Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • География
  • Тема урока «Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы», класс 8

Тема урока «Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы», класс 8

Тема урока «Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы», класс 8

Цель: изучить связь между строением литосферы и основными формами рельефа на территории России.

Задачи: Расширить знания учащихся о тектонических структурах, их происхождении, размещении на территории России; развивать краеведческие знания о геологическом строении земной коры; показать практическое значение знаний о тектоническом строении для человека в современных условиях; научить анализировать и сопоставлять тектоническую карту и геологическую карту.

Оборудование: Тектоническая и физическая карты России.

План урока

  1. Организационный момент – 3 мин;
  2. Проверка домашнего задания – 7 мин;
  3. Изучение нового материала – 25 мин;
  4. Закрепление изученного – 8 мин;
  5. Итог урока. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания
  3. Какие науки изучают строение земной коры? (Геология, геотектоника, петрология, минералогия. )
  4. Перечислите геологические эры, начиная с древнейшей.
  5. Назовите самую короткую и самую длинную эру.
  6. Простите названия периодов каждой эры.
  7. Охарактеризовать какой-либо период (по выбору учащихся. )
    1. III. Изучение нового материала

В процессе совместной работы на прошлом уроке мы поняли, что в геохрологической таблице заключена огромная информация о развитии Земли. Но по ней трудно судить, в каких районах земного шара, материка или нашей страны происходили те или иные геологические событии. Об этом дают представления различные карты: тектонические, геологические, размещения полезных ископаемых и т. д. С тектонической картой (картой строения земной коры) мы уже знакомы. Геологическая карта показывает распространение горных пород различного возраста, выходящих на поверхность. На основании геологических карт проводится поиск и разведка полезных ископаемых.

Вы уже знаете, что земная кора представляет собой совокупность литосферных плит и их осколков. Литосферные плиты состоят из платформ и складчатых поясов.

Платформа – это обширный малоподвижный участок земной коры. Имеет двухъярусное строение: фундамент из смятых метаморфизированных пород и чехол, сложенный спокойно залегающими осадочными породами.

Платформы имеют двухслойное строение. Нижний слой состоит из древних кристаллических пород – гранитов, гнейсов и др. Как правило, он смят в складки и называется фундаментом. Верхний слой, состоящий из осадочных пород, называется осадочным чехлом. Чехол состоит из известняков, глин, мергелей, песков, песчаников.

Складчатый пояс – это подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру.

Понятие «платформа» и «складчатый пояс» учащиеся записывают в тетрадь. Учитель сопровождает свое объяснение демонстрацией платформы и складчатого пояса. Это помогает школьникам быстрее вспомнить и закрепить понятия.

Учитель отмечает, что территория страны – часть древнего материка Лавразии. Основная часть – это Евразийская литосферная плита, которая имеет очень сложное строение и состоит из платформ и складчатых областей разного возраста.

Задание и вопросы:

  • Какими способами показаны на тектонической карте геологические структуры?
  • Каким цветом показаны на карте области разных складчатостей – от байкальской до кайнозойской?
  • Какие структуры занимают наибольшие территории? Какой возраст они имеют?
  • Чем плиты отличаются от платформ? (Плиты – это молоды платформы. )
  • Какие территории нашей страны возникли в герцинскую складчатость, в мезозойскую, в кайнозойскую?
  • Почему Кавказские горы выше Уральских?

Чтобы углубить понятие «платформа», необходимо познакомить учащихся с такими понятиями, как «траппы» и «щиты». Их также можно записать в тетрадь.

Траппы – это излившиеся в разное время и наслоившиеся друг на друга лавовые потоки, они образуют ступенчатые склоны. В России характерны для Среднесибирского плоскогорья.

Щиты – это выход фундамента платформы на поверхность. В нашей стране известны Балтийский щит на Русской платформе, Анабарский щит на Сибирской платформе и т. д.

Задание:

  • Найдите на тектонической карте щиты. (На Восточно-Европейской платформе есть два щита: Анабарский и Алданский. )
  • Какие формы рельефа соответствуют щитам? (На Балтийском щите есть и равнины, и низкие горы – Хибины, на Анабарском щите – Анабарское плато, на Алданском – Алданское нагорье. )
  • Определите, каким цветом показываются каждая из складчатостей. (Байкалиды – сиреневым или фиолетовым, мезозоиды – зеленым, альпиды – желтым; платформы: древние – розовым, молодые – грязно-зеленым, щиты – красным. )
  • Заполните таблицу, пользуясь физической и тектонической картой России (учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу. )
Вид складчатости Характеристика складчатости Примеры территорий
Байкальская складчатость Глыбовые, возрожденные, древнейшие Кузнецкий кряж, Яблоновый хребет
Древняя платформа Складчато-глыбовые горы, возрожденные, древние Русская, Сибирская платформа
Калидонская складчатость Складчато-глыбовые горы, возрожденные, древние Восточный Саян, точная часть Алтая
Герцинская складчатость Складчато-глыбовые горы, возрожденные, древние Западный Саян, западная часть Алтая, Уральские горы, Борщовочный хребет
Мезозойская складчатость Глыбово-складчатые горы, средние Хребет Черского, Момский хребет, Верхоянский, Сихотэ-Алинь
Альпийская складчатость Складчатые, молодые горы Срединный хребет, Кавказ, остров Сахалин, Курильские острова
  1. IV. Закрепление изученного
  2. Чем отличаются друг от друга Лолита и щит?
  3. Какие горные породы встречаются на Пите и щите?
  4. 3)Где может развиваться овражная сеть – на щитах или плитах? Почему? (На щитах овраги не образуются, т. к. это твердые магматические породы, которые плохо разрушаются склоновыми текучими водами. )
  5. Приведите примеры платформ, плит, щитов.
  6. 5)Какие формы рельефа расположены на платформах? (Восточно-Европейская равнина соответствует Русской платформе, а Среднесибирское плоскогорье расположено на Сибирской платформе. )
  7. Где встречаются щиты, а где плиты?
    1. V. Итог урока. Домашнее задание: повторить §12, записи в тетради знать.

А. С. Бронников, МОУ Лицей 22, г. Воскресенск, Московская область

Метки: География