Тема. Машиностроение мира. 10 класс
Тема. Машиностроение мира. 10 класс
Цель: формировать представление о развитии и разнообразии отраслей машиностроения мира.
Задачи:
- Познакомиться с отраслями и центрами машиностроения мира, факторами их размещения; определить значение машиностроительного комплекса в экономике в целом;
- Развивать навыки логического мышления, умения анализировать графическую и статистическую ( табличную) информацию;
- Способствовать воспитанию уважения к умственному труду, взаимоответственности и взаимопомощи.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы:
- Частично-поисковый
- Проблемный
- Беседа
Формы работы учащихся на уроке:
- Индивидуальная
- Групповая
- Коллективная
Оборудование:
- Мультимедийная презентация
- Раздаточный материал ( тесты, таблицы, дополнительная информация)
- Атлас. Социальная и экономическая география мира.
1. Оргмомент. Вхождение в урок.
«Зимняя притча»
Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа – аккуратно утоптанная дорожка.
На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит – а у соседа уже дорожка проложена.
На третий день снегу намело – по колено. Встал ещё раньше первый сосед, вышел наводить порядок. А у соседа – дорожка уже ровная, прямая – просто загляденье!
В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сём, тут первый сосед невзначай и спрашивает:
– Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?
Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:
– Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!
Учитель: Здравствуйте. Я рада, друзья, что вы сегодня пришли на мой урок. А мне выпала честь провести у вас урок в поиске нового интересного важного знания. И так, начнем.
2. Изучение новой темы.
2. 1. Введение в урок с целью определения задач урока.
Учитель: Вы изучаете раздел географии «Промышленность мира», в частности, приступили к изучению обрабатывающей промышленности. Напомните мне, пожалуйста, какие отрасли обрабатывающей промышленности вы знаете ( ответы учащихся). Сегодня более подробно мы поговорим о машиностроении. О чем бы вы хотели сегодня узнать на уроке? Что интересно вам узнать по изучаемой теме?( совместное определение целей и задач урока).
2. 2. Актуализация знаний – выдвижение проблемной ситуации с целью подведения к новому знанию.
Мини-тест «Согласны ли вы, что . ».
1. Машиностроение – наиболее крупная комплексная отрасль, определяющая уровень научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве, поскольку обеспечивает все отрасли машинами, оборудованием, приборами, а население – предметами потребления.
А) да Б) нет В) у меня своя точка зрения
2. Размещение машиностроения в целом определяется социально-экономическими факторами и прежде всего – наличием достаточно большого количества квалифицированных трудовых ресурсов, а также – потребителей готовой продукции.
А) да Б) нет В) у меня своя точка зрения
3. Характерной чертой машиностроения, влияющей на размещение, является высокое развитие специализации и кооперирования. Специализация облегчает организацию массового производства, содействует более рациональному использованию оборудования, повышению производительности труда.
А) да Б) нет В) у меня своя точка зрения
4. Лидерами в машиностроении являются США, Япония, Франция, Великобритания, Германия, Китай.
А) да Б) нет В) у меня своя точка зрения
5. В США автомобильная промышленность работает почти исключительно на внутренний рынок, тогда как в Западной Европе и особенно в Японии – на внешний.
А) да Б) нет В) у меня своя точка зрения
2. 3. Работа в мини – группах по овладению новым знанием.
Задания для групп: определить регионы и центры отраслей машиностроения, факторы их размещения.
1 группа (пара) -станкостроение
2 группа– судостроение
3 группа – электроника
4 группа – авиастроение
5 группа – железнодорожное машиностроение
6 группа – автомобилестроение
Таблица для систематизации полученного знания.
Отрасли машиностроения | Страны-лидеры в производстве (машиностроительные компании) | Факторы размещения | Выводы, примечания |
2. 4. Демонстрация полученного опыта ( знания).
Результат систематизации и обобщения полученного опыта – сводная таблица.
3. Обобщение полученных знаний по повторному анализу мини-теста.
