Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Конспект урока географии "Вулканы"; 6 класс

Конспект урока географии "Вулканы"; 6 класс

Цель урока: дать расширенные знания о вулканах

Задачи:

1)раскрыть новые понятия и термины темы

2) рассмотреть и изучить причины образования вулканов

3) продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации

4) рассмотреть практическое значение знаний о вулкана

5) развивать устную речь учащихся, память, мышление, внимание

6) вызывать интерес к предмету, продолжить учить работе в парах, воспитывать самоуважение

Оборудование:

1. физическая карта мира

2. мультимедийный проектор

3. Видеофрагмент о вулканах

4. Схема образования вулкана (возможна презентация)

5. Демонстрационный столик, химический состав, спирт, щепка, спички.

6. Репродукция картины К. Брюллова "Последний день Помпеи"

7. Кроссворд раздаточный на парты +демонстрационный версия на экран

8. Горные породы (коллекция) математического происхождения.

Данный урок предполагает «сильный» класс, если класс «слабый», то можно упростить некоторые понятия, сократить виды работы. К этому уроку необходимо заранее подготовить демонстрационный материал, особенно модель вулкана, а так же нужно заранее дать задание некоторым учащимся по темам:

– Научное описание вулкана;

– Вулкан Везувий;

– Вулкан Этна;

План урока:

1. Организационный момент – 0,5 мин

2. Повторение ранее изученного – беседа – 2 мин.

3. Объявление темы и цели урока для-для 1мин.

4. Изучение новой темы

4. 1. Введение – рассказ учителя – 1,5 мин.

4. 2. Научная информация – рассказ заранее подготовленных учащихся – 2,5 мин

4. 3. Видеофрагмент +о вулканах– беседа – 6 мин.

4. 4. Демонстрация модели вулкана – 4,5 мин.

4. 5. Строение вулкана – динамическая схема образования– – 7 мин.

4. 6. Математические горные породы

4. 7. Вулканы в истории – 10 мин.

а) Везувий – сообщение учащихся – 3 мин.

б) Карл Брюллов – репродукция картины– 3 мин

в) Этна – сообщение учащихся – 3мин.

4. 8. Значение вулканов -видеофрагмент – 3мин

4. 9. Изучение вулканов – 2 мин

5. Закрепление – кроссворд, беседа – 3 мин.

6. Итог, домашнее задание

7. Организованный конец урока.

Ход урока:

1. Орг. момент

Проверка готовности к уроку, приветствие.

2. Повторение ранее изученного

-Что изучали на прошлом уроке?

(землетрясения)

-Напомните, какое отношение к землетрясениям имеют следующие понятия

На доске понятия ГИПОЦЕНТР

СЕЙСМИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ

ЭПИЦЕНТР

СЕЙСМОГРАФ

учащиеся раскрывают понятия

– Кто расскажет об образовании землетрясений?

(Когда плиты скользят вдоль друг друга и сталкиваются или освобождаются друг от друга происходит толчок – это место называется гипоцентр. От гипоцентра отходят сейсмические волны. Место на поверхности земли, находящимся над гипоцентра называется эпицентр).

– Как называют шкалу, по которой определяют силу землетрясений?

(шкала Рихтера)

– До сколько баллов изменяют силу землетрясений?

(до сколько12 баллов)

– Землетрясение во сколько баллов считается разрушительным?

(от гипоцентра6 баллов)

– Кто может показать на карте сейсмические активную зону Земли?

– Покажите острова, страдающие от землетрясений больше всех.

(Японские и Филиппинские)

3. Объявление темы урока.

– Если есть зоны, где активно двигается земная кора и образуются землетрясения, какие природные явления так же можно наблюдать в этих местах?

(вулканизм )

– Сегодня на уроке мы вспомним, что вам уже известно о вулканах, изучим их образование и какое значение они имеют для живых существ.

