Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок географии по теме "Безлесные зоны юга России" для 8 кл

Урок географии по теме "Безлесные зоны юга России" для 8 кл

Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России.

Задачи:

1) Познакомить учащихся с особенностями компонентов природы в безлесных природных зонах южной части России.

2) Продолжить формирование знаний о возможностях хозяйственного использования в безлесных природных зонах южной части России.

3) Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: рассказ с элементами беседы, работа с картой и таблицей.

Средства обучения: карта, карточки, учебник, презентация.

Структура урока

1. Организационный момент (1 мин)

2. Проверка знаний и умений: (10 мин).

Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему: «Лесные зоны России». Сегодня целью нашего урока будет закрепить знания о данной природной зоне и сформировать новые о безлесных зонах юга России. Но сначала начнем с проверки домашнего задания. 4 ученика будут работать по карточкам (5 мин), 3 учеников отвечают устно. Оставшиеся ребята будут писать географический диктант.

Индивидуальная карточка №1

Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных представителей растительного мира тундры?

Ответ: очень холодно, сильные ветра, многолетняя мерзлота. Карликовая береза, мхи, лишайники, морошка, голубика, брусника, клюква, кедровый стланик.

Индивидуальная карточка № 2

Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги.

Ответ: Становится более теплое лето и более мягкая зима. Бурундук, соболь, белка, бурый медведь, рысь, лось, рябчик, куница, благородный олень, косуля.

Индивидуальная карточка № 3

Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины?

Ответ: Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе с сибирскими видами произрастают древесные и кустарниковые породы характерные для лесов Кореи, Китая, Японии и Монголии.

Индивидуальная карточка № 4

Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема характерна для этой зоны?

Ответ: В этой зоне плодородные черноземные почвы. Водная эрозия т. к. преобладают ливневые осадки.

Географический диктант ( работасослайдом)

Определите, к какой зоне (тайге или смешанным широколиственным лесам) относятся следующие признаки.

Признаки:

1. Эта природная зона занимает самую большую площадь.

2. природная зона имеет более разнообразный растительный состав.

3. Средняя температура января достигает до -400С.

4. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные.

5. Почвы подзолистые.

6. В природной зоне деревья образуют один ярус.

7. Мало певчих птиц.

8. Деревья более холодоустойчивы

9. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк.

10. Древесина– главное богатство этой зоны.

Ответы: (слайд)

Тайга-1,3,5,6,7,8,9,10

Смешанные и широколиственные лес-2,4

Устный опрос:

1) Дать характеристику зоне тайги по плану, с которым вы работали.

2) Дать характеристику зоне смешанных и широколиственных лесов.

3) Дать характеристику зоне лесостепей.

3. Изучение нового материала (20-25 мин)

Учитель: Сегодня продолжаем работу с природными зонами. Цель нашей работы систематизировать ранее полученные знания по теме: «Безлесные зоны юга России».

– Ребята, а какие зоны относятся к безлесным?

И первая природная зона, с которой мы начнем изучение нашего нового материала – это степь.

Давайте вспомним, что называется степью?

Найдите, где в России расположена данная зона?

Переходим к климату: Ребята обращаемся к параграфу 25 (стр. 133) п. 1 найдите основные черты климата степей.

А какие здесь почвы?

Почему В. В. Докучаев назвал чернозем – «царем почв»?

Выпишите себе в табличку из текста учебника растительный и животный мир степей.

А чем человек занимается в этой природной зоне? (ответы учащихся) Правильно, сегодня 80% площади степей распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарная свекла, а также арбузы, дыни, тыква.

Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Давайте запишем определения этих терминов в тетрадь.

Засуха-это длительный период без осадков при высокой температуре. Суховеи – это горячие и сухие ветры иссушающие почву.

Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы.

А теперь давайте запишем основные признаки степей в тетрадь (слайд).

Ребята мы подробно с вами разобрали зону степей. Теперь я вам предлагаю поработать с учебником и самостоятельно сделать характеристику зон полупустынь и пустынь. Первый ряд работает с полупустынями, второй с пустынями, а третий готовит вопросы по пустыням и полупустыням. У вас 5 минут.

Примерные ответы учащихся:

Полупустыни:

1. Географическое положение: север Прикаспийской низменности, восточное побережье Каспийского моря.

2. Климат: сухой резко континентальный (большие перепады температур: летом +250С, зимой -100С, осадки 250 мм, испаряемость 1000 мм, К увл. =0,3-0,2)

3. Почвы: каштановые, бурые пустынно-степные.

4. Растительность: полынно-злаковая

5. Животный мир: смешение степных и пустынных животных, черепаха, ящерица, змеи, грызуны.

6. хозяйственная деятельность: используется как пастбища для овец и верблюд. Возможно земледелие, если используется искусственное орошение.

Пустыни:

1. Географическое положение: юг Прикаспийской низменности.

2. Климат: температура летом: +35, +400С; длинное жаркое лето. Зимой -100С; осадков 150 мм, Кувл. =0,1-0,3, т. е. увлажнение недостаточное, дефицит влаги.

3. Почвы: сероземы, солончаки и солонцы.

4. Растительный мир: полынь, солянка, саксаул. Верблюжья колючка.

5. Животный мир: ушастый еж, джейран, желтый суслик, змеи, ящерицы, степная черепаха, скорпионы.

6. Хозяйственная деятельность: пастбища для овец и верблюдов, оазисное земледелие на орошаемых землях.

Делаем записи в тетрадь со слайдов

Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите так в чем отличие северных безлесных зон от южных? (ответы учащихся)

Вывод: Итак, сегодня мы познакомились с природными зонами: степи, полупустыня и пустыня, выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком.

4) Закрепление:

1. Почему зона степей одна из самых наиболее освоенных человеком природных зон?

2. Как приспособлены растения полупустынь и пустынь к длительной засухи?

3. Почему в степях не растут деревья?

4. Каков современный ландшафт степей?

5. Для какой природной зоны характерен тип почвы серозем?

6. Почему животные степей сайгаки живут стадом?

5) Домашнее задание: параграф 25, сделать публикацию об одной из природных зон.

Литература:

1. Учебник И. И. Баринова География. Природа России. 8 класс. – М: Дрофа, 2002 год.

2. Методическое пособие Е. А Жижинова Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс. – М: Вако, 2005 год.

Метки: География