Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • География
  • Урок географии по теме "Национальные особенности японцев через призму национальной одежды". 10-11-е классы

Урок географии по теме "Национальные особенности японцев через призму национальной одежды". 10-11-е классы

Ввод в урок.

Япония, её культура и искусство издавна привлекают внимание и зачаровывают европейцев. На протяжении многих веков она оставалась малоисследованной страной. Несмотря на активную взаимосвязь с соседними государствами – Кореей и Китаем, – Древняя Япония создала свою самобытную культуру.

Что для нас Япония? Это, прежде всего священная гора Фудзияма, традиционное японское искусство аранжировки цветов икебана, что дословно означает – “цветы, которые живут”, бонсай – выращивание карликовых деревьев, ну и конечно древние японские боевые искусства. Ярким примером является сумо, в котором побеждает не только сильнейший но и умнейший.

Но сегодня мы поговорим о японском костюме, известном всему миру как кимоно, которое существует на протяжении многих веков.

Постановка проблемы.

Написано большое количество работ по истории японского костюма, Однако мало кто говорит о значения и роли национального костюма в системе культурных ценностей японского общества. Кроме того, редко анализируются факторы духовной культуры, повлиявшие на создание именно такого ансамбля национальной одежды. Сегодня мы попытаемся восполнить этот пробел.

Японка, сменив европейское платье на кимоно, начинает мыслить и чувствовать иначе.

Нахоко Нэми.

Сдержанные, замкнутые от природы японцы всю глубину ощущений, все эмоции передают в произведениях искусства и предметах материальной культуры, в том числе и в костюме. Если историю западной моды можно отобразить чередой сменяющих друг друга силуэтов, то история кимоно – это разнообразие узоров и оттенков цвета, заключённых в одну неизменную форму. Кимоно в глазах иностранцев – раззолоченные, белые, вышитые фигурами журавлей. На самом деле почти все кимоно – свекольно-бурые, темно-зеленые, зеленовато-серые, коричнево-желтые. Они напоминают о сером морском песке, и о разбросанных на нем морских водорослях, и о замшелых камнях, и о свинцовой дали океана. Эти цвета японской природы удивительным образом соответствуют мировоззрению буддизма.

Японцы, создавая свою культуру, не боролись с природой, как это было на Западе, а приспосабливались к ней.

В этих условиях и сформировался японский костюм, заключавший в себе эталон жизни в мире и гармонии с природой.

Давайте попробуем разобраться, а коков он – эталон японской красоты? И как он повлиял на костюм. Но самое главное попытаемся понять – как особенности национального характера, повлияли на создание именно такого ансамбля национальной одежды.

Презентация.

1. Первый слайд – эталон красоты женского лица.

На характер красоты женского лица наложила отпечаток затененность внутренних помещений японского дома. Именно поэтому для европейца он покажется, мягко говоря, странным

Толстый слой белил, высокая линия бровей, зачерненные зубы и темно-зеленые с металлическим отливом губы, бледность лица подчеркивается густотой черных длинных волос.

Большой вынос крыши и особенности освещения создавали затененность внутренних помещений. Рассеянный свет и мягкий полумрак сглаживали резкие тени на лицах и смягчали яркие цвета. Все это создает таинственный и загадочный образ.

2. Второй слайд – олицетворением женской красоты – затылок.

В отличие от европейских женщин японки декольтируют не грудь, а спину. Пышная прическа максимально открывала затылок и шею, и тем самым делала акцент на них. Прическу сооружали раз в неделю и покрывали лаком. В целях её сохранения японки спали, подложив под голову специальные валики

3. Третий слайд – эталон форм

Пропорции тела у японцев иные, “ чем у представителей европеоидной расы: тело удлинено, а конечности, наоборот, укорочены, да и самый центр тяжести находится ниже, чем у белых людей. (На этом принципе, кстати, основана знаменитая японская сумо, — борьба тяжеловесов, отчего европейцы не могут ею заниматься.)

Европейцам понятно пропорциональное соотношение всех частей тела, у японцев свое понятие пропорциональности. Для мужчинмаленькая голова при большом теле. Для того чтобы добиться такого эффекта японские костюмы многослойны, со множеством складок и изломов. Это делает костюм массивным.

