Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема: География религий

Тема: География религий

Цели:

1. Познакомить с религиозной (конфессиональной) структурой современного мира, географическими аспектами религиозного состава населения мира, с понятиями: «цивилизация», «религия», определить значение религий в истории развития культуры человечества и их влияние на жизнь людей и хозяйство мира.

2. Продолжить формирование умения использовать текстовые, картографические и электронные источники при выявлении состава и особенностей размещения населения разного вероисповедания и умения показывать в виде схемы знания, дифференцировав их после использования разных источников.

3. Способствовать воспитанию религиозной толерантности.

Форма урока: урок – практикум с использованием проектов учащихся.

Средства обучения: учебник, атласы, карта религиозного состава населения мира, интернет – ресурсы, индивидуальный рабочий лист, музыка.

Методы: поисковый, объяснительно – иллюстративный, метод проектов, частично-поисковый.

Формы работы учащихся на уроке: индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Обратная связь:

  1. демонстрация рабочего листа с выполненными заданиями.
  2. вовлечение учащихся в беседу.
  3. тестовые задания по изученной теме с демонстрацией ответов.
  4. Презентация индивидуального домашнего задания

Предварительная подготовка.

Трем учащимся дается индивидуальное домашнее задание : приготовить презентацию по темам «Христианство», «Буддизм», «Ислам». Требования : время– 3 минуты, раскрыть основные идеи религии, географию, направления, число приверженцев, влияние религии на культуру.

1. Оргмомент. Вхождение в урок. ( учитель начинает урок с притчи)

Притча о Маме

За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога:

– Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил:

– Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.

– Но как я пойму его, ведь я не знаю его язык?

– Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

– Как и когда я должен вернуться к тебе?

– Твой ангел скажет тебе всё.

– А как зовут моего ангела?

– Неважно как его зовут, у него много имён.

Ты будешь называть его «Мама».

2. Изучение новой темы.

Учитель: Ребята, на доске вы видите тему нашего урока «География религий». Подумайте, пожалуйста, и скажите, о чем бы вы хотели сегодня поговорить на уроке, что необходимо нам сегодня узнать и почему.

( ответы учащихся определяют цель урока, учитель по необходимости дополняет или корректирует ответы учащихся).

Вступительное слово учителя.

«Современный мир– это несколько тысяч разноязычных больших и малых народов с их культурой, веками формировавшимися традициями и обычаями. Но вместе с тем мировое сообщество при всей своей неоднородности развивается по определенным законам, постигнуть которые, наряду с философией, историей помогает география религий ( часть общественной географии). Знание религиозной принадлежности населения помогает глубже понять особенности экономики и социальной географии отдельных регионов мира. Прежде чем мы приступим к рассмотрению географии мировых религий, нам нужно разобраться с понятиями : «религия», «культура», «цивилизация». Для этого давайте обратимся к таблице 1. Установив соответствие, опираясь на свои опыт и знания, пользуясь методом исключения, мы познакомимся с вышеперечисленными терминами.

Словарная работа. (Работа с таблицей1. ) Цель: дать определение терминам «цивилизация», «культура», «религия», определить соотношение данных понятий. ( Количество правильных ответов равно количеству заработанных баллов)

Цивилизация – одна из форм культуры, мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам, а также освящение норм морали.
Культура – культурная общность наивысшего типа с такими объективными признаками, как общность религии, языка, обычаев, интересов и т. д.
Религия – совокупность материальных и духовных ценностей, а так же способов их создания.

Вопрос учителя: – Как соотносятся данные понятия? ( Религия определяет духовность (часть культуры), а духовность формирует цивилизацию).

Вопрос учителя: Имеет ли место религия в современном мире? ( Религия оказывала и оказывает большое влияние на общественную жизнь многих стран и народов. Она играет очень важную роль в личной жизни человека, определяет его демографическое поведение. Формирует морально-нравственные нормы и мировоззрение людей. Религия до сих пор остается также важным политическим инструментом).

Работа с учебником.

Задание: пользуясь текстом учебника на странице 73, заполните таблицу2.

Религии
Мировые Местные традиционные верования

Индуизм

Даосизм

Анимизм

По результатам заполнения таблицы делается вывод: религии делятся на мировые, национальные, местные традиционные верования.

Индивидуальные сообщения.

Учитель: предоставляем слово учащимся , приготовившим сообщения к сегодняшнему уроку на тему «Мировые религии». Сообщения помогут нам понять основную идею религии, направления, проследить географию религии, оценить число приверженцев той или иной религии, влияние религии на культуру.