-Итак, тема урока Вулканы (запись темы на доске, учащиеся в тетради).

4. Изучение нового материала

– Венера, Юпитер. Марс – знакомы ли вам эти имена?

Кто они?

(боги)

– Вулкан тоже бог. Бог огня. Его стихия огонь. Он был покровителем огня и кузнечного дела. Однажды на Олимпе между богами состоялся серьезный спор, и Вулкан отстаивал свою точку зрения, бросал в разные стороны горящие предметы, раскаленные камни и огонь. И в наказание за такое поведение боги отправили его на Землю хранить огонь. Это явление покоряет любое воображение, и я хочу, чтобы эпиграфом к сегодняшнему уроку стало небольшое стихотворение А. С. Пушкина

Везувий зев открыл – дым хлынул клубком – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Толпами, стар и млад, под воспаленным прахом,

Под каменным дождем бежит из града вон.

– После этих слов мы переходим к изучению вулканов. Нам прочитали литературное описание вулкана, а сейчас мы послушаем научное описание. (Сообщение подготовленного ученика). Ваша задача подвести итог – в нескольких словах сказать, как вулканологи описывают это грозное явление.

Вулканы обычно имеют конусную форму, с кратером – воронкообразный углублением на вершине. Извержение некоторых вулканов, например, Стромболи и Везувия в Италии, проходит со взрывом, неся большие разрушения, другие, например, на Гавайях, "тихие": лава просто поднимается по кратеру и переливается через край.

В зависимости от состава и вязкости продуктов извержения различают конус и куполообразные, щитовые и массивные вулканы. Основной причиной извержения вулкана является давление газов в магме. Вулканы делятся на действующие, потенцийнодиючи, условно горят и горят.

Ежегодно на Земле происходит около 50 извержений вулканов. В зависимости от формы подводных каналов различают вулканы центральные и трещинные, по глубине магматических очагов – мантийного, корового и смешанного питания. Вулканы чаще всего расположены в тектонически активных областях, всего их – на островных дугах и в горах.

Всего на Земле известно 1343 действующих вулканов. По мнению некоторых исследователей, самым вулканом Земли является Йеллоустонский. Этот вулкан относится к потухших. Его последнее мощное извержение произошло 600 тыс. лет назад. Но за последние 100 лет зафиксировано повышение центра кальдеры этого вулкана на 8 м, что свидетельствует об увеличении внутреннего давления.

Сильными извержениями прославился известный вулкан Кракатау, находящегося в Зондском проливе между островами Ява и Суматра. Его высота 813 м. Во время извержения Кракатау в 1883 выпало более 18 км пепла. Оно вызвало цунами и привело к десяткам тысяч жертв. Наиболее катастрофическими в истории человечества также считаются извержения индонезийского вулкана Тоба.

(учащиеся подводят итог услышанному)

– В подтверждение слов, мы посмотрим отрывок из видифильма о вулканах, и попробуем ответить на следующие вопросы:

1 вариант – как образуется магма?

2 вариант – из каких химических элементах состоит лава? (вопросы могут быть любыми, в зависимости от фрагмента, который вы выберите или найдете)

– Как образуется магма?

(в недрах Земли температура и давление заставляют твердые породы плавиться, образуя магму)

– Из каких химических элементов состоит лава? (фосфор, алюминий, кальций, калий, водород, бром и др. )

– Я выполнила макет вулкана, смешав у себя на демонстрационном столике некоторые из перечисленных элементов. (на самом деле в кабинете химии можно попросить дихромат аммония (NH)4Cr2O7 )

Демонстрация опыта сопровождается искрами, выделением дыма и образованием большого количества пепла, поэтому следует демонстрировать подальше от учащихся, примерно 2 метра от 1 парты и не под датчиками возникновения пожара АПС.

– Что пронаблюдали?

(вещества горели, выделялся дым, пепел)

– Если у такой маленькой модели выделилось столько веществ горения, сколько же веществ и какие будут выделяться при извержении вулкана?

