфера – «живая оболочка Земли» – часть природы, населённая живыми организмами.

Общество – длительное исторически сложившееся объединение людей на основе совместной деятельности.

Географическая оболочка – сфера взаимопроникновения и взаимодействия всех четырёх земных оболочек: атмо -, лито – , гидро-, и биосферы.

Окружающая среда – среда обитания человека и существования человеческого общества.

Географическая среда – часть окружающей среды, с которой общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном историческом этапе. Её границы постоянно расширяются.

Индивидуальные задания: найдите информацию и сформулируйте короткий ответ на вопрос:

– Объясните, почему географическая среда так необходима человечеству? (она является источником ресурсов – топливных, лесных, рекреационных и т. д. )

– Как возникла географическая среда? (в результате эволюции географической оболочки под влиянием антропогенной деятельности – образовались антропогенные ландшафты: поля, города, дороги, карьеры и т. д. )

– Что означает фраза «человек оказывает давление на среду обитания»? (одностороннее воздействие человечества, связанное с изъятием из природы ресурсов и возвращением опасных отходов).

ВЫВОД: Общество оказывает воздействие на географическую оболочку, расширяя границы географической среды. (запись в тетрадь)

2 элемент:

1. Глубокое осмысление – сообщение учащегося (предварительное индивидуальное задание) с попутным конспектированием в тетради, беседа

2. Работа с ЭОР №2 Загрязнение окружающей среды. И1 (7 мин. )

Современное состояние природной среды в разных регионах мира может оцениваться как:

а) естественное – не изменённое деятельностью человека, то есть это те участки планеты, где «не ступала нога человека». К ним можно отнести огромные пространства сибирской тайги, острова Арктики, льды Антарктиды, леса Амазонии.

б) равновесное – естественное восстановление опережает антропогенное воздействие, то есть природа успевает восстанавливаться, влияние человека невелико.

в) кризисное – скорость восстановления ниже скорости антропогенного воздействия.

г) критическое – начинается деградация природного комплекса.

д) катастрофическое – это процесс деградации, который трудно повернуть вспять.

е) состояние коллапса – природная среда необратимо деградировала.

1. Создание проблемной ситуации методом постановки вопроса:

Почему возникают критические и катастрофические состояния – иначе – в чём причины экологического кризиса?

(Ребята дают предварительные ответы)

  1. Запоминание и выборочный контроль – Разрешение проблемной ситуации – эвристическая беседа и объяснение с предварительной подготовкой сообщения «Изменения в природе под влиянием деятельности человека» (сворачивание информации в логическую цепь). Приложение №2.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Основной лозунг(характеристика) последствия
Господство ручного труда
Машинное производство
Дальнейшее выживание человечества

ВЫВОД: Чем более развито общество, тем сильнее оно воздействует на географическую оболочку. В современном обществе возросла численность населения и развита промышленность, поэтому резко возросла потребность в ресурсах и количество отходов. Это свидетельствует об усилении давления на среду обитания.

Как и на любую проблему, по вопросам экологии существуют оптимистические и пессимистические взгляды. Поэтому мы хотим предложить вам следующий небольшой диалог. (Диалог Оптимиста и Пессимиста подготовлен предварительно )

3 элемент:

1. Глубокое осмысление и выборочный контроль – самостоятельная работа с источником информации (учебник, справочник, таблица «Рациональное природопользование»), беседа

вспомните или найдите ответы на вопросы в статье «Природопользование» Прил. №3

– Что означает термин «природопользование»? (совокупность мер по изучению, освоению, преобразованию и охране окружающей среды)

– Какие выделяют типы природопользования? (нерациональное и рациональное)

– Выделите главные черты каждого типа. (Свернуть информацию в схему) и приведите примеры на каждый тип

Природопользование:

_______________. . ? ________________?

– Какие выделяют типы хозяйствования? (экстенсивное и интенсивное).

– Выделите главные черты каждого типа.

