Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • География
  • Интегрированный урок (физическая география + краеведение) в 8-х классах "Лес и окружающая среда" (игровой урок по сценарию в школьном краеведческом музее "Истоки культуры Москвы")

Интегрированный урок (физическая география + краеведение) в 8-х классах "Лес и окружающая среда" (игровой урок по сценарию в школьном краеведческом музее "Истоки культуры Москвы")

Предлагаемый урок относится к разряду нестандартных уроков, проводимых на базе школьного краеведческого музея «Истоки культуры Москвы». Часть экспозиции музея является реконструкцией внутренней, отапливаемой части деревенского дома – избы. Это позволяет нам мгновенно перенестись в русскую деревню, окунуться в атмосферу крестьянской жизни. Большая коллекция бытовых предметов, сделанных из дерева, позволяет наглядно показать учащимся, насколько был важен лес для сельского, да и городского жителя. Мы знакомимся с различными способами обработки древесины, из которой делались и посуда, и предметы обстановки, и инструменты, и само жилье, как в сельской местности, так и в городах. Для раскрытия темы привлекается краеведческий материал. Топонимика улиц Москвы позволяет нам доказать, что когда-то на территории города шумели леса. В процессе подготовки урока мы – учитель и педагог дополнительного образования – решали целый комплекс задач:

  1. Дать учащимся навыки работы перед аудиторией, используя элементы системы К.С. Станиславского.
  2. Развитие детского творческого потенциала.
  3. Развитие устной речи (обучение навыкам лекционной и экскурсионной работы).

Цели:

  1. Показать роль леса в жизни русского человека в настоящем и далеком прошлом.
  2. Подвести к осознанию, каким сказочным богатством владели жители лесной зоны.
  3. Приобщить учащихся к истокам народной русской культуры, заложить основы патриотических чувств и любви к Родине.

Подготовительный этап:

  1. Историческая и постановочная часть урока: разработка сценария игровой части урока. Формирование творческой группы из учащихся для подготовки игровой части урока.
  2. Оформление плакатов с пословицами «Красна изба не углами, а пирогами», «В гостях хорошо, а дома – лучше» и плаката для выступления «хозяина избы» с изображением плотницких инструментов, «косящатого» и «волокового» окон, с креплением бревен в «обло».
  3. Привлечение Родительского комитета к обеспечению реквизитом для чайного стола.
  4. Подборка музыки и костюмов для оформления урока (Второй концерт Рахманинова перед началом детских выступлений и веселая народная музыка под угощение)
  5. Техническое оснащение урока (ИКТ и магнитофон).

Ход урока

Вступительное слово учителя. Выступления: пятеро выступающих, четверо из них – в народных костюмах. Урок заканчивается чаепитием с пирогами и викториной (рефлексия). Действующие лица:

  1. Вступительное слово учителя – Семидел М.Г.
  2. Введение в тему
  3. Хозяин, рассказывающий о деревянных постройках.
  4. Хозяйка, рассказывающая об избе.
  5. Хозяйка, рассказывающая о лаптях.
  6. Хозяйка в городской усадьбе.

I. Вступительное слово учителя

Россия богата лесами. Природа распределила их так, что в нашей стране в основном светлые породы деревьев. К сожалению, они бездарно и бесхозяйственно вырубаются, пропадают

в никуда, гниют и сгорают. А лес – это свет. Давайте попробуем вместе составить список полезных свойств растений (деревьев). Без растений невозможно существование человека. Трудно назвать более универсальный материал, чем древесина. Несмотря на то, что в последнее время для строительства используется бетон, металлы, стекло, пластмассы, потребность в древесине не уменьшается. Лес – источник ценных ресурсов, территориальное образование, определяющее весь современный облик страны. Под влиянием природы сложилась культура и традиции русского народа. Русский человек всегда жил в гармонии с природой, хорошо знал ее закономерности и старался их не нарушать. Сегодня на уроке мы увидим, как это ему удавалось. Узнаем, что учитывал крестьянин при выборе места поселения, строительстве жилища, в жизни и быту.

