Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урал. Урок географии. 8 класс

Урал. Урок географии. 8 класс

Цель: дать представление об особенностях природы Урала, формировать интерес к предмету.

Задачи:

расширить представление о природе Урала, о разнообразии природных компонентов;

  • показать взаимосвязь между компонентами природы;
  • развивать умение обобщать, классифицировать, делать выводы;
  • развивать познавательный интерес к предмету географии;
  • совершенствовать коммуникативные навыки и навыки работы с географическими источниками.

Оборудование:

  • физическая, тектоническая карта «Урал»;
  • карточки с заданиями;
  • атласы; дополнительный материал, учебник Э. М. Раковской. карта Урала;
  • презентация «Урал»; персональный компьютер;
  • интерактивная доска;
  • коллекция минералов и горных пород;

Методы: (по характеру познавательной деятельности учащихся): частично-поисковый, исследовательский, работа малых групп, составление проекта.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем изучать удивительный природный комплекс – Урал.

«Он азиатскому материку

Пришелся каменным порогом

Ему известен мамонта скелет

В грунтах промерзлых.

Ливнями, ветрами

Его точили миллионы лет,

Чтобы строкою засверкали грани.

Железо, никель, хромовые руды

Я трону словом, рифму им найду.

Недаром в копях камень изумрудный

Зелёным глазом смотрит в темноту.

Хребет запутает тропой лосей,

Черникой спелой потчевать начнет,

Блеснет меж сосен речкой Сосьевой,

До светлой тучки ледником достанет,

В озёра глянет, в стих войдет таким.

Он весь пропах лесами и цветами

И горьким дымом заводским».

С. Щипачёв

«К торжественному крику прибавь согласный звук, чтоб горы протянулись с севера на юг» (Урал).

Урал – «опорный край державы» (А. Твардовский), это удивительный природный комплекс. Оренбургская область относится к Южному Уралу. Знание родного края расширяет кругозор, воспитывает любовь к родному краю, помогает понять и полюбить его.

Сегодня на уроке мы проведем небольшие исследования компонентов природы Урала, узнаем их особенности и установим взаимосвязи. Работаем в группах, выполняя задания в карточках, составляем образ Урала (проект).

Карточки-задания

(уровень сложности возрастает от первой к пятой карточке)

№1. Географическое положение.

№2. Рельеф.

№3 Полезные ископаемые.

№4. Климат

№5. Воды.

Класс заранее разделить на 5 групп.

Каждая группа получает карточку с логическими цепочками, опорными словами, дополнительную литературу, атлас.

Инструкция по организации работы в группах.

  • – изучить задания;
  • – решить, кто в группе, на какой вопрос будет отвечать;
  • – подобрать для ответа материал (дополнительная литература, карты атласа, учебник);
  • – каждый ученик отвечает на конкретный вопрос, один делает вывод по причинно-следственным связям.

3. Новый материал

1. Самостоятельная групповая работа.

Выполнение заданий по карточкам (время 7-8 минут).

2. Выступление учащихся.

Карточка №1.

Географическое положение

Географическое положение Урала →меридиональное → 2000 км → 600 в. д. !

  • «пограничный шов» Русской равнины и Западно-Сибирской низменности →граница Европы и Азии;
  • водораздел Северного Ледовитого океана и бессточного бассейна.

Названия

  • Урал → «пояс» (с тюркского) В. Н. Татищев, XVIII в.
  • Риммикайские горы → античные времена
  • Рифейские горы → греки
  • Мургары → арабы
  • «Камень», «Каменный пояс» → XVII в.

Высоты

  • средняя высота -до 1500 м → средние горы (1-2тыс. м)
  • высшая точка → г. Народная 1895 м (Приполярный Урал) г. Ямантау 1618 м (Южный Урал)

Вывод: вытянутость север-юг –→ разнообразие климата –→ разнообразие органического мира→ разнообразие природных зон.

Карточка №2

Рельеф

История образования Урала

(тектоническая карта)

  • герцинская складчатость –→ палеозой → внутри Евразийской плиты
  • к началу кайнозоя –→ разрушение –→ «возрожденные горы» – неогеновый период кайнозой (давление с востока) –→ меридиональные хребты и котловины
  • Предуралье –→ краевой прогиб –→ осадочные породы
  • Зауралье –→ складчатые горы –→ магматические горные породы –→ рудные полезные ископаемые
  • Водораздельный хребет→нет поперечных долин→ магматические породы асимметричность склонов;

Природные комплексы Урала

  • Пай-Хой (кряж)
  • полярный
  • приполярный
  • Северный
  • Средний
  • южный (массив Мугоджары)

Факторы рельефообразования

  • Полярный –→ морозное выветривание –→ троги, цирки –→ древнее оледенение
  • Северный, Средний, Южный –→ водная эрозия –→ речные глубокие долины карстовые формы –→ пещеры (Мурадымовские, Кунгурская) горы→древние –→ вершины плоские, россыпи камней (курумы)

Вывод: горные породы → полезные ископаемые (близость к поверхности)→магматические →Предуралье, осадочные→ Зауралье

[курумы] – каменные реки

Карточка №3

Полезные ископаемые

  • разнообразие полезных ископаемых –→ геологическое строение –→ геологическая история;
  • развитие Урала → Предуралье –→ нерудные (нефть, газ, соли) → Зауралье → руды (железные, медь, золото), найдено более 3000 минералов.
  • 200 минералов,
  • «Я никогда не видел более прекрасной картины. Глаз не мог оторвать от голубых отвалов» (Ферсман А. Е. );
  • р. Миасс, Ильменские горы
  • Бажов П. П. «Уральские сказы» → названия сказок → названия горных пород → литературные произведения дают географические знания.

