Рабочая программа кружка "В мире географии"; 5-6 класс. Ч. 3
Рабочая программа кружка "В мире географии"; 5-6 класс. Ч. 3
Содержание программы
1. Введение (1 час) Цели и задачи кружка «В мире географии». Инструктаж по технике безопасности
Тема 2. План и карта (9 часов)
Основные понятия: план местности, масштаб, топографические условные знаки, азимут, румбы, съемка местности, планшет.
Форма занятий: теоретическое занятие, практическое занятие на пришкольном участке (определение расстояний по карте, определение азимута, составление плана местности)
Содержание темы: что такое ориентирование, ориентирование на местности с помощью карты, компаса, местных признаков, определение сторон горизонта по компасу, солнцу, звездам, природным признакам.
Практические занятия: составление плана местности, ориентирование по плану местности, определение азимута, ориентирование по местным признакам, знакомство с памяткой «Если ты заблудился», чтение топографических карт.
Тема 3. Минералогия, геология, рельеф и полезные ископаемые. (7 часов)
Основные понятия: минералогия, петрография, минералы и их признаки, шкала Мооса, геология, палеонтология, ископаемые организмы, геохронологический возраст, осадочные, метаморфические, магматические, вулканические горные породы.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, лабораторные занятия, экскурсия в музей
Содержание темы: предмет изучения минералогии и петрографии, что такое минерал, их признаки и виды, свойства минералов, происхождение минералов, шкала относительной твердости, растворимость минералов, цвет, блеск и прозрачность минералов, работа с учебной коллекцией минералов, что такое палеонтология, создание коллекции минералов и горных пород, полезные ископаемые, поиск полезных ископаемых в окрестностях города, полезные ископаемые осадочного, метаморфического, магматического происхождения.
Практические занятия: определение твердости минералов и горных пород, определение растворимости минералов, определение цвета, блеска и прозрачности различных минералов, определение геохронологического возраста ископаемого, условия его жизни и образ жизни, экскурсии, составление поделок из минералов и горных пород, оформление фотовыставки, участие в геологическом слете.
Тема 4. Климатические особенности и внутренние воды города. (3 часа)
Основные понятия: термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы, роза ветров, радуга, гало
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия на метеостанцию.
Содержание темы: метеорологические наблюдения, народные приметы и метеонаблюдения за погодой. Термометр, барометр, осадкомер, флюгер, атмосферное давление, ветер, воздушные массы теплые и холодные, роза ветров, радуга, гало. Что такое внутренние воды, исток, устье, русло реки. Реки города Южноуральска, озера в окрестностях города и их происхождение. Опасные природные явления.
Практические занятия: определение средней температуры воздуха в течение дня, составление графиков хода средних температур двух-трех дней месяца, объяснение различий. определение основных атмосферных явлений, определение направления и силы ветра. Работа с метеорологическими приборами. Определение температуры воды в реке, определение направления и скорости воды в реке, определение прозрачности воды в реке. Работа над мини-проектом «Капелька»
Тема 5. Почвы. Растительный и животный мир окрестностей города. (3 часа).
Основные понятия: почва, почвенные горизонты, типы почв, растения и животные окрестностей Южного Урала
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсии на природу.
Содержание темы: Что такое почва, механический состав почвы, понятие о природоохранной деятельности, знакомство с памятками «Природа ждет твоей помощи», «Пусть цветут цветы в природе», растительный и животный мир города.
Практические занятия: определение состава каменистой горной породы, определение типа рыхлой горной породы по механическому составу, определение относительного возраста почвы, наблюдение первоцветов в природе . Распространение памятки «Пусть цветут цветы в природе» среди населения и школьников. Конкурс рисунков на тему «Пусть цветут цветы в природе». Стихи и песни о цветах.
Тема 6. Возникновение и развитие города. (5 часов)
Основные понятия: город, герб, флаг – символы власти.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, экскурсия в краеведческий музей города.
Содержание темы: Герб и флаг города Стерлитамака. Историческое прошлое города
Возникновение и развитие города. Географическое положение и природные условия
Географическое положение города Стерлитамака в Стерлитамакском районе и Республике Башкортостан. Геологическая история. Природные условия города и его окрестностей.
Практические занятия: История происхождения названий улиц города, рек. Работа с различными источниками информации. Создание презентации. Знакомство с уникальными природными объектами района, создание их каталога. Отработка навыков работы с различными источниками информации.
Тема 7. Население города. (2 часа)
Основные понятия: миграция, национальный состав.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.