II. Введение в урок

Богата Россия-матушка лесами. Протянулись они широкой полосой с Запада на Восток и с Севера на Юг. В Средней полосе лесная зона поднимается до Северного Полярного круга, и опускается на юге ниже широты Москвы. Немногие, дошедшие до нас названия улиц и районов свидетельствуют о том, что когда-то на землях, застроенных сегодня жилыми кварталами и промышленными предприятиями, шумели густые леса. Лес, в котором преимущественно росла стройная сосна, наши предки называли бором. Отсюда названия Боровицкий холм, Нижние Лихоборы, Лихоборовские холмы. Еловые леса назывались «раменками». Это слово сохранилось в названии района Раменское и свидетельствует о том, что здесь когда-то росли пушистые зеленые ели. А такие названия, как Ясенево и Дубровская, рассказывают о том, что на этих землях росли широколиственные деревья: ясень и дуб. Лес кормил, одевал, обувал человека, давал ему кров, защищал от солнца, непогоды, мороза. Он дал ему орудия труда, познакомил с огнем и снабдил материалом для первых костров, а исчезая, оставлял после себя благородный прах. Лес спасал наших предков, от хищников, гадов и иноплеменников. Из дерева делались дом и лодка, острога и соха, колыбель и гроб. Наши предки считали, что каждое дерево имеет душу. Современный человек относился к лесу без всякого трепета и лишь недавно понял, что ему нужно беречь. Особенности природных условий наложили глубокий отпечаток на быт и характер русского народа, национальное ядро которого формировалось в зоне смешанных лесов. (Слайды 1-10)

III. Где и как строилась русская деревня

Деревни, как и города в древней Руси были деревянными. Планировка деревни складывается постепенно под влиянием географических и социально-экономических факторов. Центральной осью деревни, как правило, являлась транспортная магистраль: река, тракт. Кроме деревень на Руси были села – средоточение власти торговли и религии: в селе всегда есть храм. Менее всего распространены хутора, так как русские привыкли жить общинами. Различают кучевую, рядовую, уличную и квартально уличную планировку деревень.

В основе каждой постройки: будь то крестьянская изба или храм с колокольнею, – лежал "венец" из четырех бревен. Вот вы, например, строили колодцы из спичек? На две параллельные лежащие спички клали еще две параллельные спички сверху. Теперь замените спички бревнами, чтобы конструкция не рассыпалась, вырубите полукруглые выемки для укладки бревен. Получите крепление в «обло». Так «венец» на венец, без единого гвоздя строили русские умельцы и сказочные дворцы, и крестьянские избы. (Слайды 11-14) А делали они это с помощью простых инструментов: «тесла», «скобеля» и «черты». Пилой разрезались бревна пополам и этими половинками выстилались полы. От этой половинки и пошло слово «половица». На бревна рубили сосну и ель, так что в помещение стоял приятный смоляной запах. Щели забивали мхом, чтобы студеные ветры не выдували тепла из дому. Для этого же делались низкие притолоки у дверей и высокие пороги. Оконца были узкие, прикрытие дощечками – задвижками, или рамами, с натянутым бычьим пузырем, а иной раз и промасленной холстиной. Такие окошки назывались «волоковыми». Были и большие «косящатые» окна. Около такого окна находился мужской угол – «конник». Крыши делались двускатными и покрывались тоненькими дощечками осины. Тот, кто победней, покрывал крыши сеном. Сверху кровля придавливалась тяжелым бревном, конец которого имел форму конской головы. Отсюда пошло название «конек». Украшались окна и фронтоны домов резными карнизами и башенками. В 17 веке появились ставни и наличники. Полюбуйтесь на это деревянное кружево. Жилая часть дома состоял из теплого помещения- «избы», которая стояла на «подизбище», куда опускался фундамент печи, и холодного – «клети», где хранился инвентарь, и летом спали. Под «клетью» находился «подклет», игравший роль погреба. Соединялись изба и клеть «сенями». (Слайд 15) К жилой части дома примыкала большая двухэтажная хозяйственная постройка. Второй этаж находился на уровне жилой половины. Здесь находились мастерские, кладовые и «поветь», где хранили сено. Внизу стоял скот.