(учащиеся предлагают свои версии, актуализация имеющихся знаний)

– Сейчас мы посмотрим как образуются вулканы. Через мультимедийный проектор на доску выводится динамическая схема образования вулканов разных видов. Данную схему можно скачать по ссылке http://www. youtube. com/watch?v=EJDgaaYkHi &;feature=related (схема и виды вулканов), демонстрировать ее надо 2 минуты, остальной материал можно использовать на следующем уроке.

– Итак, на глубине вещество мантии начинает плавиться, образуя очаг магмы или батолит (параллельно на доске и в тетрадях рисуется схема, обозначаются новые понятия и термины), по жерлу или неку, она поднимается вверх и через кратер изливается на поверхность. Излившаяся магма называется лавой. Случается, что у вулкана от очага магмы отходит дополнительный канал с магмой, который называется дайка. Извержение вулкана сопровождается грохотом, гулом, выбросом пепла и вулканических бомб. Какие виды вулканов по форме образуются?

(конические, щитовые)

– Какие виды вулканов образуются по частоте извержений?

(действующие, потухшие, спящие)

– Вспомните, какие породы образуются из магмы?

(магматические)

– Приведите примеры.

– как называются глубинные породы?

(интрузивные)

– Как называются излившиеся?

(эффузивные)

– За время существования нашей планеты на ее истории было много извержений и некоторые из них остались в истории, как что-то очень важное и красивое. Один из таких вулканов Везувий. Об этом вулкане нам расскажет …(подготовленный ученик)

Везувий находится в пределах Средиземноморского подвижного пояса, простирающегося на 15 тыс. км от Западной Европы до Индонезии. Вулканический комплекс Сомма-Везувий находится в 15 км к юго-востоку от Неаполя. Он является одним из самых крупных вулканов Романской щелочной провинции. Современными геофизическими исследованиями под Везувием установлено несколько магматических камер. Одна из них приповерхностная, расположена на глубине около 3 км, вторая, более глубинная, – на глубине порядка 10—15 км. Континентальная кора под вулканом Везувий сложена толщей триасовых доломитов, мощностью до 7 км и подстилающими её породами ранних этапов развития Средиземноморского пояса. Особый вклад в изучение вулкана внес вулканологАльфред Ритман. Исследование позволило установить физико-химические параметры образования минералов лав и различных включений.

Вулкан имеет три вложенных конуса, самый древний из которых находится снаружи и сохранился только на северном и восточном склонах. Этот дугообразный вал носит название Монте-Сомма (высота до 1138 м). Второй конус (собственно Везувий) находится внутри Соммы. На вершине расположен кратер, на дне которого иногда появляется третий временный конус, который пропадает после сильных извержений (например, в 1906 году).

Везувий – единственная гора, возвышающаяся над равнинами Кампании. У подножия вулкана располагается прибрежный город Торре-Аннунциата. На северо-западном склоне вулкана на высоте около 600 м расположена вулканологическая обсерватория, основанная в 1842 году.

С 1880 года на Везувий можно было подняться на маятниковом фуникулёре, состоявшем из двух больших вагонов, приводившихся в движение паровой машиной. Со временем известность этого туристического аттракциона возросла настолько, что он даже стал своеобразным туристическим символом региона, в его честь была сочинена популярная и поныне песня. Однако извержением 1944 года фуникулёр был разрушен. В 1953 году на восточном склоне был сооружён кресельный подъёмник, быстро завоевавший такую же популярность, что и его предшественник, но землетрясение 1980 года настолько его повредило, что его не стали восстанавливать. В настоящее время гора может быть доступна только пешком по оборудованной пешеходной тропе.