Содержание темы: История заселения. Численность населения г. Стерлитамака. Национальный состав города. Миграции населения.
Практические занятия: изучение национального состава города по статистическим материалам и Интернет-ресурсам.
Тема 8. Улицы и учебные заведения города. (6 часов)
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.
Содержание темы: История возникновения названий улиц. Современные и прежние названия. Достопримечательности и памятники города. Первые учебные заведения города. История развития образования в городе. История возникновения школы. Знаменитые выпускники. Средние и высшие учебные заведения.
Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Мини-проект «Название улиц моего города». Отработка навыков работы над проектами. Создание мини-проекта «История школы в лицах».
Тема 9. Промышленные предприятия города. (3 часа)
Основные понятия: отраслевая структура, химическая, строительная, станкостроительная промышленность, промышленные предприятия.
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов, игровые моменты, статистические исследования.
Содержание темы: Развитие хозяйства города (от Соляной пристани до «промышленного гиганта»). Развитие города в конце 20 века. Промышленные предприятия Стерлитамака: ОАО «Сода», завод СК, Концерн «ИНМАШ» и др. Развитие транспорта в городе. Источники загрязнения воды и атмосферы в городе. Экологические проблемы и пути их решения. Зоны отдыха горожан.
Практические занятия: Экскурсии на предприятия города, в троллейбусное депо. Составление картосхемы промышленных предприятий города. Создание презентации. Представление мини-проектов о способах переработка вторсырья.
Тема 10. Знаменитые люди города. (3 часа)
Форма занятий: теоретические занятия, просмотр учебных фильмов
Содержание темы:Знаменитые люди города (труженики промышленности, участники ВОВ и боевых действий в Афганистане и Чечне, писатели, поэты, музыканты и т. п. ), их вклад в развитие республики и страны.
Практические занятия: Работа с различными источниками информации. Создание презентации.
Планирование исследовательской деятельности учащихся
№ |
Направления |
Исследовательская деятельность |
1
|
Геология
|
1. создание коллекции минералов и полезных ископаемых района. 2. экскурсии в музей «Стимул» и в краеведческий музей города. 3. создание презентации. |
4
|
Улицы города
|
1. работа с различными источниками информации. 2. создание мини-проекта «Название улиц моего города». |
5
|
Промышленные предприятия города
|
1. экскурсии на предприятия города. 2. изучение продукции, выпускаемой в городе. 3. создание презентации: «Предприятия города и их продукция». |
6
|
Состояние природной среды города | 1. создание туристического маршрута по окрестностям города. 2. Участие в акциях |
7 |
Учебные заведения города |
1. создание мини-проекта «История школы в лицах» 2. Создание мини– проекта «Символика городов Ч. О. » |
8 |
Знаменитые люди города |
1. работа с различными источниками информации. 2. посещение краеведческого музея. 3. создание презентации. |
Средства обучения
– Видеозаписи
– Презентации
– АРМ
– Электронные учебные пособия
Дидактическое обеспечение
– Коллекция гербария
– Коллекция горных пород и минералов
– Карты (настенные, атласы)
– Схемы и таблицы
– Портреты путешественников
– Энциклопедии
– Наборы фотографий животного мира
Способы проверки результатов работы
– выставки
– учебно-исследовательские конференции
– олимпиады
– неделя естествознания
Ожидаемые результаты и их проверка
§ ознакомиться с основными географическими понятиями, географическими особенностями природы России и родного края;
§ применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
§ применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
§ повысить свой кругозор;
§ применять компьютерные технологии в обучении;
§ знать природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем своей местности; особо охраняемые природные территории своей республики;
§ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
§ создание школьного фонда коллекций минералов и горных пород родного края, типов почв, создание банка исследовательских и проектных работ учеников.
§ Увеличение количества учащихся, занимающихся исследовательской работой.
§ повышение успеваемости и качества знаний учащихся по краеведению и по предмету «География» в целом.
Учащиеся должны знать
– основные термины и понятия минералогии, петрографии;
– основные виды туризма;
– основные методы ориентирования на местности;
– основные виды растений и животных родного края;
– правила ведения наблюдений, полевых исследований;
– особо охраняемые территории и памятники природы родного края;
– историю образования и развития города;
Должны уметь
– выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;
– проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений в городе;
– оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);
– различать памятники природы;
– ориентироваться на местности по компасу и местным признакам;
– различать охраняемые растения и животных Южного Урала;
– работать с литературой;
– применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.
Метки: География