Обобщающий урок по теме «Климат и климатические ресурсы России
Обобщающий урок по теме «Климат и климатические ресурсы России
Цели и задачи урока:
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках;
обобщить материал как систему знаний;
развивать пространственное мышление, умение выявлять причинно-следственные связи;
развивать коммуникативные навыки;
познавательный интерес и географическое мышление учащихся;
воспитывать экологическую культуру и эстетическое восприятие географических явлений природы через литературные произведения.
Оборудование: физическая карта России, климатическая карта России, атласы, дидактический материал (конверты, стихотворения, карточки, схема и т. д. ), презентация «У природы нет плохой погоды», MSPowerPoint.
Ход урока
1. Вступление. Звучит музыка «Пасмурно» Р. Паульса. На фоне музыки ученик читает стихотворение (опережающее задание): сл. Я. Шавловского, муз. М. Протасова (на экране слайды осеннего пейзажа)
Отпылало лето
В зареве рябин
Тает в ясном небе
Журавлиный клин
И в почтовый ящик
У твоей калитки
Уронила осень
Желтые открытки.
Непоседа ветер
Добрым почтальоном
Шлет и шлее в окошко
Телеграммы клена
Паутинки к солнцу
Верная примета
Значит где-то рядом
Бродить бабье лето
Снова, как весною
Светит каждый куст
И как будто воздух
Пробуем на вкус
И летят по ветру
Золотые нитки
И роняет осень
Желтые открытки.
Учитель: какие прекрасные слова и музыка. И у нас за окном осень. Ребята, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? (Климат, погода). А что у вас ассоциируется с понятиями климат, погода
На доске две колонки (записываются ответы учащихся)
Климат | Погода |
I Этап
Терминология
1. Разминка (вопросы на экране).
a. Дать определение понятиям климат, погода.
b. В каких климатических поясах расположена территория России?
c. Тип климата Ростовской области (умеренно-континентальный)?
d. Перечислите климатообразующие факторы, оказывающие влияние на климат нашей страны (географическое положение, солнечная радиация, движение воздушных масс, циркуляция, подстилающая поверхность).
Демонстрация карточек: (на экране)
Что это такое?
Н /// В
Циклон Атмосферный фронт Антициклон
III Этап
Диктант
(Раздаточный материал, см. приложение 1)
II Этап
Синоптическая почта
(На экране 2 почтовых ящика циклон и антициклон дети мышкой отправляют в почтовые ящики отрывки из стихотворений цвет загорается (зеленый – правильный ответ, красный – неправильный).
И в почтовый ящик у твоей калитки
Уронила осень
Желтые открытки…
Вот и в наш почтовый ящик пришли письма. . Но эти письма необходимо разложить по адресатам. (Письма это отрывки из литературных произведений, в которых описывается погода разных времен года, их необходимо разложить в конверты, с циклоном и антициклоном). Затем зачитываются полученные результаты. Делается вывод о погоде в циклоне летом и зимой. (см. приложение 4).
Метки: География