Интегрировавнный урок географии и информатики "Население России"; 8 класс
Интегрировавнный урок географии и информатики "Население России"; 8 класс
Цели:
1. Вызвать интерес к изучению предмета географии и информатики.
2. Развить умение анализировать статистический материал, работать с дополнительными источниками информации.
3. Углубить знания о демографической ситуации в России, воспитывать осознанное отношение к процессам демографии, чувство ответственности за судьбу страны, родного края
4. Развивать умение работать с картосхемами, диаграммами, таблицами, графиками.
Оборудование: Политико-административная карта РФ, таблицы статистических данных о численности и движении населения, мультимедийный проектор
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного материала
Опрос
1. В чем заключается демографическая проблема мира?
2. Что такое теория демографического перехода?
3. Какой из типов воспроизводства появился раньше?
4. Объясните высказывание Томаса Мальтуса, которое появилось в период демографического взрыва в Европе «Война – это лучшее, что может дать нам бог»
3. Изучение нового материала:
3. 1. Учитель географии. На прошлом уроке мы с вами рассмотрели глобальную демографическую проблему, т. е. мировую, а сегодня мы подробней остановимся на демографической ситуации в России
Давайте сначала вспомним, что мы знаем о населении нашей страны:
– Какова численность населения России? (По оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации на начало 2011 года составила 141,8 миллиона человек)
– Какое место занимает Россия среди других стран по численности населения? (8)
– Как можно получить сведения о численности и составе населения? (по переписям)
– Как изменяется численность населения России? (уменьшается)
Демографическая проблема в России была обозначена на самом высоком уровне власти примерно в начале 21 века, когда естественная убыль населения составляла почти 700 тысяч ежегодно. Первыми тревогу бить начали на Дальнем Востоке, районы которого и так нельзя назвать густонаселёнными, а в сравнении с многолюдными приграничными территориями Китая демографический спад в стране ощущался особенно резко.
Численность населения России ежегодно сокращается. В настоящее время Россия отодвинулась на 8 место в мире. Неблагоприятная демографическая ситуация в такой огромной по площади стране ведет к проблемам:
– старение нации;
– недостаток трудовых ресурсов;
– сложность в освоении природных ресурсов;
– трудности в охране границ и территории.
Существует ряд прогнозируемых вариантов развития демографической ситуации в России, многие из них имеют сходные итоги. Мы рассмотрим прогноз до 2030 года, который дают специалисты Федеральной службы государственной статистики.
Задание: с учителем информатики по таблицам прогнозируемых данных вам необходимо построить графики динамики отдельных показателей, проанализировать и сделать выводы о развитии демографической ситуации в России. Работать вы будете в группах по четырем таблицам (приложение):
1. Численность населения
2. Численность мужчин и женщин (на начало года)
3. Численность населения по отдельным возрастным группам (на начало года)
4. Родившиеся, умершие и естественный прирост населения (на 1000 населения)
Выводы, полученные обучающимися:
Проанализировав графики, можно сделать вывод,
1. Развитие демографической ситуации в России идет по пути депопуляции населения. С каждым годом снижается общий прирост населения за счет отрицательного естественного прироста и, несмотря на увеличивающийся миграционный прирост из стран ближнего зарубежья.
2. На фоне сокращения численности населения соотношение мужчин и женщин остается почти постоянным с незначительным увеличением доли женщин (с 1163 в 2011 г. до 1164 в 2030 г. )
3. Численность населения по отдельным возрастным группам, согласно прогнозу, изменяется с увеличением доли населения старше трудоспособного населения с 22 % в 2011 г. до 28,2% в 2030 г. ) и сокращения доли трудоспособного населения (с 61,7% в 2011 г. до 54,8% в 2030 г. )
4. Естественная убыль населения к 2030 г. увеличивается за счет сокращения рождаемости и увеличения смертности.
Главным демографическим последствием описанной выше динамики демографических процессов в России будет, помимо сокращения численности населения, его дальнейшее старение. Уже в настоящее время население России является демографически старым*: доля лиц в возрасте 60 лет и старше, по данным переписи населения 2010 г. , превышает 15% (Вспомним, что демографически старым считается население, в котором доля лиц в возрасте 60 лет и старше не менее 12%).
Учитель географии:
Для решения демографической проблемы нужна тщательная разработка всех новых и изменение старых нормативно-правовых актов сквозь призму демографии. Демографическая политика России должна заключаться в том, чтобы не просто способствовать росту населения внутри страны, но и создавать условия для более равномерного заселения нашей огромной территории. Фактически, сегодня для сохранения целостности требуется заново освоить Сибирь и Дальний Восток. Это очень трудная задача.
В 1995 году была разработана и принята “Концепция демографического развития России”. Но она не принесла заметного результата. Убыль населения, восполняемая миграцией, продолжалась, и затем в 2001 году была принята “Концепция демографической политики России до конца 2015 года”. Согласно этой программе, правительство выдвинуло такие меры повышения рождаемости: выплаты при рождении ребёнка, пособия, налоговые льготы, кредиты на приобретения жилья, которые списываются при рождении четвертого ребенка.
Предложенные президентом меры по увеличению рождаемости могут увеличить население России, в лучшем случае на 20 %, по прогнозам демографов. Понятно, что это лишь частично снимает остроту демографической ситуации – по мнению специалистов, проблема неразрешима в принципе.
Закрепление нового материала. Географический диктант:
1) Разница между рождаемостью и смертностью…. (естественный прирост)
2) Сокращение численности населения называется…. (депопуляция или демографический кризис)
3) Механическое движение населения………. (миграция)
4) Количество родившихся на 1000 жителей за год…. (рождаемость)
5) Процесс роста городов и городского населения, распространение городского образа жизни………. (урбанизация)
6) Количество умерших на 1000 жителей за год……(смертность)
7) Совокупность сооружений, зданий, служб необходимых для нормальной жизни населения………(инфраструктура)
8) Сложившееся в данном районе соотношение рождаемости, смертности и миграционной подвижности, создающее в данное время определенную половозрастную структуру населения и динамику его численности…. . (демографическая ситуация)
9) Такой режим воспроизводства населения, когда демографическая ситуация может стабилизироваться……. ( Демографический оптимум)
10) Наука, занимающаяся проблемами народонаселения…. . (Демография)
4. Итоги урока.
Учитель географии:
Наше поколение с надеждой смотрит в будущее и уверено, что жители сумеют возродить свой поселок. А вы, подрастающее поколение, внесете свой вклад в развитие своей малой родины.
5. Домашнее задание: Подумайте какие меры возможно использовать для улучшения демографической ситуации:
6. Использованная литература:
1. Домогацких Е. М. Н. И. Алексеевский. География 10-11 кл. , 2009
2. Климанова О. А. География в таблицах, дрофа 2006
3. Лавров С. Б. , Гладкий Ю. Н. Глобальная география. 11 кл. : учебник для общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. -М. : Дрофа
4. http://demoscope. ru
5. http://ru. wikipedia. org/
Метки: География