Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема урока: Ископаемые ресурсы, 10 класс

Тема урока: Ископаемые ресурсы, 10 класс

Тип урока: комбинированный

Учебник: Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина. География. Современный мир. 10 – 11 кл. Базовый уровень. М. : Просвещение, 2012, 272 с.

Цель (для учителя): раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные районы их концентрации на планете, выявить проблему исчерпаемости МР.

Цель (для учащихся): уяснить особенности размещения МР, основные районы залегания и добычи ПИ, выявить проблему исчерпаемости МР.

Задачи (для учителя): 1. сформировать представление у старшеклассников о закономерностях размещения МР; 2. определить по картам атласа регионы, обеспеченные МР и регионы-экспортеры минерального сырья; 3. развивать умение классифицировать МР по происхождению и способу применения; 4. выявить страны мира, на территории которых размещены крупнейшие месторождения топливных МР; 5. развивать умение анализировать разработку месторождений МР по двум направлениям – «вглубь» и «вширь»; 6. сконцентрировать внимание старшеклассников на проблеме исчерпаемости МР; 7. продолжить работу над формированием у детей умений работать с таблицами, схемами и диаграммами учебника.

Задачи (для учащихся): 1. научиться классифицировать МР по происхождению и способу использования; 2. определить страны-добытчики и страны-экспортеры МР; 3. уметь определять уровень обеспеченности стран мира различными видами МР; 4. предложить пути решения проблемы исчерпаемости МР.

Оборудование (для учителя): м/м проектор, экран, презентация по теме урока, карта «МР мира».

Оборудование (для учащихся): атлас, учебник, рабочая тетрадь, пишущие принадлежности.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

  1. Проверка домашнего задания.
  • Анализ выполненной дома таблицы учебника на с. 16 «Обеспеченность Китая и США углем и железной рудой».
  • Назвать способы нахождения ресурсообеспеченности стран мира различными видами ПР.
  1. Изучение нового материала.

Этап урока начинается с эпиграфа:

«Ныне к ногам человека сложена вся периодическая система Д. И. Менделеева». Академик А. Е. Ферсман.

  • Вспоминается понятие минеральных ресурсов, дается их классификация по способам использования.
  • В тетрадях с помощью учителя и с опорой на знания предыдущих курсов географии составляется таблица, в которой указаны геологические закономерности распространения МР:
Тип полезных ископаемых Геологические закономерности распространения Примеры полезных ископаемых
Топливные
Рудные
Нерудные
  • При работе с картой атласа «МР мира» выявляются и записываются в рабочие тетради особенности МР:

– -– Размещены неравномерно;

– -– Размещение зависит от строения земной коры и уровня добычи МР;

– -– Многоцелевое использование;

– -– Возможность транспортировки на дальние расстояния;

– -– Исчерпаемые и невозобновимые;

– -– Пополнить запасы возможно только путем разработки новых месторождений.

  1. Работа с учебником.
  • Анализ диаграммы на с. 14, рис. 3 «Минимальные содержания металлов в рудах, необходимые для рентабельной эксплуатации месторождений, %».
  • Работа по таблице № 1 на с. 18. На основе анализа таблицы делается вывод о структуре мирового потребления первичных энергоресурсов.
  • Анализ диаграмм (рис. 4 и 5) на с. 18. Выявляются регионы-лидеры по запасам нефти и газа.
  1. Практикум по картам атласа.
  • По картам атласа определяются страны-лидеры по запасам и добычи МР. На основании анализа карт составляется таблица:
Вид минерального сырья Страны-лидеры по запасам Страны-экспортеры минерального сырья
Нефть
Природный газ
Каменный уголь
Железные руды
Медные руды
  • При анализе таблицы делаются выводы:

– – Не все страны-лидеры по запасам МР являются странами-экспортерами минерального сырья.

– -– МР необходимы, но не всегда обязательны для высокого уровня развития страны (примером служат РФ и Япония).

  1. Эвристическая беседа учителя со старшеклассниками (проблемная часть урока).

Вопросы и задания для обсуждения:

  • На конкретных примерах докажите, что МР относятся к категории исчерпаемых и невозобновимых.
  • Предложите пути рационального использования МР.
  • В настоящее время разработка месторождений МР ведется в двух направлениях: «вглубь» и «вширь». Опишите характерные признаки этих двух направлений. Какое из этих направлений рациональное и почему?
  1. Презентация по теме урока (5 минут).

Представлены слайды с различными типами горных пород. Учащиеся их классифицируют по способу использования и происхождения, закрепляя пройденный на уроке материал.

  1. Домашнее задание.

Параграф 4, вопросы на с. 20 – устно.

С. А. Кулагина, МБОУ "Школа №22", Балашиха, Московская область

Метки: География