Учитель: В результате работы в группах мы получили сводную таблицу, где систематизировали основную информацию по изучаемой проблеме. Давайте вернемся к тесту, с которым работали в начале урока.
Вопросы:
- Какие утверждения теста были нами доказаны в результате работы?
- Какие вопросы данной темы вы хотели бы изучить глубже?
- Подведение итогов урока. Рефлексия. Д/з согласно запросу учащихся ( Через индивидуальные задания).
Отрасли машиностроения
Отрасли машиностроения | Страны – лидеры в производстве | Факторы размещения | Особые примечания |
Станкостроение | ФРГ, Япония, США, Италия, Швейцария, Южная Корея, Индия, Бразилия | Потребительский, сырьевой | Лидерами в станкостроении являются развитые страны |
Военно-промышленная электротехника | США, ФРГ, Великобритания | Научный, трудовой | Военно– промышленная электроника представлена в основном в развитых странах |
Бытовая электроника | Южная Корея, Тайвань, Китай | Трудовой | Бытовая электроника требует большого количества дешевых рабочих рук, поэтому представлена в развивающихся странах, особенно НИС |
Судостроение |
Япония, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Индия, Мексика | Сырьевой, потребительский | Ведущие позиции занимают Япония, Южная Корея, которые нуждаются в больших поставках сырья, которое в основном поставляется морским видом транспорта. Поэтому наличие судостроении в этих странах объясняется именно потребительским фактором. Также немаловажное значение имеет стоимость труда рабочих в развивающихся странах. Бывшие производители судов– США, Великобритания перешли на судоремонт и гражданское судостроение (яхты) |
Авиастроение | США, ФРГ, Россия, Франция | Трудовой, потребительский, сырьевой (алюминий) | Авиастроение представлено в основном только в развитых странах |
Железнодорожное машиностроение | Китай, Индия, Россия, Бразилия, Аргентина, Мексика | Сырьевой | Вытеснение железнодорожного машиностроения из развитых в развивающиеся страны |
Автомобилестроение |
Легковые: Япония (1 место), США (2 место), ФРГ, Франция, Италия, Великобритания. Грузовые: США, Япония, Канада, Россия |
Сырьевой, потребительский | Пока автомобилестроение представлено в развитых странах, но сборка автомобилей известных марок уже давно сосредоточена в развивающихся странах(Южной Корее, Китае, Бразилии, Мексике), что связано с созданием свободных экономических зон в развивающихся странах и различием в оплате между рабочим развитой страны и развивающейся |
География мирового машиностроения
Среди стран можно выделить основных лидеров в машиностроении в целом: США, Китай, Францию, Японию, Германию, Мексику, Индию, Бразилию. Кроме того, выделяют четыре главных машиностроительных региона: Северная Америка (США, Канада), Зарубежная Европа (Германия, Франция, Италия, Испания), Восточная и Юго-Восточная Азия (Китай, Республика Корея, Япония, Индонезия, Малайзия), СНГ (Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан). В Японии, Индонезии, Малайзии, Сингапуре более 60% производимой машиностроительной продукции идет на экспорт.
Автомобильная промышленность (автомобилестроение). Автомобилестроение, как отрасль машиностроения, зародилась в 80 – 90-х годах XIX века во Франции и Германии, а в конце XIX – начале XX веков в Англии, Италии, США, Бельгии, Канаде, Австро-Венгрии, Швейцарии и Российской Империи в связи с объективной общественной потребностью в механизации сухопутных безрельсовых перевозок (прежде всего военных) и вытеснении из данной области человеческой деятельности мускульной силы животных (и людей). С середины XX века автомобилестроение относится к зрелым отраслям промышленности с высокой степенью монополизации. В настоящее время автомобилестроение является ведущей подотраслью машиностроения, одним из главных покупателей различного вида продукции (стали, каучука, пластмасс и др. ).
Производство автомобилей растет с каждым годом. Примерно 4/5 всех выпускаемых автомобилей – легковые, и 1/5 – грузовые.
Страны-лидеры по количеству выпускаемых автомобилей в тысячах единиц.
