Тема урока: Ископаемые ресурсы, 10 класс
Тема урока: Ископаемые ресурсы, 10 класс
Тип урока: комбинированный
Учебник: Ю. Н. Гладкий, В. В. Николина. География. Современный мир. 10 – 11 кл. Базовый уровень. М. : Просвещение, 2012, 272 с.
Цель (для учителя): раскрыть основные закономерности размещения МР, выделить главные районы их концентрации на планете, выявить проблему исчерпаемости МР.
Цель (для учащихся): уяснить особенности размещения МР, основные районы залегания и добычи ПИ, выявить проблему исчерпаемости МР.
Задачи (для учителя): 1. сформировать представление у старшеклассников о закономерностях размещения МР; 2. определить по картам атласа регионы, обеспеченные МР и регионы-экспортеры минерального сырья; 3. развивать умение классифицировать МР по происхождению и способу применения; 4. выявить страны мира, на территории которых размещены крупнейшие месторождения топливных МР; 5. развивать умение анализировать разработку месторождений МР по двум направлениям – «вглубь» и «вширь»; 6. сконцентрировать внимание старшеклассников на проблеме исчерпаемости МР; 7. продолжить работу над формированием у детей умений работать с таблицами, схемами и диаграммами учебника.
Задачи (для учащихся): 1. научиться классифицировать МР по происхождению и способу использования; 2. определить страны-добытчики и страны-экспортеры МР; 3. уметь определять уровень обеспеченности стран мира различными видами МР; 4. предложить пути решения проблемы исчерпаемости МР.
Оборудование (для учителя): м/м проектор, экран, презентация по теме урока, карта «МР мира».
Оборудование (для учащихся): атлас, учебник, рабочая тетрадь, пишущие принадлежности.
Ход урока:
- Организационный момент.
Проверка готовности к уроку.
- Проверка домашнего задания.
- Анализ выполненной дома таблицы учебника на с. 16 «Обеспеченность Китая и США углем и железной рудой».
- Назвать способы нахождения ресурсообеспеченности стран мира различными видами ПР.
- Изучение нового материала.
Этап урока начинается с эпиграфа:
«Ныне к ногам человека сложена вся периодическая система Д. И. Менделеева». Академик А. Е. Ферсман.
- Вспоминается понятие минеральных ресурсов, дается их классификация по способам использования.
- В тетрадях с помощью учителя и с опорой на знания предыдущих курсов географии составляется таблица, в которой указаны геологические закономерности распространения МР:
Тип полезных ископаемых | Геологические закономерности распространения | Примеры полезных ископаемых |
Топливные | ||
Рудные | ||
Нерудные |
- При работе с картой атласа «МР мира» выявляются и записываются в рабочие тетради особенности МР:
– -– Размещены неравномерно;
– -– Размещение зависит от строения земной коры и уровня добычи МР;
– -– Многоцелевое использование;
– -– Возможность транспортировки на дальние расстояния;
– -– Исчерпаемые и невозобновимые;
– -– Пополнить запасы возможно только путем разработки новых месторождений.
- Работа с учебником.
- Анализ диаграммы на с. 14, рис. 3 «Минимальные содержания металлов в рудах, необходимые для рентабельной эксплуатации месторождений, %».
- Работа по таблице № 1 на с. 18. На основе анализа таблицы делается вывод о структуре мирового потребления первичных энергоресурсов.
- Анализ диаграмм (рис. 4 и 5) на с. 18. Выявляются регионы-лидеры по запасам нефти и газа.
- Практикум по картам атласа.
- По картам атласа определяются страны-лидеры по запасам и добычи МР. На основании анализа карт составляется таблица:
Вид минерального сырья | Страны-лидеры по запасам | Страны-экспортеры минерального сырья |
Нефть | ||
Природный газ | ||
Каменный уголь | ||
Железные руды | ||
Медные руды |
- При анализе таблицы делаются выводы:
– – Не все страны-лидеры по запасам МР являются странами-экспортерами минерального сырья.
– -– МР необходимы, но не всегда обязательны для высокого уровня развития страны (примером служат РФ и Япония).
- Эвристическая беседа учителя со старшеклассниками (проблемная часть урока).
Вопросы и задания для обсуждения:
- На конкретных примерах докажите, что МР относятся к категории исчерпаемых и невозобновимых.
- Предложите пути рационального использования МР.
- В настоящее время разработка месторождений МР ведется в двух направлениях: «вглубь» и «вширь». Опишите характерные признаки этих двух направлений. Какое из этих направлений рациональное и почему?
- Презентация по теме урока (5 минут).
Представлены слайды с различными типами горных пород. Учащиеся их классифицируют по способу использования и происхождения, закрепляя пройденный на уроке материал.
- Домашнее задание.
Параграф 4, вопросы на с. 20 – устно.
С. А. Кулагина, МБОУ "Школа №22", Балашиха, Московская область
Метки: География