Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • География
  • Урок – деловая игра "Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы их использования" (8-й класс)

Урок – деловая игра "Природные ресурсы Восточно-Европейской равнины и проблемы их использования" (8-й класс)

Цели урока:

по географии:

– закрепить знания по природным ресурсам Русской равнины;
– прививать практические навыки в поиске взаимоприемлемого компромисса между природой и обществом в целом;

по информатике:

– развивать умение работать с информационными и коммуникационными технологиями;

Задачи урока:

  • развивать умение самостоятельно работать, компоновать материал, анализировать его и защищать;
  • видеть практическую реализацию изученного материала;
  • развивать коммуникативные навыки, умение вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и четко излагать свои мысли;

Тип: интерактивный интегрированный урок географии и информатики.

Форма: деловая игра “Процесс”.

Метод: учебный проект и учебное исследование

Оборудование и программное обеспечение:

– карты: физическая, почвенная, природные зоны России, экологическая ситуация в России;
– интерактивная доска,
– мультимедийные презентации.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Игра “Процесс”.

Класс делится на три группы:

1. “За” – выступает за увеличение использования природных ресурсов;

2. “Против” – выступает против увеличения использования природных ресурсов;

3. “Эксперты”, которые должны сделать вывод.

Предварительно каждой группе было дано задание по одной из тем:

  • биологические ресурсы;
  • почвенные ресурсы;
  • рекреационные ресурсы;
  • водные ресурсы.

Эксперты заполняют таблицу:

Виды природных ресурсов.

Аргумента “ за” увеличение использования ресурсов.

Аргументы “против” увеличения использования ресурсов.

     

Учитель:

Восточно-Европейская равнина – это равнинный рельеф, благоприятные климатические условия, плодородные степи и обширные леса. Все это способствовало заселению и освоению равнины с давних времен. Сейчас здесь проживает около 60% населения России, находится большая часть городов и рабочих поселков. Здесь расположена столица нашей Родины – г. Москва, северная столица – г. Санкт-Петербург.

Здесь живем и мы с Вами.

Мы знаем, что Восточно-Европейская равнина богата разнообразными природными ресурсами: минеральными, водными, агроклиматическими, биологическими и рекреационными. Но, несмотря на все эти богатства, учитывая большую плотность населения этого района, существует постоянный дефицит товаров народного потребления и сельсхоз. продукции. Чтобы решить эту проблему предлагается много вариантов. Один из них: Увеличить добычу и использование природных ресурсов Восточно-Европейской равнины.

“За” Ведущий. Восточно-Европейская равнина богата минеральными ресурсами. И поэтому, чем больше мы будем использовать их, тем лучше будет развиваться хозяйство нашей страны.

Оппонент “За”. Восточно-Европейская равнина богата минеральными ресурсами. В кристаллическом фундаменте и осадочном чехле платформы содержатся такие запасы полезных ископаемых, которые имеют значение для нашей страны, но и мировое значение. Прежде всего – это богатые залежи железной руды Курской магнитной аномалии (КМА), Печорский каменноугольный бассейн, Подмосковный буроугольный бассейн, апатит-нефелиновые руды Кольского полуострова, горючие сланцы добываются в Ленинградской области и в районе города Самара на Волге, нефть– Волго-Уральское месторождение, северо-восток страны и открыто новое месторождение в Ярославской области; есть газ. В осадочных породах известны и рудные полезные ископаемые: бурый железняк у города Липецк, алюминиевые руды у города Тихвин.

На равнине добывается поваренная соль в озерах Баскунчак и Эльтон, калийная соль – Камское Предуралье. Строительные материалы: пески, гравий, глина, известняк – распространены почти повсеместно.

Все эти месторождения расположены в хорошо освоенных районах. Что и допускает увеличение добычи сырья (Презентация №1).

“Против”. Ведущий. Мы выступаем против увеличения добычи полезных ископаемых на равнине и приводим свои аргументы.

“Против”. Оппонент. При добыче полезных ископаемых происходит нарушение земель, т.к. уничтожается их плодородный слой, создаются новые формы рельефа. При шахтном способе добычи полезных ископаемых большие площади занимают отвалы пустой породы, образуются обвалы (примером является территория вокруг города Нелидово).

В районах открытой разработки на поверхности земли образуются карьеры. Иногда это обширные котловины глубиной 100-200метров и более. Много нарушенных земель и в районах разработок строительного сырья и торфа. И хотя сейчас эти земли рекультивируются: т.е на месте карьеров создаются водоемы, разравниваются отвалы и эти земли возвращаются в сельское и лесохозяйственное использование. Это не оправдывает увеличение их добычи (Презентация №2).