(Список основан на данных OICA за 2000 – 2010 годы)
Место | Страна/Регион | 2010 | 2005 | 2000 | 1990 | 1980 | 1970 |
- | мир | 77 858 | 66 482 | 58 374 | |||
01 | Китай | 18 265 | 5708 | 2 069 | 509 | 222 | |
- | Евросоюз | 17 102 | 18 177 | 17 142 | - | - | - |
02 | Япония | 9626 | 10 800 | 10 141 | 13 487 | 10 941 | 5238 |
03 | США | 7761 | 11 947 | 12 800 | 8067 | 8240 | |
04 | Германия | 5906 | 5758 | 5527 | 3892 | 3842 | |
05 | Южная Корея | 4272 | 3699 | 3115 | 123 | ||
06 | Бразилия | 3648 | 2531 | 1682 | 1145 | 417 | |
07 | Индия | 3537 | 1639 | 801 | 364 | 113 | 82 |
08 | Испания | 2388 | 2753 | 3033 | 1172 | 532 | |
09 | Мексика | 2345 | 1624 | 1936 | 821 | 444 | |
10 | Франция | 2228 | 3549 | 3348 | 3992 | 2750 | |
11 | Канада | 2071 | 2688 | 2962 | 1375 | 1193 | |
12 | Таиланд | 1645 | 1123 | 412 | |||
13 | Иран | 1599 | 817 | 278 | 80 | ||
14 | Россия | 1403 | 1351 | 1206 | 1884 | 737 | |
15 | Великобритания | 1393 | 1803 | 1814 | 1414 | 2099 |
Крупнейшие компании-производители автомобилей (ТНК) на 2010 год.
На основе данных OICA.
Toyota (Япония) – 8,56 млн шт.
General Motors (США) – 8,48 млн шт.
Volkswagen (Германия) – 7,34 млн шт.
Hyundai Motor (Южная Корея) – 5,76 млн шт.
Ford (США) – 4,99 млн шт.
Nissan (Япония) – 3,98 млн шт.
Honda (Япония) – 3,65 млн шт.
Электронная промышленность. География электронной промышленности – новейшей отрасли машиностроения – складывалась в послевоенные годы. На процесс ее создания повлияли:
– технические и экономические особенности электронных производств;
– новые принципы организации отрасли на всех уровнях – от исследовательских центров и предприятий до фирм и межфирменных объединений в каждой стране и за ее пределами;
– возникновение уникального мирового рынка комплектующих электронных товаров;
– сложившиеся специфические внешнеторговые связи между всеми продуцентами электронной продукции.
Электроника представляет собой «сплав» современной науки, техники и технологии, она приобрела сегодня исключительное значение.
Крупнейшие производители электроники: IBM, Apple, BBK, SONY, Intel, Fujitsu, Microsoft, Nokia и многие другие. Главные регионы электронного машиностроения: Северная Америка, Восточная и Юго-Восточная Азия, Западная Европа. Страны-лидеры в электронной промышленности: Япония, США, Китай, Индонезия, Малайзия, Германия, Республика Корея, Франция, Сингапур и другие.
Станкостроение – отрасль машиностроения, создающая для всех отраслей народного хозяйства металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки, автоматические и полуавтоматические линии комплексно-автоматического производства для изготовления машин, оборудования и изделий из металла и др. конструкционных материалов, кузнечно-прессовое, литейное и деревообрабатывающее оборудование. Страны-лидеры: Япония, Германия, Республика Корея, США, Китай.
Роботостроение. Главный лидер – Япония.
Судостроение. Страны-лидеры: Япония, Китай, Республика Корея, Франция, США.
Авиационная промышленность (авиастроение). Страны-лидеры: США, Франция, Германия, Россия. Крупнейшие корпорации: Airbus S. A. S, Boeing, ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация).
Остальные направления машиностроения также играют огромную роль в современном мире, продукцию их производства активно применяют, начиная от бытового пользования и заканчивая стратегическим назначением.
О. Е. Лакушина, МКОУ Барлукская СОШ, с. Барлук, Иркутская область
Метки: География