Урок географии по теме "Субрегионы Африки" в 10-11 классах
Урок географии по теме "Субрегионы Африки" в 10-11 классах
Цель урока: Закрепить изученный материал по Африке.
Задачи: 1. Дать представление об особенностях Северной, Тропической Африки и ЮАР.
2. Продолжить формирование умений самостоятельно добывать необходимые знания, сравнивать, делать выводы и обобщения.
3. Расширить знания учащихся и научить создавать «образ территории».
Оборудование: 1. Атласы, контурные карты.
2. Дополнительный материал: – план характеристики субрегионов;
– задание для словарной работы;
– текст для выбора данных.
Урок проходит в компьютерном классе с применением электронного учебника «Экономическая и социальная география мира».
Ход урока.
I. Оргмомент. Объявление цели урока.
Сегодня мы узнаем об особенностях отдельных частей Африки – ее субрегионов, научимся создавать «образ территории».
II. Повторение и закрепление.
Ответить на вопросы:
1. Сколько стран в Африке?
2. На какие группы делятся страны Африки по социально-экономическому развитию?
3. По особенностям ЭГП?
4. На какие субрегионы делят Африку в §2 учебника?
5. Почему ЮАР можно определить особое место?
III. Изучение нового материала.
1. Работа с компьютером.
– Открыть пункт «Субрегионы» в электронном учебнике.
– Знакомство с делением Африки на субрегионы по М. Б. Горнунгу; по М. С. Розину; по Ю. Д. Дмитриевскому.
– Сделать выводы в сравнении с делением в учебнике: по природным условиям и особенностям населения выделяют 5 субрегионов.
2. Практическая работа на контурной карте: разделить Африку на субрегионы согласно варианта М. С. Розина.
3. Самостоятельная работа в группах по электронному учебнику: знакомство с одним субрегионом. В ходе работы заполнить таблицу для своего субрегиона.
4. Словарная работа с применением текста для выбора данных и списком слов по субрегионам.
5. Выступление и презентация работы в группах.
IV. Закрепление: работа с пунктом «Практика» – задание 1 сложности.
V. Проверка знаний: выполнение задания «Тест».
VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Приложение 1
Сравнительная характеристика субрегионов Африки
Показатели | Северная Африка |
Западная Африка | Центральная Африка | Восточная Африка | Южная Африка |
1. Территория (состав) | |||||
2. ЭГП субрегиона | |||||
3. Население: численность этнический состав крупные города |
|||||
4. Природные условия и ресурсы | |||||
5. Хозяйство: промышленность сельское хозяйство транспорт |
|||||
6. Проблемы и перспективы |
Приложение 2. Текст для выбора данных
Субрегионы Африки.
Наиболее принята в отечественной науке пятичленная структура районирования Африки, выделяющая Северную, Западную, Центральную, Восточную и Южную Африку.
Особенность Северной Африки заключается в том, что она, выходя к Средиземному морю, наиболее близка Европе. Регион располагается по большей части в субтропических и тропических широтах, что определяет сельскохозяйственную специализацию на выращивание хлопка, оливок, цитрусовых, винограда. Часто Северную Африку называют Магрибом, что все же не совсем точно, так как в собственно Магриб (от арабского слова «запад») Египет не входит.
Западная Африка охватывает зоны тропических пустынь, саванн, влажных тропических лесов, расположенные между Сахарой и Гвинейским заливом. Этот регион обладает наиболее сложным этническим составом. Современное положение региона определяется как сельским хозяйством, которое представлено как производством и плантационных товарных, и потребительских культур, так и сравнительно развитой промышленностью, прежде всего горнодобывающей.
Центральная Африка занимает срединную часть материка. Она расположена в зонах влажных тропических и экваториальных лесов и саванн, что во многом предопределило ее хозяйственное развитие. Это один из самых богатых разнообразными минеральными ресурсами район не только Африки, но и всего мира. В отличие от Западной Африки, Центральная имеет сравнительно однородный этнический состав населения. Около 90% всех жителей составляют народы банту.
Восточная Африка расположена в субэкваториальной и тропической зонах. Она имеет выход к Индийскому океану и издавна поддерживала торговые связи с Индией и арабскими странами. Это второй, после Северной Африки, регион континента по степени исламизации. Минеральные богатства Восточной Африки менее значительны, но общее разнообразие природных ресурсов велико, что предопределяет и разнообразие типов их хозяйственного использования.
Южная Африка, по сравнению с другими регионами, наиболее удалена от Европы, Америки и Азии. Экономическим ядром региона выступает ЮАР – наиболее развитая страна всего континента. Южная Африка расположена в тропических и субтропических широтах южного полушария. Из широкого набора природных ресурсов, прежде всего, выделяются полезные ископаемые. Подавляющую часть населения региона составляют народы банту.
Приложение 3
Словарная работа
Северная Африка: бедуины, зебу, ямс.
Западная Африка: колония, метрополия, протекторат, трайбализм.
Центральная Африка: анимизм, Сахель, цеце.
Восточная Африка: сорго, суахили, монокультурная специализация.
Южная Африка: апартеид, банту, сегрегация.
Использованная литература
1. Максаковский В. П. «География» 10 класс. Просвещение. М. , 2008г.
2. Максаковский В. П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. 10 класс. – М. : Просвещение, 2004. 2-е издание
3. Атлас «»Экономическая и социальная география мира» 10 класс. Федеральная служба геодезии и картографии России. М. , 2008.
4. Контурная карта по географии, 10 класс.
5. Электронный учебник «Экономическая и социальная география мира». М. , 2004.
Метки: География