Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Тема. Машиностроение мира. 10 класс

Тема. Машиностроение мира. 10 класс

Цель: формировать представление о развитии и разнообразии отраслей машиностроения мира.

Задачи:

  1. Познакомиться с отраслями и центрами машиностроения мира, факторами их размещения; определить значение машиностроительного комплекса в экономике в целом;
  2. Развивать навыки логического мышления, умения анализировать графическую и статистическую ( табличную) информацию;
  3. Способствовать воспитанию уважения к умственному труду, взаимоответственности и взаимопомощи.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы:

  1. Частично-поисковый
  2. Проблемный
  3. Беседа

Формы работы учащихся на уроке:

  1. Индивидуальная
  2. Групповая
  3. Коллективная

Оборудование:

  • Мультимедийная презентация
  • Раздаточный материал ( тесты, таблицы, дополнительная информация)
  • Атлас. Социальная и экономическая география мира.

1. Оргмомент. Вхождение в урок.

«Зимняя притча»

Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа – аккуратно утоптанная дорожка.

На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит – а у соседа уже дорожка проложена.

На третий день снегу намело – по колено. Встал ещё раньше первый сосед, вышел наводить порядок. А у соседа – дорожка уже ровная, прямая – просто загляденье!

В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сём, тут первый сосед невзначай и спрашивает:

– Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:

– Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

Учитель: Здравствуйте. Я рада, друзья, что вы сегодня пришли на мой урок. А мне выпала честь провести у вас урок в поиске нового интересного важного знания. И так, начнем.

2. Изучение новой темы.

2. 1. Введение в урок с целью определения задач урока.

Учитель: Вы изучаете раздел географии «Промышленность мира», в частности, приступили к изучению обрабатывающей промышленности. Напомните мне, пожалуйста, какие отрасли обрабатывающей промышленности вы знаете ( ответы учащихся). Сегодня более подробно мы поговорим о машиностроении. О чем бы вы хотели сегодня узнать на уроке? Что интересно вам узнать по изучаемой теме?( совместное определение целей и задач урока).

2. 2. Актуализация знаний – выдвижение проблемной ситуации с целью подведения к новому знанию.

Мини-тест «Согласны ли вы, что . ».

1. Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления.

А) да Б) нет В) у меня своя точка зрения

2. Размещение машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и прежде всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых ресурсов, а также – потребителей готовой продукции.

А) да Б) нет В) у меня своя точка зрения

3. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышению производительности труда.

А) да Б) нет В) у меня своя точка зрения

4. Лидерами в машиностроении являются США, Япония, Франция, Великобритания, Германия, Китай.

А) да Б) нет В) у меня своя точка зрения

5. В США автомобильная промышленность работает почти исключительно на внутренний рынок, тогда как в Западной Европе и особенно в Японии – на внешний.

А) да Б) нет В) у меня своя точка зрения

2. 3. Работа в мини – группах по овладению новым знанием.

Задания для групп: определить регионы и центры отраслей машиностроения, факторы их размещения.

1 группа (пара) -станкостроение

2 группа– судостроение

3 группа – электроника

4 группа – авиастроение

5 группа – железнодорожное машиностроение

6 группа – автомобилестроение

Таблица для систематизации полученного знания.

Отрасли машиностроения Страны-лидеры в производстве (машиностроительные компании) Факторы размещения Выводы, примечания

2. 4. Демонстрация полученного опыта ( знания).

Результат систематизации и обобщения полученного опыта – сводная таблица.

3. Обобщение полученных знаний по повторному анализу мини-теста.

Учитель: В результате работы в группах мы получили сводную таблицу, где систематизировали основную информацию по изучаемой проблеме. Давайте вернемся к тесту, с которым работали в начале урока.

Вопросы:

  1. Какие утверждения теста были нами доказаны в результате работы?
  2. Какие вопросы данной темы вы хотели бы изучить глубже?
  3. Подведение итогов урока. Рефлексия. Д/з согласно запросу учащихся ( Через индивидуальные задания).

Отрасли машиностроения

Отрасли машиностроения Страны – лидеры в производстве Факторы размещения Особые примечания
Станкостроение ФРГ, Япония, США, Италия, Швейцария, Южная Корея, Индия, Бразилия Потребительский, сырьевой Лидерами в станкостроении являются развитые страны
Военно-промышленная электротехника США, ФРГ, Великобритания Научный, трудовой Военно– промышленная электроника представлена в основном в развитых странах
Бытовая электроника Южная Корея, Тайвань, Китай Трудовой Бытовая электроника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому представлена в развивающихся странах, особенно НИС

Судостроение

Япония, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Индия, Мексика Сырьевой, потребительский Ведущие позиции занимают Япония, Южная Корея, которые нуждаются в больших поставках сырья, которое в основном поставляется морским видом транспорта. Поэтому наличие судостроении в этих странах объясняется именно потребительским фактором. Также немаловажное значение имеет стоимость труда рабочих в развивающихся странах. Бывшие производители судов– США, Великобритания перешли на судоремонт и гражданское судостроение (яхты)
Авиастроение США, ФРГ, Россия, Франция Трудовой, потребительский, сырьевой (алюминий) Авиастроение представлено в основном только в развитых странах
Железнодорожное машиностроение Китай, Индия, Россия, Бразилия, Аргентина, Мексика Сырьевой Вытеснение железнодорожного машиностроения из развитых в развивающиеся страны
Автомобилестроение

Легковые: Япония (1 место), США (2 место), ФРГ, Франция, Италия, Великобритания.

