Методическая разработка к уроку на тему «Моря, омывающие Россию», 8 класс
Методическая разработка к уроку на тему «Моря, омывающие Россию», 8 класс
Аннотация
Главная задача урока – формировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире. Особенностью является гуманизация его содержания. .
Поэтому тему «Моря, омывающие Россию» я рассматриваю не только как самостоятельный компонент природы, но и как национальное достояние страны, которое обеспечивает нас продовольствием, сырьем для ряда отраслей. На уроке необходимо ответить на вопрос: «Почему Россия морская держава»
Работая в группах, используя учебник, дополнительную литературу, карты учащиеся дают характеристику морей. Такой вид деятельности способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся. Заслушиваются отчеты групп, делаются записи в тетрадях, учитель дополняет сведения при характеристике морей России. Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная. Ведущей задачей урока является формирование современного подростка, предполагающей активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем.
Урок направлен на формирование умений учащихся, самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результатов).
В области информационно – коммуникативной деятельности предполагается обучение навыкам самостоятельного поиска нужной информации по заданной теме в источниках , отделения основной информации от второстепенной, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), обоснования суждений, приводить доказательства.
УМК – И. И. Баринова « География России 8 класс» Москва « Дрофа» 2011.
2 . Баринова, И. И. Современный урок географии. Часть 1. Методические разработки уроков. – М. : Школьная Пресса, 2002.
География – 8 класс
Тип урока: урок формирования знаний.
Вид урока: Изучение новой темы.
Используемые технологии: личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие. Методы: метод анализа, групповое сотрудничество, метод временных ограничений.
Приемы: проблемные вопросы.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы контроля: устный, письменный.
Техническое оформление урока: : Физическая карта России, мира. Атласы и контурные карты. Демонстрационные картины "Обитатели морей", фотографии пейзажей морей и репродукции о море. Фрагменты из видеофильма "Богатства морей и океанов". Презентационные слайды выполненные в программе Power Point раздаточный материал с заданиями (Приложение 2, 3, 4), презентация (Приложение 1),
На столах у каждого ученика лежит пакет с раздаточным материалом.
Для реализации поставленных целей и задач используется учебно-методический комплект:
Задачи урока: сформировать знания о характерных чертах морей России;
– воспитать бережное отношение к природе родного края.
– развить навыки работы с компьютером, тестами.
Цели урока:
- Образовательные: сформировать представление о закономерностях размещения размещения морей на территории России; Познакомить учащихся с особенностями морей и океанов, омывающих территорию России. Рассмотреть природные ресурсы морей России и выделить экономические проблемы морей.
- Сформировать умение объяснять взаимосвязь климата морей с географическим положением;
2. Развивающие: развивать умения овладевать основными мыслительными операциями – анализ, синтез, сравнение;
продолжить формирование умения работы с географическими картами (способ наложения карт);
развивать логическое мышление, речь и память учащихся.
3. Воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся на примере бережного отношения к природе .
воспитывать чувство патриотизма и гордости через новаторов России (М. В. Ломоносов, И. К. Айвазовский, А. Н. Толстой).
Тип урока: урок формирования знаний.
Литература
1 Баринова, И. И. Дронов В. П. География России. 8-9 кл. : Метод. пособие. – М. : Дрофа, 2003. – 192 с.
2 2 . Баринова, И. И. Современный урок географии. Часть 1. Методические разработки уроков. – М. : Школьная Пресса, 2002.
Оборудование: климатическая карта России, физическая карта России, атласы, раздаточный материал для индивидуальной работы обучающихся.
Технологическая карта
№ | Этапы урока | Время | Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1 |
Организационный момент. |
3мин | Настраивает обучающихся на учебный процесс. Рефлексия. | Самоконтроль – проверка готовности к уроку. |
2 | Целеполагание. | 3 мин | Знакомит с темой и целью урока. | Ставят себе цель ответить на вопросы, достичь той отметки, которую желают получить за урок. |
3 | Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом. | 25мин | Раздаёт листы с заданиями, оказывает индивидуальную помощь обучающимся и выполняет контроль за точностью выполнения заданий. Приложение (Презентация) | Самостоятельно изучают новую тему. Выполняют задания. |
4 |
Беседа по вопросам Физминутка Приложение 3) |
10 мин |
Организует дискуссию, задает наводящие вопросы. Закрепление (Приложение 1, 2,4) |
Отвечают на вопросы, анализируют. |
5 | Рефлексия | 1 мин |
Подводит итог, анализирует таблицу достижений. |
Сравнивает результаты своей деятельности с предполагаемым результатом. |
6 |
Индивидуальное домашнее задание. ( Разного уровня) |
4 мин |
Раздаёт задание |
Записывают индивидуальные задания |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент. |
Установочная беседа 2. Стадия осмысления В течении урока исследуя или получая информацию делайте себе пометки в тетради прием «Инсерт» " V " – Хочу узнать " + " – новая информация " ̶ " – думал иначе " ? " – не понял, есть вопросы |
Деятельность учащихся |
Актуализация знаний. | Знакомство учащихся с целью урока | Слушают учителя |
Изучение нового материала. Закрепление |
Добрый день, друзья! Я рада вас всех видеть сегодня и очень хочу поскорее начать работу с вами!
Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной: "Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе". Нарисуйте свое настроение. Я желаю вам успеха, и вы пожелайте мне удачи, нам надо провести интересный урок. 2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе Учитель--Задание: (Вариант 1)Человек никогда не видел море. Как вы ему объясните, что такое море. (Вариант 2) Или учитель обращается к художественному полотну, демонстрируя репродукции И. К. Айвазовского) Учитель Задание: Каким вы представляете или видите море? Сравните море на любых двух картинах или фотографиях. Ребята должны сказать как можно больше эпитетов, характеризующих море. Примерный вариант ответов --(теплое, ласковое, холодное, штормовое, бушующие, прозрачность воды, безбрежные просторы, зеленое, синее, рыжеватое, полный штиль, мягкое и гладкое, спокойное с синеватым отливом, золотистое, чистое, тревожное, темные глубины, раскатистое, перебирающее гальку, густая пучина моря, волна как пасть разъяренного тигра, страшное, угрожающее, волны-горы, величие и мощь морской пучины, сказочно-волшебное) В это время учитель_ Слайд (1-3) Море предстает у Айвазовского как бы основой природы, в его изображении художнику удается показать всю жизненную красоту могучей стихии. Одной из самых известных картин Айвазовского стал его "Девятый вал", написанный в 1850 году. Вздымаются волны как горы. . . Алексей Толстой Вздымаются волны как горы И к тверди возносятся звездной, И с ужасом падают взоры В мгновенно разрытые бездны. Подобная страсти, не знает Средины тревожная сила, То к небу, то в пропасть бросает Ладью без весла и кормила. Не верь же, ко звездам взлетая, Высокой избранника доле, Не верь, в глубину ниспадая, Что звезд не увидишь ты боле. – А как вы думаете, почему мы сегодня говорим о море? О чём на уроке будет идти речь? Итак, тема урока: «Моря , омывающие берега Росси». (Учащиеся записывают тему в тетради) . Эпиграф: «Море – это бездна проблем, тайн, непонятных вещей, нелепых вопросов и увлекательных загадок». Сегодня мы попробуем ответить на некоторые из этих вопросов. Слова Жака Пикара – Ребята, давайте вместе сформулируем цель нашего занятия. Что мы должны будем сделать сегодня на уроке? Запишите цель урока у себя в тетрадках в двух словах. -Скажите, а что нам может помочь в изучении морей России? (карты атласа – физическая России, атласы ) – Запишите в тетради цель на урок «Я хочу узнать»
актуализация знаний Учитель – Вспомните из прошедших курсов географии – на какие группы делятся моря по положению относительно океан 1 Окраинное ( Море не значительно вдается в сушу и имеет связь с океаном) 2 Внутреннее ( Море глубоко вдается в сушу , соединяется с океаном , проливом) Далее урок необходимо строить по плану параграфа учебника. Приложение (презентация слайд 4-15) – М. В. Ломоносов в изучении морей Северного Ледовитого океана ( слайд 9-12) Закрепление . слайд (16-17) – Практическая слайд (21) « Сравнительная характеристика морей» Гении в современности. (слайд 22-23) |
1. Записывают число. 2. Рисуют настроение. 3. Знакомятся с маршрутным листом.
2Дают определения терминам используя учебник. (Приложение 4) Каждый из учеников, кроме устного ответа и обоснования своей точки зрения, будет учиться ориентироваться по атласу и по большой карте. На задание следует потратить не более 3 мин. – Характеристика морей по плану ( Приложение1) – Работа с контурными картами. – Работают со справочными материалами – работа в парах – работа в группах – Экологические проблемы морей , пути их решения – работа по вариантам ( слайд 16-20) – Отвечают на вопрос : – Что общего между нами и Светилами прошлого. |
Физминутка (Сан. Пин) Домашнее задание |
Объяснение домашнего задания (слайд 18) тема « Экология и природные ресурсы Черного моря» на тему « Моря, омывающие Россию» |
(слайд 24) Записывают в дневник |
Рефлексия |
6. Итоги урока. "О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет из стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать". 7. Этап рефлексии– Мое настроение ( Нарисуйте ) Вопросы для рефлексии Заканчивают пометки в тетради прием «Инсерт» |
Устно отвечают на вопросы Подсчитывают баллы ( слайд 24) |
М. Б. Айчанова, МБОУ " Астрахановкая ООШ", с. Астрахановка, Тюльганский район. , Оренбургская область
Метки: География