Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: "Транспортный комплекс России. Виды транспорта" 9 класс

Тема: "Транспортный комплекс России. Виды транспорта" 9 класс

Цели и задачи урока:

– определить значение транспорта для работы хозяйства и жизни населения;

– изучить состав транспортного комплекса;

– познакомить учащихся с понятиями «грузооборот» и «пассажирооборот»;

– познакомить учащихся с отдельными видами транспорта, их особенностями, значением, уровнем развития;

– проанализировать географию ведущих видов транспорта России;

– рассмотреть основные проблемы, стоящие перед транспортным комплексом, – экономические, социальные, экологические;

– продолжить формирование у ребят умения работать с различными источниками географической информации.

Учебно-наглядный комплекс и оборудование:

– карты России – физическая, экономическая, политико-административная, настенная контурная; картины, таблицы, схемы, хрестоматии, справочники:

– мультимедийное оборудование (проектор, экран, ноутбук)

Тип урока: урок изучение нового материала.

Методы:

– Словесные: объяснения-иллюстрации, сообщения учащихся; рассказ с элементами беседы.

– Наглядные: демонстрация карт, таблиц, картин, компьютерной презентации.

– Практические: выполнение практической работы, заполнение контурной карты.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Изучение нового материала

Презентация

(слайд 1). Транспортный комплекс является необходимым условием функционирования хозяйства, жизни населения и вообще существование любого государства, особенно столь протяжённого как Россия.

(слайд 2). Цели и задачи урока.

(слайд 3). Главная продукция транспорта – это перевозки грузов и пассажиров.

Основные задачи транспортной системы:

– Обеспечение связей между отдельными отраслями и районами страны;

– Своевременное обеспечение потребностей хозяйства и населения в перевозках;

– Повышение экономической активности работы транспорта.

Знакомство с понятиями: грузооборот и пассажирооборот. Беседа о транспортном комплексе, его значении и роли в экономике России.

(слайд 4). Далее учитель приводит схему, которую учащиеся записывают в свои тетради, и которая в дальнейшем на уроке будет являться опорой для изучения нового материала (Приложение 2).

(слайд 5). А) Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе России. Этот вид транспорта начал развиваться в России фактически с постройки железной дороги Санкт-Петербург – Москва в 1851 году (сообщения учащихся об истории возникновения и развития железнодорожного транспорта и сети железных дорог в России).

Железнодорожный транспорт – ведущий в транспортной системе страны. Главная задача – обеспечить надёжную транспортную связь Европейской части страны с её восточными районами. Рассказ учителя о большом значении для России ж/д транспорта и об особенностях географии современной сети железных дорог страны; самостоятельная работа с атласами, текстом учебника, справочниками и обозначение на к/к важнейших ж/д магистралей страны; беседа о проблемах, возникающих при строительстве железных дорог.

(слайд 6). Б) Автомобильный транспорт – один из самых дорогих по себестоимости перевозок.

Беседа об автомобильном транспорте России, его особенностях, достоинствах и недостатках, существующей схеме автомобильных дорог; сообщения учащихся об истории развития автомобильного транспорта и экологических проблемах, связанных с ним, а также о путях решения этих проблем.

(слайд 7). В) Трубопроводный транспорт

Рассказ учителя о преимуществах и недостатках данного вида транспорта, особенностях его строительства. Понятие «специальные грузы». География и особенности размещения российских нефте– и газопроводов. Обсуждение последствий загрязнения природы вследствие утечки газа или нефти.

(слайд 8). Г) Воздушный транспорт – один из самых дорогих видов транспорта.

Рассказ учителя об авиационном транспорте, его значении, особенностях, уровне развития. Состав: авиационный и космический. Особенности авиационного транспорта: перевозка скоропортящихся грузов и доставка пассажиров на большие расстояния и в труднодоступные районы. Главная проблема – большой возраст эксплуатации самолётов, необходимость обновления парка самолётов, сильный загрязнитель атмосферы.

Космический транспорт: значение и проблемы.

(слайд 9). Д) Водный транспорт (морской и речной)

Рассказ учителя о морском транспорте России, его специализации, особенностях, значении и уровне развития. Самостоятельная работа с атласом, текстом учебника, справочными материалами. Обозначение на к/к крупнейших морских портов Северного бассейна (Мурманск, Нарьян-Мар, Тикси, Диксон); Тихоокеанского бассейна (Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка); Балтийского бассейна (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград); Черноморского бассейна (Новороссийск, Туапсе, Сочи, Анапа). Сообщения учащихся о речном транспорте России.

(слайд 10). Знакомство учащихся со схемой «Состав морского транспорта», анализ схемы, выводы.

(слайд 11). Проблемы транспортной системы России.

Заключительным этапом урока является постановка проблем, с которыми сталкивается транспортная система России. Учащимся предлагается найти пути решения данных проблем, в случае нехватки времени на уроке данную работу ребята могут выполнить дома и на следующем уроке высказать свои мнения по данным проблемам.

Предлагаемые вопросы для обсуждения:

– Зачем нужны железные дороги в Сибири и на Дальнем Востоке?

– Где, что и как нужно строить?

– Смогут ли платные автодороги решить проблему с качеством автомагистралей?

– Почему в России в последние годы увеличилось число иностранных автомобилей?

– Почему основную массу российских грузов перевозят иностранные морские суда?

– Подумайте, какое сырьё кроме газа и нефти, можно транспортировать трубопроводным транспортом?

– Каким образом развитие транспортного комплекса влияет на развитие курортно-туристических зон в России?

(слайд 12). Домашнее задание

Параграф 35, 36 (по уч. В. П. Дронов, В. Я Ром).

– Изучить карту в атласе «Транспорт России»

– Выполнить задания на контурной карте «Транспорт России»

– Найти пути решения поставленных на уроке проблем

III. Подведение итогов урока, рефлексия, выставление отметок

Л. В. Малярчук, ГБОУ СОШ №1238 с углублённым изучением английского языка, г. Москва

Метки: География