Урал. Урок географии. 8 класс
Урал. Урок географии. 8 класс
Цель: дать представление об особенностях природы Урала, формировать интерес к предмету.
Задачи:
расширить представление о природе Урала, о разнообразии природных компонентов;
- показать взаимосвязь между компонентами природы;
- развивать умение обобщать, классифицировать, делать выводы;
- развивать познавательный интерес к предмету географии;
- совершенствовать коммуникативные навыки и навыки работы с географическими источниками.
Оборудование:
- физическая, тектоническая карта «Урал»;
- карточки с заданиями;
- атласы; дополнительный материал, учебник Э. М. Раковской. карта Урала;
- презентация «Урал»; персональный компьютер;
- интерактивная доска;
- коллекция минералов и горных пород;
Методы: (по характеру познавательной деятельности учащихся): частично-поисковый, исследовательский, работа малых групп, составление проекта.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы будем изучать удивительный природный комплекс – Урал.
«Он азиатскому материку
Пришелся каменным порогом
Ему известен мамонта скелет
В грунтах промерзлых.
Ливнями, ветрами
Его точили миллионы лет,
Чтобы строкою засверкали грани.
Железо, никель, хромовые руды
Я трону словом, рифму им найду.
Недаром в копях камень изумрудный
Зелёным глазом смотрит в темноту.
Хребет запутает тропой лосей,
Черникой спелой потчевать начнет,
Блеснет меж сосен речкой Сосьевой,
До светлой тучки ледником достанет,
В озёра глянет, в стих войдет таким.
Он весь пропах лесами и цветами
И горьким дымом заводским».
С. Щипачёв
«К торжественному крику прибавь согласный звук, чтоб горы протянулись с севера на юг» (Урал).
Урал – «опорный край державы» (А. Твардовский), это удивительный природный комплекс. Оренбургская область относится к Южному Уралу. Знание родного края расширяет кругозор, воспитывает любовь к родному краю, помогает понять и полюбить его.
Сегодня на уроке мы проведем небольшие исследования компонентов природы Урала, узнаем их особенности и установим взаимосвязи. Работаем в группах, выполняя задания в карточках, составляем образ Урала (проект).
Карточки-задания
(уровень сложности возрастает от первой к пятой карточке)
№1. Географическое положение.
№2. Рельеф.
№3 Полезные ископаемые.
№4. Климат
№5. Воды.
Класс заранее разделить на 5 групп.
Каждая группа получает карточку с логическими цепочками, опорными словами, дополнительную литературу, атлас.
Инструкция по организации работы в группах.
- – изучить задания;
- – решить, кто в группе, на какой вопрос будет отвечать;
- – подобрать для ответа материал (дополнительная литература, карты атласа, учебник);
- – каждый ученик отвечает на конкретный вопрос, один делает вывод по причинно-следственным связям.
3. Новый материал
1. Самостоятельная групповая работа.
Выполнение заданий по карточкам (время 7-8 минут).
2. Выступление учащихся.
Карточка №1.
Географическое положение
Географическое положение Урала →меридиональное → 2000 км → 600 в. д. !
- «пограничный шов» Русской равнины и Западно-Сибирской низменности →граница Европы и Азии;
- водораздел Северного Ледовитого океана и бессточного бассейна.
Названия
- Урал → «пояс» (с тюркского) В. Н. Татищев, XVIII в.
- Риммикайские горы → античные времена
- Рифейские горы → греки
- Мургары → арабы
- «Камень», «Каменный пояс» → XVII в.
Высоты
- средняя высота -до 1500 м → средние горы (1-2тыс. м)
- высшая точка → г. Народная 1895 м (Приполярный Урал) г. Ямантау 1618 м (Южный Урал)
Вывод: вытянутость север-юг –→ разнообразие климата –→ разнообразие органического мира→ разнообразие природных зон.
Карточка №2
Рельеф
История образования Урала
(тектоническая карта)
- герцинская складчатость –→ палеозой → внутри Евразийской плиты
- к началу кайнозоя –→ разрушение –→ «возрожденные горы» – неогеновый период кайнозой (давление с востока) –→ меридиональные хребты и котловины
- Предуралье –→ краевой прогиб –→ осадочные породы
- Зауралье –→ складчатые горы –→ магматические горные породы –→ рудные полезные ископаемые
- Водораздельный хребет→нет поперечных долин→ магматические породы асимметричность склонов;
Природные комплексы Урала
- Пай-Хой (кряж)
- полярный
- приполярный
- Северный
- Средний
- южный (массив Мугоджары)
Факторы рельефообразования
- Полярный –→ морозное выветривание –→ троги, цирки –→ древнее оледенение
- Северный, Средний, Южный –→ водная эрозия –→ речные глубокие долины карстовые формы –→ пещеры (Мурадымовские, Кунгурская) горы→древние –→ вершины плоские, россыпи камней (курумы)
Вывод: горные породы → полезные ископаемые (близость к поверхности)→магматические →Предуралье, осадочные→ Зауралье
[курумы] – каменные реки
Карточка №3
Полезные ископаемые
- разнообразие полезных ископаемых –→ геологическое строение –→ геологическая история;
- развитие Урала → Предуралье –→ нерудные (нефть, газ, соли) → Зауралье → руды (железные, медь, золото), найдено более 3000 минералов.