Грузовые: США, Япония, Канада, Россия

Сырьевой, потребительский Пока автомобилестроение представлено в развитых странах, но сборка автомобилей известных марок уже давно сосредоточена в развивающихся странах(Южной Корее, Китае, Бразилии, Мексике), что связано с созданием свободных экономических зон в развивающихся странах и различием в оплате между рабочим развитой страны и развивающейся

География мирового машиностроения

Среди стран можно выделить основных лидеров в машиностроении в целом: США, Китай, Францию, Японию, Германию, Мексику, Индию, Бразилию. Кроме того, выделяют четыре главных машиностроительных региона: Северная Америка (США, Канада), Зарубежная Европа (Германия, Франция, Италия, Испания), Восточная и Юго-Восточная Азия (Китай, Республика Корея, Япония, Индонезия, Малайзия), СНГ (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан). В Японии, Индонезии, Малайзии, Сингапуре более 60% производимой машиностроительной продукции идет на экспорт.

Автомобильная промышленность (автомобилестроение). Автомобилестроение, как отрасль машиностроения, зародилась в 80 – 90-х годах XIX века во Франции и Германии, а в конце XIX – начале XX веков в Англии, Италии, США, Бельгии, Канаде, Австро-Венгрии, Швейцарии и Российской Империи в связи с объективной общественной потребностью в механизации сухопутных безрельсовых перевозок (прежде всего военных) и вытеснении из данной области человеческой деятельности мускульной силы животных (и людей). С середины XX века автомобилестроение относится к зрелым отраслям промышленности с высокой степенью монополизации. В настоящее время автомобилестроение является ведущей подотраслью машиностроения, одним из главных покупателей различного вида продукции (стали, каучука, пластмасс и др. ).

Производство автомобилей растет с каждым годом. Примерно 4/5 всех выпускаемых автомобилей – легковые, и 1/5 – грузовые.

Страны-лидеры по количеству выпускаемых автомобилей в тысячах единиц.

(Список основан на данных OICA за 2000 – 2010 годы)

Место Страна/Регион 2010 2005 2000 1990 1980 1970
- мир 77 858 66 482 58 374
01 Китай 18 265 5708 2 069 509 222
- Евросоюз 17 102 18 177 17 142 - - -
02 Япония 9626 10 800 10 141 13 487 10 941 5238
03 США 7761 11 947 12 800 8067 8240
04 Германия 5906 5758 5527 3892 3842
05 Южная Корея 4272 3699 3115 123
06 Бразилия 3648 2531 1682 1145 417
07 Индия 3537 1639 801 364 113 82
08 Испания 2388 2753 3033 1172 532
09 Мексика 2345 1624 1936 821 444
10 Франция 2228 3549 3348 3992 2750
11 Канада 2071 2688 2962 1375 1193
12 Таиланд 1645 1123 412
13 Иран 1599 817 278 80
14 Россия 1403 1351 1206 1884 737
15 Великобритания 1393 1803 1814 1414 2099

Крупнейшие компании-производители автомобилей (ТНК) на 2010 год.

На основе данных OICA.

Toyota (Япония) – 8,56 млн шт.

General Motors (США) – 8,48 млн шт.

Volkswagen (Германия) – 7,34 млн шт.

Hyundai Motor (Южная Корея) – 5,76 млн шт.

Ford (США) – 4,99 млн шт.

Nissan (Япония) – 3,98 млн шт.

Honda (Япония) – 3,65 млн шт.

Электронная промышленность. География электронной промышленности – новейшей отрасли машиностроения – складывалась в послевоенные годы. На процесс ее создания повлияли:

– технические и экономические особенности электронных производств;

– новые принципы организации отрасли на всех уровнях – от исследовательских центров и предприятий до фирм и межфирменных объединений в каждой стране и за ее пределами;

– возникновение уникального мирового рынка комплектующих электронных товаров;

– сложившиеся специфические внешнеторговые связи между всеми продуцентами электронной продукции.

Электроника представляет собой «сплав» современной науки, техники и технологии, она приобрела сегодня исключительное значение.

Крупнейшие производители электроники: IBM, Apple, BBK, SONY, Intel, Fujitsu, Microsoft, Nokia и многие другие. Главные регионы электронного машиностроения: Северная Америка, Восточная и Юго-Восточная Азия, Западная Европа. Страны-лидеры в электронной промышленности: Япония, США, Китай, Индонезия, Малайзия, Германия, Республика Корея, Франция, Сингапур и другие.

Станкостроение – отрасль машиностроения, создающая для всех отраслей народного хозяйства металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки, автоматические и полуавтоматические линии комплексно-автоматического производства для изготовления машин, оборудования и изделий из металла и др. конструкционных материалов, кузнечно-прессовое, литейное и деревообрабатывающее оборудование. Страны-лидеры: Япония, Германия, Республика Корея, США, Китай.

Роботостроение. Главный лидер – Япония.

Судостроение. Страны-лидеры: Япония, Китай, Республика Корея, Франция, США.

Авиационная промышленность (авиастроение). Страны-лидеры: США, Франция, Германия, Россия. Крупнейшие корпорации: Airbus S. A. S, Boeing, ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация).

Остальные направления машиностроения также играют огромную роль в современном мире, продукцию их производства активно применяют, начиная от бытового пользования и заканчивая стратегическим назначением.

О. Е. Лакушина, МКОУ Барлукская СОШ, с. Барлук, Иркутская область

Метки: География