Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Внутренние воды Африки. Реки. 7 класс

Внутренние воды Африки. Реки. 7 класс

Цель урока: Познакомить учащихся с крупнейшими реками Африки, сформировать представление об их основных чертах.

Задачи: Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Африки; познакомить учащихся с крупнейшими объектами внутренних вод Африки – реками; сформировать у учащихся представление об особенностях рек и озер Африки: характере течения, режиме питания, распространения по территории Африки; продолжить формирование умения работать с различными географическими картами, умения анализировать климатические диаграммы различных типов климата Африки, находить зависимость особенностей рек Африки от климата и рельефа.

Оборудование: Физическая карта Африки, таблицы с графиками годового стока воды в реках.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.

Географические объекты: реки: Нил, Конго, Замбези, Нигер, Окаванго, Оранжевая, Лимпопо; водопады: Виктория, Стэнли, Ливингстона.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: физическая карта Австралии, опорный конспект (Приложение 1), карточки, презентация. (Приложение 2)

План урока

  1. Организационный момент – 2 мин;
  2. Проверка домашнего задания. Повторение изученного – 11 ми;
  3. Изучение нового материала – 12 мин;
  4. Проверка усвоения нового материала – 5 мин;
  5. Практическая работа – 10 мин;
  6. Закрепление изученного – 3 мин;
  7. Итог урока. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Проверка домашнего задания. Повторение изученного по теме «Климат Африки»

Фронтальный опрос

Учитель называет основные характеристики климатических поясов Африки, а учащиеся должны дать их название:

  1. 1)Климатический пояс находится между 2° ю. ш. и 5° с. ш. (Экваториальный. )
  2. 2)Расположен между 17-30° с. ш. и 2 – 30° ю. ш. (Субэкваториальный. )
  3. 3)Жарко и сухо в течении всего года. (Тропический. )
  4. 4)Тепло и сухо зимой, тепло и дождливо летом. (Субэкваториальный. )
  5. 5)Весь год преобладают сухие воздушные массы, дуют пассаты. (Тропический. )
  6. Летом влажные воздушные массы, зимой сухие. (Субэкваториальный. )
  7. 7)Летом исключительно жарко, почти безоблачно, температура в тени +50°С. (Тропический. )
  8. 8)Зима жаркая, рост трав и деревьев почти прекращается или замедляется. (Субэкваториальный. )
  9. 9)Осадков выпадает очень мало, летом и зимой менее 100 мм осадков. (Тропический. )
  10. 10)Осадков выпадает 800 – 1000 мм в год, главным образом летом. (Субэкваториальный. )
  11. 11)Одно время года. (Экваториальный. )
  12. 12)Климат средиземноморский. (Субтропический. )

Задания на проверку фактического материала

  • Докажите справедливость тезиса о том, то Африка – самый жаркий материк.
  • Есть ли в Африке ледники?

Задания на проверку умений работы с картой

  • Пользуясь климатической картой, дайте характеристику тропического пояса Африки.
  • Используя климатическую карту, опишите климат о. Мадагаскар.

Задания на проверку причинно-следственных связей

  • Почему теплый воздух над экватором поднимается вверх, и выпадает много осадков?
  • На каком склоне Драконовых гор выпадает больше осадков?
  • Почему на западном побережье Африки образуется пустыня Намиб?
  • Сравните причины образования пустынь Сахара и Намиб.
  • Объясните, почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий?
  • Почему при значительной протяженности с севера на юг Африка имеет небольшой набор климатических поясов?

Задание на творческое применение знаний

  • Определите самое жаркое место в Африке. Объясните причины такой высокой температуры.
  • Определите по климатической карте район, в котором выпадает самое большое количество осадков.
  • Когда солнце в зените над экватором и южным тропиком, средняя температура воздуха достигает +24°С. Однако над северным тропиком при аналогичном положении солнца средняя температура +32°С. Чем это можно объяснить?
  • Как вы думаете, почему в районе экватора Африки при большом количестве осадков нет большого количества озер?
  • Верно ли отверждение: на экваторе осадки идут круглый год и целый день?
  1. III. Изучение нового материала
  • Вспомните виды внутренних вод

Вспомнить понятия: водораздел, бассейн, речная система, речная долина. На доске схема:

Внутренние воды:

подземные воды

болота

ледники

озера

реки

Учащиеся переносят схему в тетради.

  • Бассейны каких океанов представлены на материке? (Атлантического, Индийского. )

Примеры рек бассейнов этих океанов ученики, пользуясь физической картой Африки, называют сами.

Далее работа проводится в группах или по рядам (один ряд приводят примеры рек Индийского океана, второй – Атлантического, третий – реки бессточного бассейна). При этом все учащиеся заполняют в тетради следующую схему:

Бассейны океанов:

Индийский океан примеры ____________.

Атлантический океан примеры _____________. .

Бессточный бассейн примеры _______________

Далее предлагается работа по вариантам: первый вариант определяет влияние рельефа на реки; второй вариант определяет влияние климата на реки. Затем ученики вместе с учителем проверяют выполненную работу. Это можно организовать следующим образом: вариант, изучающий влияние климата на реки, анализируют ответы учеников, изучавших влияние рельефа на реки и наоборот. После этого как анализ ответов будет выполнен, все ученики заполняют таблицу:

Влияние внешних факторов на реки

Внешние факторы

Воздействие внешних

факторов

Примеры
Рельеф

Характер течения

Пороги и водопады

Работа рек

Направление

Большая часть рек порожиста, много водопадов. Преобладают реки, впадающие а Атлантический океан.

Климат

Многоводность

Питание

Режим

Ледостав

Многоводны реки, текущие в ЭКП. Преобладает питание дождевое. В ЭКП реки полноводные круглый год, в СУБЭКП половодье наступает в летние месяцы, а в СУБТКП реки разливаются зимой. Ледостава нет.
  1. IV. Проверка усвоения нового материала

Учитель показывает на доске три графика годового стока рек. Задание: определить питание, режим рек и назвать примеры рек с представленным годовым стоком.

Первый график показывает уровень воды в реках субэкваториального пояса, например, Нигер, Замбези. Второй график отражает уровень воды в реках субтропического пояса, а третий – экваториального, например, Конго.

  1. V. Практическая работа по составлению характеристики рек.

Учащиеся выполняют таблицу:

Название реки Исток Устье Основное направление Питание Режим
Конго Юго-восток Заира Атлантический океан На запад дождевое Полноводна круглый год
Нил Два истока Средиземное море На север Дождевое и подземное Транзитная река ,режим меняется в зависимости от климатического пояса
Замбези 22° ю. ш. , 24° в. д. Мозамбикский пролив На восток Дождевое Летнее половодье
Окаванго Двойной исток, река образуется от слияния двух рек: Квито и Кубанго Впадина Калахари На юго-восток Дождевое и подземное Летнее половодье
Лимпопо Высокий Велд Индийский океан На восток Дождевое Летнее половодье

Работа проверяется устно

  1. VI. Закрепление изученного
  • Почему бассейны рек Индийского океана меньше Атлантического?
  • Приведите примеры транзитных рек Африки.
  • Почему Нил в низовьях разливается в начале осени?
  1. VII. Итог урока. Домашнее задание: §27, стр. 120-122, на к/к обозначить крупные реки Австралии. Записи в тетради знать.

А. С. Бронников, МОУ Лицей 22, г. Воскресенск, Московская область

Метки: География