Основной конус Везувия сложен из переслаивающихся пластов лавы и вулканического туфа, которые, выветриваясь, обеспечивают плодородность почвы склонов. В нижней части разбиты фруктовые сады и виноградники, выше (до высоты 800 м) произрастают сосновые леса. Первое извержение произошло в 6940 ± 100 году до н. э. Сильное (5 баллов по шкале извержений) извержение 79 года образовало кальдеру диаметром 15 км и уничтожило несколько городов – Помпеи и Стабии были засыпаны вулканическим пеплом, местами толщиной до 8 м, а Геркуланум – грязевыми потоками из-за дождя, сопровождавшего извержение.

– Гораздо позже Карл Брюллов написал гениальное полотно Последний день Помпеи, где отразил все горе и ужас людей, которых захватила стихия. (репродукцию также можно отразить через мультимедийный пректор) В 1830 г. художник начал работу на большом холсте. Он писал на таком пределе духовного напряжения, что, случалось, его буквально на руках выносили из мастерской. Наконец, к середине 1833 г. полотно было готово.

…Черный мрак навис над землей. Кроваво-красное зарево окрашивает небосвод у горизонта, и ослепительная вспышка молнии на мгновение разрывает тьму. Перед лицом смерти обнажается суть человеческой души. Вот юный Плиний уговаривает мать, упавшую наземь, собрать остатки сил и попытаться спастись. Вот сыновья несут на плечах старика отца, стремясь поскорее доставить драгоценную ношу в безопасное место. Подняв руку навстречу рушащимся небесам, мужчина готов грудью защитить своих близких. Рядом – коленопреклоненная мать с детьми. С какой невыразимой нежностью жмутся они друг к другу! Над ними – христианский пастырь с крестом на шее, с факелом и кадилом в руках. Со спокойным бесстрашием взирает он на пылающие небеса и рушащиеся статуи прежних богов. А в глубине холста ему противопоставлен языческий жрец, бегущий в страхе с жертвенником под мышкой. Слева на втором плане – толпа беглецов на ступенях гробницы Скавра. В ней мы замечаем художника, спасающего самое дорогое – ящик с кистями и красками. Это – автопортрет Карла Брюллова.

– Совсем недавно на острове Сицилия произошло извержение некогда потухшего вулкана Этна. Эту информацию подготовили …(подготовленные ученики)

Информацию и иллюстрации к сообщению можно найти на многих сайтах, например http://www. vmireinteresnogo. com/article/eruption-of-etna

– откройте учебник, параграф 19, п. 3 и 4 самостоятельно изучить и записать в тетрадь как люди научились использовать силу и мощь вулканов, с какой целью изучают. (учащиеся выполняют работу самостоятельно с последующей проверкой)

(вулканы используют как лечебные грязи, вулканический песок, сера, самоцветы и др. , изучают для возможности предположения и предупреждения извержения вулканов)

Все теоретические вопросы можно заменить своими материалами, которые покажутся более уместными)

5. Закрепление

– у вас на партах лежат листы, пододвиньте их к себе (один на парту) сейчас вместе с соседом разгадайте его.

1. Вулкан – бог …. .

2. Чашеобразное углубление на вершине вулкана

3. Небольшой канал с магмой, отходящий от батолита.

4. Вулкан, которому посвятил свое полотно Карл Брюллов.

5. Жерло вулкана

6. Интрузивная горная порода.

– Какое слово получилось?

(гейзер)

– гейзеры мы изучим на следующем уроке, а так же рассмотрим как размещаются по Земле вулканы, гейзеры и от чего это зависит.

– О каких вулканах узнали сегодня?

– Какие виды вулканов образуются? От чего это зависит?

– Чем закончилось извержение Везувия?

– как люди используют вулканы?

6. Итог урока.

Выставление отметок, оценка работы учащихся.

7. Организованный конец урока

– Домашнее задание – параграф 19, читать, уметь рассказывать о возникновении вулканов, особенностях извержения.

Отдельным ученика можно дать опережающее задание – гейзеры.

Метки: География