Фигура японок так же далека от совершенства – длинное туловище при сравнительно коротких ногах. Одежда европейских женщин выставляет напоказ линии тела и делает его красоту открытой. Японский костюм заворачивает тело и как бы укрывает его. Форма, цвет, орнамент одежды скрывают пропорции фигуры. И в японском, и в европейском костюме, талия акцентируется, но в европейском – чтобы выделить наиболее узкое место тела, а в японском – чтобы просто обернуть красивый кусок ткани вокруг талии, равной по ширине линии груди и линии бедер. Пояс оби как бы расширяет линию талии, делая акцент на ней.

Пояс, которым подвязывают кимоно, с древних времен считался амулетом – охранителем души, а узел на поясе – символом верной любви. В древности члены одного рода завязывали свои пояса одинаковыми узлами, которые стали прототипами фамильных гербов.

4. Четвертый слайд – походка

.

Мелкие, семенящие и торопливые шажки, вот эталон японской походки, которую формирует обувь.

Гэта – деревянные туфли-подставки, похожие на скамеечки с двумя ножками, напоминающими каблуки высотой около 10 см. Форма гэте одинакова для обеих ног. Эту обувь носили в основном в холодную или дождливую погоду и во время работы. В зависимости от назначения и вида работы применялась гэта различного вида и высоты. Самая высокая гэта, использовалась во время сбора плодов с деревьев и водорослей в море.

“дзори” – традиционные соломенные сандалии, Их коротенькие подошвы не доходят и до середины пятки, отчего носки при ходьбе сами собой сходятся под тупым углом, и кажется, что женщина так и норовит рухнуть вперед…

Крепится обувь с помощью двух шнуров. Переднее крепление шнуров расположено в точке основания большого и второго пальца ноги (в восточной медицине отмечено, что эта точка благоприятно воздействует на внутренние органы человека).

Обувь указывает на социальное положении человека, род его занятий, возраст. Например, владельцы уютных японских гостиниц, тщательно рассматривают обувь гостя, чтобы определить, какая комната в гостинице будет более полно соответствовать его наклонностям.

Традиционную японскую обувь носят со своеобразными короткими носками – таби. Характерной особенностью таби является то, что они имеют утолщенную (иногда кожаную) подошву и напальчник для большого пальца.

Итак, вот он эталон японской красоты: маленькая голова, массивное тело; черные зубы, зеленые губы; грудь, талия, бедра – одинаковы по ширине. Эталон походки – мелкие, семенящие шажочки.

А сейчас мы приступаем к практической части нашего занятия. Каждая группа получает карточки с заданиями, на выполнение которых дается 6-8 минут. По истечении времени вы должны быть готовы к защите.

Практическая часть.

Вопросы к первой группе.

Вопрос: Вы самостоятельно одели кимоно?

Предполагаемый ответ: “Нет, мне помогали”.

Вопрос: Почему японцы создали такой костюм, который практически невозможно одеть оному?

Предполагаемый ответ: Общество с сильными коллективистскими традициями создало такой костюм, который практически невозможно надеть самостоятельно. В Европе, правда, тоже существовал подобный опыт. Участники Великой французской буржуазной революции использовали застежку сзади на верхней одежде, чтобы повысить сплоченность своих рядов, т.к. всем приходилось обращаться за помощью, чтобы застегнуть такую одежду. Застежка сзади стала символом революционеров.

Вопрос: Какой размер кимоно на вас? Как вы думаете, а какой размер кимоно, с которым работала вторая группа? Сколько размеров у кимоно?

Предполагаемый ответ: У кимоно всего два размера – детский и взрослый. У нас кимоно одного размера.

Вопрос: Почему японцы создали костюм, который имеет всего два размера?

Предполагаемый ответ: Европейский костюм из-за сложного покроя подходит ограниченному кругу людей, а японское кимоно подходит любому.

Благодаря этому одежду всегда передавали по наследству, и она превратилась из просто вещи в костюм, хранящий в себе частичку души и любви тех, кто его надевал в прошлом. Кроме того, это особенность бедных стран.

Комментарий: Вспомним и мы о том, что в наших деревнях сапоги порой были, чуть ли не фамильной драгоценностью, связующей отца и сына, но надеваемой лишь несколько раз в год, и то ненадолго, пока идет праздничная церковная служба. От избы же до храма обладатели сапог шествовали босиком, с гордостью неся их перед собою.