- 200 минералов,
- «Я никогда не видел более прекрасной картины. Глаз не мог оторвать от голубых отвалов» (Ферсман А. Е. );
- р. Миасс, Ильменские горы
- Бажов П. П. «Уральские сказы» → названия сказок → названия горных пород → литературные произведения дают географические знания.
Сообщение ученика: «Ильменский заповедник»
Вывод: разнообразие →длительность формирования→геологическое строение
Запишите в тетрадь названия самых крупных месторождений полезных ископаемых Урала:
- железная руда – г. Качканар, г. Магнитная, г. Благодать
- медь – Медногорск, Карабаш, Гай
- соли – Соликамск, Березняки, Соль-Илецк
- нефть – Ишимбай, Бугуруслан газ – Оренбург
- алмазы – река Вишера
Карточка №4
Климат
- климатические пояса → вытянутость → разнообразие климата → изменение температуры с севера на юг
- увлажнение → Предуралье →? миллиметров → наветренный склон
- Зауралье →? миллиметров → подветренный склон
- западный перенос → осадки →водораздельный хребет
- высотная поясность (1 км 60) – рис. 87 (учебник)
Вывод: смена климата север→юг, запад→восток, с высотой, горный пояс → климат → разнообразие природных зон→ высотная поясность.
Карточка №5
Воды
- водораздел Северного Ледовитого океана и Каспийского (внутреннего) бассейна
- Западный склон → р. Печора → Баренцево море – р. Кама («мать» Волги) → притоки Чусовая, Белая, Уфа, Вишера – р. Урал→Каспийское море
- Восточный склон → Обь → притоки Щучья, Сосьва, Тадва, Тура, Исеть, Миасс
- характер рек → долины продольные и поперечные
- проблемы промышленного Урала→ маловодность (истоки)
- озера → карстовые → Предуралье → Тургояк
- тектонические → Зауралье→ Ильмень
Вывод: влияние климата на реки → направление, характер, режим рек
3. Практическая работа.
Задания по контурным картам:
- Выделить на контурной карте 5 частей Урала: Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный.
- Отметить высшие точки: гора Народная, гора Ямантау
- Обозначить Ильменский заповедник.
- Отметить месторождения полезных ископаемых.
4. Закрепление
Географический диктант
1. Вдоль какого меридиана расположены Уральские горы? (600 в. д. )
2. Как переводится Урал с тюркского? (пояс)
3. Самая высокая гора Урала? (гора Народная)
4. Какой складчатости принадлежит Урал? (герцинская)
5. Автор книги «Уральские сказы» (Бажов П. П. )
6. Минералогический заповедник? (Ильменский)
Найди ошибки
Урал
Река Чусовая, хребет, алмаз, водораздел, Хибины, 5642м, Ильменский, «камень» г. Казбек, Волга, Пай-Хой, 1895м, Сочи, -28м, карстовые пещеры, КМА, 60– меридиан.
5. Подведение итогов
Урал давно осваивается человеком. Это крупный промышленный район. Добыча полезных ископаемых, вырубка лесов, загрязнение рек ухудшают качество ландшафтов Урала.
Наша задача: жить и работать так, чтобы не стали явью стихи Роберта Рождественского:
«Не уж-то внуки по Красной книге
Узнают, как богаты были мы».
6. Домашнее задание:
Р. § 32, 33 обозначить полезные ископаемые на контурной карте, ответить на вопросы, подготовить рассказ о заповедниках (Ильменский минералогический, Кунгурская ледяная пещера. )
Б) Работа по карточкам.
Карточка №1.
1. Какая часть Урала наиболее высокая?
2. Какая часть Урала наиболее широкая?
3. Почему большое количество железных дорог пересекает горы в пределах среднего Урала?
4. Какие здесь преобладают высоты?
Карточка №2.
1. Какая последовательность прослеживается в размещении горных пород?
2. Какие п. и. приурочены к краевому прогибу?
3. Какие п. и. в центральной зоне и в зоне восточного склона?
Карточка №3.
Чем отличаются Уральские горы от Кавказских?(отметить пункты, справедливые для Ур. и Кавк. )
1. Средняя высота 500-800м.
2. Горы находятся между двумя морями.
3. Горы разделяют материк на европейскую и азиатскую части.
4. Сглаженные вершины.
5. Крупные склоны, остроконечные вершины.
6. Горные хребты вытянуты в меридиональном направлении.
7. Высная вершина имеет высоту 1895м.
8. Высшая вершина -потухший вулкан.
9. Горы складчатые.
10. Горы складчато – глыбовые.
Подведение итогов, отметки. Благодарность участников за работу, оценивание выступлений.
И. Н. Багрецова, МБОУ "СОШ № 28", Киселевский городской округ, Кемеровская область.