Теперь давайте заглянем в избу. Помните о низкой притолоке. Наклонитесь пониже. Принимайте, хозяюшки дорогие! (Выступление сопровождается работой с плакатом и предметами, представленными в экспозиции музея)

IV. В избе

Давайте представим, что дверь, через которую вы вошли, находится сзади от меня. С лева от входа находится печь. Она занимает ? часть избы и определяет ее планировку. Чело печи отвернуто от входа, что позволяет экономить тепло. Ведь зимы-то у нас в Центральной России холодные. По диагонали от печи находится «красный угол». Здесь «божница», лавки встроенные в стену, скамья, обеденный стол. Обратите внимание, что все здесь сделано из дерева. Иконы в «божнице» написаны на специально загрунтованных деревянных досках. Входящий в избу, прежде всего, крестился на иконы с поясным поклоном, а уже потом здоровался с хозяевами. С другой стороны от двери, около «косящатого» окна, находился мужской угол «конник». Здесь на лавке с крышкой – рундуке, возвышенное изголовье которой было украшено резным изображением коня, зимними вечерами хозяин чинил посевной инвентарь, мастерил домашнюю утварь и спал. Вы видите столярные струбцины из дерева, циркуль, жернова. Напротив чела печи находился «бабий кут», где уже хозяйка готовила и занималась другой домашней работой. Здесь вы видите многочисленную посуду, сделанную из дерева. Долбленые ложки, сырные формы, корытца, совки, большая ложка для пивоварения. А вот бондарная утварь: маслобойка и бочонок. Рядом деталь от бондарного инструмента. Бондарь подгоняет плотно друг к другу деревянные дощечки и скрепляет их железными обручами, изготавливая таким образом различные предметы. Если вы посмотрите внимательно, то увидите, что в дело шла не только древесина. Вот лукошко сплетенное из корней. Вот «горлатка» и «хлебопечная» чашка, сделанные из жгутов соломы, переплетенных тоже корнями. Из ветвей плели многочисленные корзины. В конце 19 века из ветвей стали изготавливать мебель. А вот лубяное лукошко и вьюшка. Луб – это кора, с которой снят верхний слой. Он достаточно толстый. А вот кора, расщепленная на более тонкие слои и разрезанная на полосы, называется лыком. Из Лыка плели короба, корзины и обувь – лапти. О лаптях вам расскажет другая хозяюшка. (Выступление сопровождается показом экспозиции музея и предметами, представленными в ней).

V. Лапти

Самой распространенной обувью русского народа были лапти. Недаром говорили – «лапотная Русь». Не только для крестьян, но и для большинства небогатых горожан лапти были единственной доступной обувью, а сапоги из кожи – недоступной мечтой. Лапти появились в глубокой древности. В других странах их никогда не носили. Когда на всемирной выставке во Франции в 1889 году в российском павильоне были выставлены лапти, они привлекли всеобщее внимание. Французы спорили: одни говорили, что в такой обуви ходят русские, другие утверждали, что лапти надевают только в торжественных случаях. Материал для лаптей найти не трудно: их плели из липового лыка (показать лыко представленное в экспозиции музея) – реже из коры ракиты, ивы, вяза, березы, дуба. Длина одного лыка – чуть больше двух метров. На одну пару лаптей шло 20 лык, а поскольку одна молодая липка давала 3-4 лыка, то на одну пару лаптей требовалось ободрать 3-4 липы. Представить себе, сколько губилось молодых деревьев, если только из одного российского села Мыт Владимирской губернии в Москву отправляли до 500 тысяч пар лаптей в год.

Перед началом плетения лаптей нарезанное лыко размачивали, очищали от коры и разрезали на ленты – строки. Затем 5-6 строк на специальной деревянной колодке начинали плетение, используя обыкновенный крючок. В его ручку для тяжести заливалось олово, и им удобно было подбивать плетение, добивались большей плотности и прочности строк. Особое умение было нужно для плетения задника – «запятника», где соединялись две лыки.