Кроме того, кимоно никогда не становится старомодным, в отличие от европейской одежды, и остается символом женственности, прошедшим через века.

Вопросы ко второй группе

Предложить пройтись в кимоно, как бы это сделали японцы.

Вопрос: От чего зависит посадка японского кимоно?

Предполагаемый ответ: Посадка японского кимоно будет полностью зависеть от мастерства и хорошего вкуса того, кто его надевает. Поэтому сам процесс надевания кимоно становится творческим актом, что превращает каждого человека в художника, создающего индивидуальный образ.

Вопрос: Что в первую очередь подчеркивает японский костюм?

Предполагаемый ответ: Японский национальный костюм подчеркивает не так внешность человека, как его характер.

Вопрос: Кимоно должно плотно оборачивает тело, на что это повлияло?

Предполагаемый ответ: Это воспитывает в человеке смирение и покорность. Кроме того, это полностью меняет все движения человека. Они становятся неторопливыми и мягкими.

Вопрос: Почему считается неприличным, если человек одетый в национальный костюм по неосторожности показывает ноги или другие части тела, скрытые одеждой?

Предполагаемый ответ: Такие правила уравнивают женщин всех возрастов друг перед другом и перед окружающими, т.к. никто не видит внешней привлекательности молодого тела или потускневшей красоты человека в возрасте, отчего не возникает ни зависти, ни разочарования. Кимоно не подчеркивает ни достоинств, ни недостатков, выдвигая на первый план душевную красоту его обладателя.

Вопросы к третьей группе

1. Сложить европейский костюм и японский.

Вопрос: “Какой костюм сложить было проще?”

Предполагаемый ответ: “Кимоно, так как оно имеет стандартный крой по прямым линиям. А европейская одежда имеет боле сложный крой, поэтому сложить его значительно труднее”.

Вопрос: Что получается, если кимоно сложено правильно?

Предполагаемый ответ: Если кимоно сложено правильно, то получается прямоугольник.

Вопрос: Почему японцы уделяют большое внимание тому, как складывается одежда?

Предполагаемый ответ: Если человек правильно складывает то, что было надето должным образом, считают японцы, то в нем естественно воспитывается аккуратность и эстетизм в отношении повседневных дел. Это чувство постепенно проникает в саму человеческую сущность, и человек вообще начинает стремиться к правильности действий и мыслей.

2. Предложить надеть обувь на очень высоком каблуке и пройтись

Неудобная на взгляд иностранца, национальная японская обувь делает шажки мелкими, семенящими, торопливыми – как раз такими, что издавна считаются грациозными и правильными.

Обобщение знаний, решение проблемной задачи.

Спасибо. Теория и практика позади а теперь нам предстоит ответить на вопрос, который мы обозначили в начале урока – как особенности национального характера, повлияли на создание именно такого ансамбля национальной одежды.

Каждому из вас выдаются карточки. На желтых карточках названа одна из особенностей национального характера японцев, на зеленых – описывается какой-то элемент или особенность национальной японской одежды. Ваша задача найти свою пару, то есть понять, какая черта национального характера японцев повлияла на создание определенного элемента национальной одежды, и озвучить её. Порядок построения пар определяется номером карточки. (Звучит японская музыка)

Когда пары сформировались. Зачитываются содержимое карточек.

Я надеюсь, что и у вас ребята не возникло ощущения потери. И я искренне верю, что вы все уйдете с урока с ощущением, что вы побывали в удивительной стране – стране Восходящего Солнца, где люди носят удивительную, так не похожую на нашу одежду. И пусть сейчас кимоно извлекается из нафталинных шкафов лишь на Новый год да по случаю приглашения на свадьбу или похороны, но оно обязательно есть у каждой японки.

Рефлексия.

А теперь попробуйте передать свои ощущения если вы

  • одеты в кимоно
  • на голове японская прическа и на вас японский макияж
  • вы в гета или дзори и выразить свои ощущения тремя емкими фразами.

Вывод: Японская национальная одежда проста, элегантна и функциональна. Японский костюм несет информацию о владельце, хранит в себе дух и мудрость предков. Изысканно, очень тонко скрадывает недостатки фигуры. Словом восток дело не простое, восток дело тонкое.

Приложение 1

Приложение 2

19.04.2011