“За”. Ведущий. Восточно-Европейская равнина богата водными ресурсами. И мы предлагаем увеличить их использование.

“За”. Оппонент. На Русской равнине протекают такие крупные реки как Волга, Дон, Печора, Северная Двина, Западная Двина, Днепр начинаются на Валдайской возвышенности.

Много озер: Ладожское, Селигер, Чудское, Ильмень и множество мелких.

Реки богаты гидроресурсами. Это каскады гидроэлектростанций на реках Волга и Кама.

Водохранилища, которые созданы при ГЭС, используются во многих целях.

Воды рек Дона и Волги используются для орошения.

Благодаря системе современных каналов: Волго-Балтийскому, Беломоро-Балтийскому, Волго-Донскому, а также каналу Москва-Волга – город Москва, расположенный на небольшой реке Москва и, сравнительно далеко от морей, стал портом пяти морей (Презентация №3).

“За”. Ведущий. Учитывая все это, будет огромная польза от большего использования водных и гидроэнергетических ресурсов равнины.

“Против”. Ведущий. Все это правильно. Но Вы забыли, что в результате хозяйственного использования воды рек и озер уже сильно загрязнены.

“Против”. Оппонент. В результате хозяйственного использования воды рек и озер очень сильно загрязнены.

Еще надо вспомнить, что при строительстве каскада ГЭС на Волге были затоплены обширные площади плодородных земель, пойменных лугов, подтоплены десятки гектар леса. И при этом десятки населенных пунктов и городов (г. Молога) остались под водой. Кроме того, вновь образованные искусственные озера – водохранилища не лучшим образом повлияли на микроклимат территории (Презентация №4).

“Против”. Ведущий. Взвесив эти данные и вспомнив наше озеро “Веселое”, мы против увеличения использования водных ресурсов.

“За”. Ведущий. Восточно-Европейская равнина богата почвенными ресурсами и большую ценность представляют агроклиматические ресурсы.

“За”. Оппонент. Большая часть Русской равнины получает достаточное количество тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур. На севере лесной зоны на подзолистых почвах выращивают лен-долгунец, культуру, которая требует прохладного пасмурного и влажного лета, овес. Вся средняя полоса и юг обладают плодородными почвами: дерново-подзолистыми, черноземами, серыми лесными и каштановыми. В средней полосе возделывают в основном зерновые и кормовые культуры, к югу – зерновые и технические (сахарную свеклу и подсолнечник) развито садоводство и бахчеводство. Знаменитые астраханские арбузы знают и любят жители всей Русской равнины. Значительные площади земель заняты и под пастбища (Презентация№5).

“За”. Ведущий. Учитывая все это, для дальнейшего подъема сельского хозяйства предлагаем следующие мероприятия:

а) использование химических удобрений и известкование почв;
б) дальнейшее осушение северо-запада и орошение юга;
в) борьба с эрозией почв путем лесопосадок;
г) уборка камней и раскорчевка древесно-кустарниковой растительности;
д) снегозадержание и регулирование снеготаяния;

“Против”. Ведущий. Чтобы доказать, что наши почвы уже истощены и сильно загрязнены, приводим данные по Тверской области.

“Против”. Оппонент. Многие земли Тверской области подвержены эрозии, при этом в большинстве районов интенсивность смыва составляет 3-6 тонн с гектара в год. Площадь эрозионных земель достигает 70 тысяч гектар (распахивается 1.6 миллион гектар).

Многочисленные факторы доказывают, что в области недостаточно грамотно используются удобрения, ядохимикаты, нарушается технология их хранения и применения. Это ведет к накоплению устойчивых ядохимикатов на обширных площадях почв.

Крупной экологической проблемой является изъятие земель и их загрязнение бытовыми и промышленными отходами. Так только в Твери, общий объем отходов за год достигает 1 миллион метров кубических. (Приложение№6)

“Против”. Ведущий. Прослушав все это, каждый должен понять, что о химизации почв, для повышения урожайности, не может идти речь.

Осушение северо-западной части страны. В нашем Бельском районе в 70-80 годы значительные площади болот были осушены. Сейчас, в 2009 году, мы видим, что вреда от этого больше, чем пользы.

“За”. Ведущий. Восточно-Европейская равнина богата биологическими ресурсами.

“За”. Оппонент. На равнине прослеживается самый полный набор природных зон, по сравнению с другими крупными природными районами нашей страны.

Самые северные районы заняты тундрой и лесотундрой, где низкорослые кустарники сменяются к югу березовой лесотундрой. Эти территории богаты пушниной.

Более половины территории занимают леса. На западе они доходят до 50с.ш, а на востоке до 55с.ш. В тайге распространены еловые и сосновые леса. Это самые ценные породы древесины в промышленности.

