Тема урока «Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы», класс 8
Тема урока «Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы», класс 8
Цель: изучить связь между строением литосферы и основными формами рельефа на территории России.
Задачи: Расширить знания учащихся о тектонических структурах, их происхождении, размещении на территории России; развивать краеведческие знания о геологическом строении земной коры; показать практическое значение знаний о тектоническом строении для человека в современных условиях; научить анализировать и сопоставлять тектоническую карту и геологическую карту.
Оборудование: Тектоническая и физическая карты России.
План урока
- Организационный момент – 3 мин;
- Проверка домашнего задания – 7 мин;
- Изучение нового материала – 25 мин;
- Закрепление изученного – 8 мин;
- Итог урока. Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
- I. Организационный момент
- II. Проверка домашнего задания
- Какие науки изучают строение земной коры? (Геология, геотектоника, петрология, минералогия. )
- Перечислите геологические эры, начиная с древнейшей.
- Назовите самую короткую и самую длинную эру.
- Простите названия периодов каждой эры.
- Охарактеризовать какой-либо период (по выбору учащихся. )
- III. Изучение нового материала
В процессе совместной работы на прошлом уроке мы поняли, что в геохрологической таблице заключена огромная информация о развитии Земли. Но по ней трудно судить, в каких районах земного шара, материка или нашей страны происходили те или иные геологические событии. Об этом дают представления различные карты: тектонические, геологические, размещения полезных ископаемых и т. д. С тектонической картой (картой строения земной коры) мы уже знакомы. Геологическая карта показывает распространение горных пород различного возраста, выходящих на поверхность. На основании геологических карт проводится поиск и разведка полезных ископаемых.
Вы уже знаете, что земная кора представляет собой совокупность литосферных плит и их осколков. Литосферные плиты состоят из платформ и складчатых поясов.
Платформа – это обширный малоподвижный участок земной коры. Имеет двухъярусное строение: фундамент из смятых метаморфизированных пород и чехол, сложенный спокойно залегающими осадочными породами.
Платформы имеют двухслойное строение. Нижний слой состоит из древних кристаллических пород – гранитов, гнейсов и др. Как правило, он смят в складки и называется фундаментом. Верхний слой, состоящий из осадочных пород, называется осадочным чехлом. Чехол состоит из известняков, глин, мергелей, песков, песчаников.
Складчатый пояс – это подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру.
Понятие «платформа» и «складчатый пояс» учащиеся записывают в тетрадь. Учитель сопровождает свое объяснение демонстрацией платформы и складчатого пояса. Это помогает школьникам быстрее вспомнить и закрепить понятия.
Учитель отмечает, что территория страны – часть древнего материка Лавразии. Основная часть – это Евразийская литосферная плита, которая имеет очень сложное строение и состоит из платформ и складчатых областей разного возраста.
Задание и вопросы:
- Какими способами показаны на тектонической карте геологические структуры?
- Каким цветом показаны на карте области разных складчатостей – от байкальской до кайнозойской?
- Какие структуры занимают наибольшие территории? Какой возраст они имеют?
- Чем плиты отличаются от платформ? (Плиты – это молоды платформы. )
- Какие территории нашей страны возникли в герцинскую складчатость, в мезозойскую, в кайнозойскую?
- Почему Кавказские горы выше Уральских?
Чтобы углубить понятие «платформа», необходимо познакомить учащихся с такими понятиями, как «траппы» и «щиты». Их также можно записать в тетрадь.
Траппы – это излившиеся в разное время и наслоившиеся друг на друга лавовые потоки, они образуют ступенчатые склоны. В России характерны для Среднесибирского плоскогорья.
Щиты – это выход фундамента платформы на поверхность. В нашей стране известны Балтийский щит на Русской платформе, Анабарский щит на Сибирской платформе и т. д.
Задание:
- Найдите на тектонической карте щиты. (На Восточно-Европейской платформе есть два щита: Анабарский и Алданский. )
- Какие формы рельефа соответствуют щитам? (На Балтийском щите есть и равнины, и низкие горы – Хибины, на Анабарском щите – Анабарское плато, на Алданском – Алданское нагорье. )
- Определите, каким цветом показываются каждая из складчатостей. (Байкалиды – сиреневым или фиолетовым, мезозоиды – зеленым, альпиды – желтым; платформы: древние – розовым, молодые – грязно-зеленым, щиты – красным. )
- Заполните таблицу, пользуясь физической и тектонической картой России (учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу. )
Вид складчатости | Характеристика складчатости | Примеры территорий |
Байкальская складчатость | Глыбовые, возрожденные, древнейшие | Кузнецкий кряж, Яблоновый хребет |
Древняя платформа | Складчато-глыбовые горы, возрожденные, древние | Русская, Сибирская платформа |
Калидонская складчатость | Складчато-глыбовые горы, возрожденные, древние | Восточный Саян, точная часть Алтая |
Герцинская складчатость | Складчато-глыбовые горы, возрожденные, древние | Западный Саян, западная часть Алтая, Уральские горы, Борщовочный хребет |
Мезозойская складчатость | Глыбово-складчатые горы, средние | Хребет Черского, Момский хребет, Верхоянский, Сихотэ-Алинь |
Альпийская складчатость | Складчатые, молодые горы | Срединный хребет, Кавказ, остров Сахалин, Курильские острова |
- IV. Закрепление изученного
- Чем отличаются друг от друга Лолита и щит?
- Какие горные породы встречаются на Пите и щите?
- 3)Где может развиваться овражная сеть – на щитах или плитах? Почему? (На щитах овраги не образуются, т. к. это твердые магматические породы, которые плохо разрушаются склоновыми текучими водами. )
- Приведите примеры платформ, плит, щитов.
- 5)Какие формы рельефа расположены на платформах? (Восточно-Европейская равнина соответствует Русской платформе, а Среднесибирское плоскогорье расположено на Сибирской платформе. )
- Где встречаются щиты, а где плиты?
- V. Итог урока. Домашнее задание: повторить §12, записи в тетради знать.
А. С. Бронников, МОУ Лицей 22, г. Воскресенск, Московская область
Метки: География