Сообщение ученика: «Ильменский заповедник»

Вывод: разнообразие →длительность формирования→геологическое строение

Запишите в тетрадь названия самых крупных месторождений полезных ископаемых Урала:

  • железная руда – г. Качканар, г. Магнитная, г. Благодать
  • медь – Медногорск, Карабаш, Гай
  • соли – Соликамск, Березняки, Соль-Илецк
  • нефть – Ишимбай, Бугуруслан газ – Оренбург
  • алмазы – река Вишера

Карточка №4

Климат

  • климатические пояса → вытянутость → разнообразие климата → изменение температуры с севера на юг
  • увлажнение → Предуралье →? миллиметров → наветренный склон
  • Зауралье →? миллиметров → подветренный склон
  • западный перенос → осадки →водораздельный хребет
  • высотная поясность (1 км 60) – рис. 87 (учебник)

Вывод: смена климата север→юг, запад→восток, с высотой, горный пояс → климат → разнообразие природных зон→ высотная поясность.

Карточка №5

Воды

  • водораздел Северного Ледовитого океана и Каспийского (внутреннего) бассейна
  • Западный склон → р. Печора → Баренцево море – р. Кама («мать» Волги) → притоки Чусовая, Белая, Уфа, Вишера – р. Урал→Каспийское море
  • Восточный склон → Обь → притоки Щучья, Сосьва, Тадва, Тура, Исеть, Миасс
  • характер рек → долины продольные и поперечные
  • проблемы промышленного Урала→ маловодность (истоки)
  • озера → карстовые → Предуралье → Тургояк
  • тектонические → Зауралье→ Ильмень

Вывод: влияние климата на реки → направление, характер, режим рек

3. Практическая работа.

Задания по контурным картам:

  1. Выделить на контурной карте 5 частей Урала: Полярный, Приполярный, Северный, Средний, Южный.
  2. Отметить высшие точки: гора Народная, гора Ямантау
  3. Обозначить Ильменский заповедник.
  4. Отметить месторождения полезных ископаемых.

4. Закрепление

Географический диктант

1. Вдоль какого меридиана расположены Уральские горы? (600 в. д. )

2. Как переводится Урал с тюркского? (пояс)

3. Самая высокая гора Урала? (гора Народная)

4. Какой складчатости принадлежит Урал? (герцинская)

5. Автор книги «Уральские сказы» (Бажов П. П. )

6. Минералогический заповедник? (Ильменский)

Найди ошибки

Урал

Река Чусовая, хребет, алмаз, водораздел, Хибины, 5642м, Ильменский, «камень» г. Казбек, Волга, Пай-Хой, 1895м, Сочи, -28м, карстовые пещеры, КМА, 60– меридиан.

5. Подведение итогов

Урал давно осваивается человеком. Это крупный промышленный район. Добыча полезных ископаемых, вырубка лесов, загрязнение рек ухудшают качество ландшафтов Урала.

Наша задача: жить и работать так, чтобы не стали явью стихи Роберта Рождественского:

«Не уж-то внуки по Красной книге

Узнают, как богаты были мы».

6. Домашнее задание:

Р. § 32, 33 обозначить полезные ископаемые на контурной карте, ответить на вопросы, подготовить рассказ о заповедниках (Ильменский минералогический, Кунгурская ледяная пещера. )

Б) Работа по карточкам.

Карточка №1.

1. Какая часть Урала наиболее высокая?

2. Какая часть Урала наиболее широкая?

3. Почему большое количество железных дорог пересекает горы в пределах среднего Урала?

4. Какие здесь преобладают высоты?

Карточка №2.

1. Какая последовательность прослеживается в размещении горных пород?

2. Какие п. и. приурочены к краевому прогибу?

3. Какие п. и. в центральной зоне и в зоне восточного склона?

Карточка №3.

Чем отличаются Уральские горы от Кавказских?(отметить пункты, справедливые для Ур. и Кавк. )

1. Средняя высота 500-800м.

2. Горы находятся между двумя морями.

3. Горы разделяют материк на европейскую и азиатскую части.

4. Сглаженные вершины.

5. Крупные склоны, остроконечные вершины.

6. Горные хребты вытянуты в меридиональном направлении.

7. Высная вершина имеет высоту 1895м.

8. Высшая вершина -потухший вулкан.

9. Горы складчатые.

10. Горы складчато – глыбовые.

Подведение итогов, отметки. Благодарность участников за работу, оценивание выступлений.

И. Н. Багрецова, МБОУ "СОШ № 28", Киселевский городской округ, Кемеровская область.