Зона смешанных и широколиственных лесов постепенно выклинивается к востоку, где возрастает континентальность климата.

Вдоль окраины лесов с юго-запада на северо-восток протянулась дубравная лесостепь, сменяющая степью.

На крайнем юго-востоке, в Прикаспийской низменности, расположены зоны пустынь и полупустынь. Во всех этих природных зонах большое разнообразие биологических ресурсов (Презентация №7).

“За”. Ведущий. Из всего сказанного можно сделать вывод, чем больше мы будем использовать эти ресурсы, тем лучше будем жить.

“Против”. Ведущий. Мы Вам докажем, что природу Восточно-Европейской равнины надо оставить в покое, иначе произойдет катастрофа.

“Против”. Оппонент. В лесах Русской равнины ведется заготовка древесины. В связи с тем, что леса вырубаются уже не одно столетие, во многих центральных и западных районах состав древостоя сильно изменен. Появилось много вторичных, мелколиственных лесов. Значительно сократились площади лесов в южной тайге, в зоне смешанных и широколиственных лесов.

С сокращением лесов связано загрязнение воздуха, эрозия почв, понижение уровня грунтовых вод.

Почти полностью распаханы целинные степи. Это все отрицательно сказывается на животном мире.

Несмотря на то, что сделана большая работа по охране природы: восстановлена численность лесной куницы, расселен бобр, создаются заповедники (на равнине их более 20) . Все это не восстановит исчезающие виды. А так как в природе все тесно взаимосвязано, исчезновение одних видов повлечет за собой изменение природы в целом.

(Презентация №8).

“За”. Ведущий. Восточно-Европейская равнина богата рекреационными ресурсами. И мы должны больше их использовать.

Оппонент. Совсем плохо мы используем рекреационные ресурсы равнины. Ведь именно эти ресурсы оказывают благоприятное влияние на здоровье человека. Ее живописные ландшафты – чудесные места отдыха. Реки и озера Карелии, ее белые ночи, музей деревянного зодчества, Кижи, Соловецкий монастырь. Ладожское и Онежское озера, Валдай и Селигер, легендарный Ильмень, река Волга с Жигулями и Астраханской Дельтой, древнерусские города, входящие в “золотое кольцо” России – вот далеко не полный перечень, освоенных для туризма и отдыха районов Русской равнины. (Презентация №9).

“Против”. Ведущий. Мы Вам докажем, что рекреационные ресурсы, которые мы еще и не начали как следует использовать, уже потеряны. Оппонент. Доказать это мы можем по карте “ Экологическая ситуация в России” (анализ карты). Учитывая все это, вряд ли захочется отдыхать там, где трудно дышать, даже если это красивейшие города России, мало кто поедет в Карелию, где идут кислотные дожди.

(Приложение№10)

“За”. Ведущий. И так, мы привели все доводы, доказывающие, что Русская равнина богата природными ресурсами: минеральными, водными, почвенными, агроклиматическими, биологическими и рекреационными. И чем больше мы будем их использовать, тем лучше будет развиваться экономика нашей страны и, следовательно, лучше будем жить и мы с Вами.

“Против”. Ведущий. Да. Восточно-Европейская равнина еще богата природными ресурсами. Но многие из них исчерпаны и невозобновимы.

Да. Ни одно государство в мире еще не смогло прожить, не используя природных ресурсов. Но мы выступаем не за увеличение их использования, чтобы нам лучше жилось. А. Наоборот! Лучше меньше – но использовать их рационально, т.е полностью перерабатывать то, что добывается, и использовать новые ресурсосберегающие технологии. И всегда помнить девиз, выдвинутый ООН еще в 70годы – “Земля только одна”.

Учитель. Закончился процесс. Мы прослушали мнение двух сторон, заполнили таблицу. Все взвесили. Сделайте свой выбор (цветовой знак “За”, “Нет”).

– Опрос мнения экспертов.

Учитель.

Закончился урок. В необычной форме мы повторили природные ресурсы Восточно-Европейской равнины, выявили проблемы, узнали, как рационально их использовать. Учились вести дискуссию, приводить аргументы в пользу различных версий, доказывать свою точку зрения, лаконично и четко излагать свои мысли, слушать и понимать товарища.

Готовясь к уроку, вы искали информацию в различных источниках и, в первую очередь, в сети Интернет, самостоятельно отбирали нужное, анализировали, готовили презентации.

/Анализ выступлений и выставление оценок/

Завершить нашу игру хочется словами А. Суворова, которые Вы постарайтесь запомнить

“Все может родная Земля, накормить, напоить, только не может сохранить себя”.

22.03.2010