Учитель: Ребята, какие выводы можно сделать из прослушанных сообщений? ( 1. По числу приверженцев христианство является наиболее многочисленной религией мира; основные его направления-православие, католицизм, протестантизм. 2. Ислам – вторая по численности мировая религия – распространен преимущественно в странах Азии и Африки. 3. Буддизм – самая древняя мировая религия, его родина – Индия. 4. Религия является неотъемлемой и важной составной частью мировой культуры. ).

Музыкальная релаксация.

Учитель: Многие талантливые художники, поэты, писатели и композиторы в своих творениях обращались к религиозной тематике. Великие композиторы Д. С. Ботнянский, А. Т. Гречанинов, А. Д. Кастальский, А. Ф. Львов, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов и другие писали для церкви. Я предлагаю вашему вниманию небольшой фрагмент из произведения П. И. Чайковского. Петр Ильич написал циклы к двум важнейшим богослужениям православной Церкви «Литургии святого Иоана Златоуста» и «Всенощному бдению». В состав первого входит «Тебе поем».

Работа в парах ( с таблицей 3), ( проверка – блиц-опрос)

Учитель: Вы прослушали содержательные сообщения одноклассников. В сообщениях были приведены примеры, где, в какой стране или регионе исповедуется та или иная религия. Я предлагаю вам поработать над таблицей 3. В помощь можно использовать карту учебника на стр. 74 ( рис. 30. География религий), информацию учебника на стр. 76-77.

Мировые религии Национальные религии Местные верования
Христианство Ислам Буддизм иудаизм Синтоизм Даосизм и конфуцианство
католицизм православие протестантизм шиизм суннизм

махаяна

хинаяна

3. Закрепление изученного материала.

Тест. (самопроверка)

1. Одна из форм культуры, мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам-

А) религия Б) культура В) цивилизация

2. Крупнейшая по числу верующих религия.

А) христианство Б) буддизм В) ислам

3. Ислам исповедует большая часть населения

А) Западной Европы Б) Юго-Западной Азии В) Латинской Америки

4. Самая «католическая» по числу верующих страна мира-это _______________

А) Бразилия Б) Испания В) Италия

5. Какой город является центром паломничества буддистов-ламаистов?

А) Иерусалим Б) Мекка В) Лхаса Г) Рим

6. Страна с наибольшим количеством мусульман.

А) Индонезия Б) Саудовская Аравия В) Россия Г) Индия

7. Установите соответствия:

А) нирвана 1. буддизм
Б) троица 2. ислам
В) каббала 3. христианство
Г) хадж

8. В каком городе находятся священные места для приверженцев следующих религий:

А) буддизм 1. Рим
Б) ислам 2. Мекка
В) католицизм 3. Лумбини

9. Какая из перечисленных религий не является ветвью христианства?

А) католицизм Б) конфуцианство В) православие

10. В каких странах господствующей религией является ислам?

А) Саудовская Аравия, Ирак, Иран

Б) Саудовская Аравия, Ирак, Индия

В) Саудовская Аравия, Иран, Индия.

4. Подведение итогов урока. Домашнее задание: выполнить задания на стр. 77 к параграфу 17.

5. Заключительное слово учителя.

Притча о Боге

Говорят, после того как Бог создал мир, человек проявил необыкновенную прыть и сразу шагнул за пределы дозволенного. Это обстоятельство очень обеспокоило Бога.

Он созвал семь архангелов на совет и сказал: «Возможно, я совершил ошибку, создав человека, теперь мне не будет покоя. Люди будут преступать дозволенное, а потом бесконечно жаловаться на свою несчастную жизнь. Куда бы мне спрятаться от них?».

Архангелы долго думали. Один из них посоветовал Богу спрятаться на вершине Эвереста. Но Бог сказал: «Очень скоро люди доберутся туда». Другой архангел предложил: «Спрячься на дне океана». Еще один посоветовал укрыться на Луне. Было еще множество разных предложений, но Бог все их отверг.

Наконец, один из архангелов сказал: «Спрячься в сердце человека. Там Тебя никто не будет беспокоить, а найдет лишь человек с открытым сердцем». Это предложение понравилось Богу. Он так и поступил.

Рабочий ( оценочный) лист

Вид работы Максимальное количество баллов Заработанное количество баллов
Таблица 1 3
Таблица 2 9
Таблица 3 11
Тест 10
Итого баллов 33

Оценка :

«5»– 33-28

«4»– 27-23

«3»– 22-17

«2»– 16 и меньше

О. Е. Лакушина, МКОУ Барлукская СОШ, с. Барлук, Иркутская область

Метки: География