4. Запоминание – фотовикторина по типам природопользования: распределить фото по типам (по номерам) Приложение №4

1. Какие же выводы можно сделать на основании всего услышанного и увиденного? (Перед вами яблоко. Представим себе, что это Земля. Разделим на 4 части: 3 из них – это вода, 1\4-суша. Четверть разделим еще на 2 части. Получаем кусочек, где живут люди. Это всего 1\8. Разделим еще на 3 части: 2 из них города, леса, дороги, и только одна маленькая часть – это земля которую мы используем для сельского хозяйства. Невольно на память приходят слова: «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем»

2. Вывод напрашивается один: чтобы сохранить нашу планету пригодной для жизни, все государства должны действовать сообща на основе рационального природопользования. Необходимо, чтобы каждый из нас по-настоящему понял, что сохранение жизни на Земле зависит и от него в том числе.

5. Итоги урока – фронтальная работа: самооценка работы в течение урока по методике «План» (ребята составляют план урока и дают оценку уровня усвоения по каждому пункту)

3 -мне всё понятно

2-мне кое-что не понятно

1-мне многое не понятно

o Определение понятий «окружающая среда», «географическая оболочка», «географическая среда», «давление на среду обитания», «экологический кризис», «природопользование».

o Основные этапы развития отношений между природой и обществом. Причины изменений в природе под влиянием деятельности человека.

o Типы природопользования, типы хозяйствования.

Приложение №1

1 элемент урока

1. Вспомните и объясните:

– Объясните, что такое «природа», «общество»?

– Чем отличаются понятия «биосфера» и «географическая оболочка»?

2. Используя информацию в учебнике стр. 25

– Объясните, чем отличаются понятия «окружающая среда» и «географическая среда»?

( предложите определения данных понятий и ответьте на вопрос).

3. Индивидуальные задания: найдите информацию и сформулируйте короткий ответ на вопрос:

– Объясните, почему географическая среда так необходима человечеству?

– Как возникла географическая среда?

– Что означает фраза «человек оказывает давление на среду обитания»?

ВЫВОД: Общество оказывает воздействие на географическую оболочку, расширяя (запись в тетрадь)

2 элемент урока.

1. Прослушать сообщение о современном состоянии географической среды и законспектировать основные оценки.

2. Сформулировать ответ на вопрос: Почему возникают критические и катастрофические состояния – иначе– в чем причины экологического кризиса?3. Прослушиваем сообщение о 3-х этапах во взаимодействии общества и природы и записать в виде цепочки:

Этап---– основной лозунг-----последствия.

3 элемент урока.

Работа с ЭОР № 3. Человек, природа, общество. Проблемы взаимодействия. Контроль (выполнение тестовых заданий – 6 мин. )

2. Итоги урока – самооценка работы в течение урока по методике «План» (ребята составляют план урока и дают оценку уровня усвоения по каждому пункту)

3 -мне всё понятно

2-мне кое-что не понятно

1-мне многое не понятно

Приложение к плану-конспекту урока на тему:

«Взаимодействие общества и природы»

Таблица 2.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса Тип, вид ресур-са Форма предъявле-ния информации Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Человек, природа, общество. Проблемы взаимодействия

Информационный

Лекция с иллюстрациями

http://www. fcior. edu. ru/card/23122/chelovek-priroda-obshestvo-problemy-vzaimodeystviya. html

2 Загрязнение окружающей среды. И1 Информационный текст

http://www. fcior. edu. ru/card/2123/zagryaznenie-okruzhayushey-sredy-i1. html

3 Человек, природа, общество. Проблемы взаимодействия. Контроль Контрольный

Тест

http://www. fcior. edu. ru/card/23276/chelovek-priroda-obshestvo-problemy-vzaimodeystviya-kontrol. html

Л. В. Малярчук, ГБОУ СОШ №1238 с углублённым изучением английского языка, г. Москва

Метки: География