Лапти плелись разными, в зависимости от назначения. Будничные лапти плелись из широкого лыка, праздничные – из вязового лыка, предварительно отмоченного в горячей воде. Они выглядели значительно наряднее и имели розовый или красноватый цвет. Для прочности и утепления внутрь стелили солому, а подошвы подшивали конопляной веревкой. Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Летом. Отправляясь на сенокос, обувались в лапти редкого плетения, не удерживающие воду – «рачки», или из веревки – «чуни». В некоторых местностях умудрялись плести лапти даже из конского волоса – «волосянки». Самыми плохонькими считались «каверзни» – лапти, сплетенные из ракиты.

В зависимости от времени года, лапти обували холщовые, шерстяные, или суконные подмотки – онучи. Таким образом, лапти можно носить в любую погоду. Держались лапти на оборах – кожаных, узеньких ремешках, или веревок из конопляного волокна – «моченцах», опоясывающих ногу до колена. Плелись лапти без различия левой или правой ноги: «Только лапоть на обе ноги плетется без разницы, а рукавички – розни». Плетением лаптей занимались в основном старики. Хороший мастер за один день мог сплести, не торопясь, две пары лаптей. Носили лапти недолго. В горячую крестьянскую пору дня 4, а зимой дней 10. «В дорогу идти пять пар плести» – говорили в народе. Но зато и стоили лапти по сравнению с сапогами дешево 3-5 копеек, а сапоги несколько рублей. Отсюда и доступность лаптей. Пока мы с вами о лаптях говорили, наша молодая хозяюшка совсем разволновалась – торопится нам что-то рассказать. (Выступление сопровождается показом предметов, представленных в экспозиции музея).

VI. В городской усадьбе

Побывали мы с вами в деревенской избе. Теперь заглянем в городские «хоромы». Через дубовые ворота в высоком заборе – «тыне» из кольев с заостренным верхом, перешагивая через высокую «подворотню» – порог в воротах, попадаем на широкий двор. Здесь дом в три этажа и мастерская, и хлев, и амбар, и конюшня, и колодец с колодой, чтобы коня напоить, и хлев, и сад, и огород. Видно богатый живет хозяин. Все постройки, кроме хозяйского дома, как и в деревне, «срублены» – построены из дерева. А вот «подклет» и средняя часть дома, где кабинет хозяина и обеденная зала, выстроены из камня. И только верхний этаж – женская половина, где находятся горница и светлица, построен из солнечной сосны и выглядит, как затейливый сказочный терем. В горнице женщины и дети жили и спали, в светлице работали: пряли, ткали, шили, вышивали. Не было сюда доступа посторонним. Даже хозяин поднимался в верхние покои по узкой лесенке в стене с разрешения хозяйки. Давайте, сравним терем с избой. Не найдем мы здесь «бабьего кута». Печь для готовки опущена в подклет. А та, что обогревает покои, облицована красивыми изразцами. Но те же лавки, сундуки и лари. И все сделано из дерева. Посмотрите: сундук, обитый железными полосками, расписные донца для прялок, хохломские и городецкие, украшенные резьбой ярославские прялки, многочисленные гребни для расчесывания льняного волокна. Детали от ткацкого стана – блоки, «бердо», челноки, лубок и вьюшка для спряденных нитей. Эти же вещи мы найдем и в деревенском доме. Ну что же, как говорит пословица: «В гостях хорошо, а дома лучше». Давайте вернемся в нашу избу. Русский человек всегда славился своим гостеприимством. И наша изба «красна не углами, а пирогами». Пока мы с вами знакомились со светлицей, наши хозяйки чай с пирогами приготовили. Угощайтесь, гости дорогие! А заодно подумайте над тем, что увидели, что услышали, и сделайте свои выводы. (Выступление сопровождается показом предметов, представленных в «бабьем куте» музейной избы).

VII. Рефлексия

викторина (Слайды 16-24)

Список литературы:

  1. Ю.С. Рябцев «Путешествие в историю старой русской жизни». М., «Русское слово», 2006.
  2. Н.Н. Перепечева «Нестандартные уроки географии». Волгоград, «Учитель АСТ», 2004.
  3. Татьяна Белоножкина «Познание мира через рубанок». «Наша школа», «Путевой журнал» №4, 2009.

Презентация.

1.07.2011