Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Национальный состав населения России

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала
Форма учебного занятия: урок-практикум
Цели урока:
Образовательные:

  • Сформировать  понятия «этнос», «титульный народ»,
  • Сформировать представление о разнообразии народов России;
  • Выявить особенности национального состава России с позиций численности и языкового родства народов;
  • Рассмотреть особенности размещения народов на карте АТУ России;

Развивающие:

  • Развивать способность учащихся анализировать статистический и картографический материал, умение логически мыслить и высказывать свою точку зрения;

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство толерантности.

Учебное оборудование и литература:

  • карта АТУ России,
  • карта АТУ Челябинской области,
  • раздаточный статистический материал,
  • набор слов-карточек из  определения «Этнос»,
  • атлас по географии России,
  • атлас по географии Челябинской области,
  • медиапроектор.

Термины и понятия:
Этнос, титульный народ, титульная республика.

План урока:

  • Понятие «Этнос»
  • Классификация народов по численности в России и в Челябинской области
  • Размещение народов в России
  • Классификация народов по языковому принципу
  • Народы России в АТУ страны
  • Понятие о «титульных» республиках
Дидактическая задача Содержание учебного материала Методы обучения Формы организации учебной деятельности Результат
1

Организационный момент.

Стадия вызова

Погрузить учащихся в  проблему

Организовать обучающихся на продуктивную деятельность через целеполагание

Вступительное слово учителя:
Наступает время, когда каждый из нас задает себе вопрос: кто я? Какой я? Кто рядом со мной?
-  А что объединяет людей, которых вы видите? Кто они?
- действительно, все они россияне и все – представители разных народов. Хотя до 15 века наша страна называлась Русь,  и только после 15 века появилось название Россия. А в чем разница?
-Насколько актуально это сегодня?
-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Сегодня на уроке мы выясним, что является народом или этносом,      рассмотрим особенности размещения народов, их численности, степени родства.
А для чего необходимо знать какие народы проживают в стране?

Демонстрация видеоряда
(приложение 1)

проблемный

Презентация
(приложение 2)
Слайд № 1

 

 

 

Фронтальная беседа

/Это представители разных народов, населяющих нашу страну/
Определение темы урока.
Запись темы  в тетрадь.

Мотивация к продуктивной деятельности на уроке.

2 Стадия осмысления

Сформулировать понятие «Этнос»

Символом единства может служить и флаг России – государственный символ страны. Почему именно он был выбран Петром I доподлинно неизвестно,  но в конце 20 века стал очевиден символический смысл флага. Красный цвет имел сакральное значение для славян, синий – как небо -  священный цвет для тюркских и монгольских народов, белый – как снег - традиционный для народов уральской семьи – финно-угорских и самодийских. А эти народы составляют 95% жителей нашей страны. Именно поэтому российский флаг – своеобразная этническая или национальная карта России.
Этнос – синоним слова «народ». А чем различаются разные народы?
Давайте попытаемся дать определение, что такое народ или этнос. Составьте из предложенного списка слов определения понятию «Этнос».
Этнос – исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающая общим языком, культурой, бытом, самосознанием.

Слайд 2

Частично-поисковый

 

Слайд № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная:
1 человек выполняет задание у доски, остальные в тетради

Формулирование понятия «этнос»

 

 

 

Из предложенных слов составляют определение понятия «Этнос»

Проверка- формулируют определение

  Выявить самые многочисленные народы, проживающие в России Россия –  одна из самых многонациональных стран в мире. Здесь проживает представители более 160 национальностей. У нас в Челябинской области их более 30.
Какие из народов являются самыми многочисленными?
Объявляется конкурс, кто быстрее заберется на лестницу? 
Расставьте на «лестнице» народы в зависимости от их  численности
(Статистические материалы: таблица № 1).
Семь народов в России – русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне – имеют численность населения более 1 млн. чел. Самым многочисленным народом являются русские – 116 млн. чел. 
А  у нас, в Челябинской области сохраняется эта тенденция?

Слайд № 4
(Приложение 3)

 

Слайд № 5
Слайд № 6
(Приложение № 4)

Слайд № 7

 

 

 

 

 

Индивидуальная: работа со статистическими материалами

Выявление самых многочисленных народов России и Челябинской области.
  Выяснить, где проживают народы России.  Впервые после переписи населения в 1897 году появилась группа людей, относящих себя к казакам, кряшенам, а около 1, 5 млн. чел. Не отнесли себя ни к одному из народов.  Но сколько бы человек не относили себя к тому или иному народу, у всех равные права. Кроме того, многие народы похожи друг на друга: обрядами, традициями, языком. Почему?
По карте народов и карте АТУ России  в атласе определите, где проживают самые крупные народы, заполните таблицу: 

Слайд № 8

  Выявление особенностей размещения народов по территории страны и причин на это, повлиявших.
  Классифицировать  народы по степени языкового родства Россия – страна многонациональная, а значит, многоязычная.
Язык – самый устойчивый признак народа, именно он лежит в основе национального деления. Ученые – лингвисты насчитывают в России 150 языков, на равных учитывая число говорящих на них: на русском– 98% населения или говорящих на языке  негидальцев, проживающих на реке Амур, которых всего 622 человека.
Некоторые языки очень похожи, а на других точно не договоришься. Народы объединяют по родству языка. Существует так называемое «древо» языков мира.
По родству языка  народы объединяют в языковые группы и семьи. В России представлены 4 языковые семьи.
К каким группам принадлежат самые многочисленные народы России? Для ответа используйте таблицу 1 (приложение №;4) или карту народов в атласе.
Проверяем.
Народы, каких групп есть на территории Челябинской области? С чем это связано?
Где проживают народы на территории Челябинской области? Работа с атласом Челябинской области.

Слайд  № 9

 

 

 

Слайд № 10

 

 

Слайд № 11 

 

  Выяснение  принадлежности народов России к 4 языковым семьям и группам.

 

 

 

 

 

Выявление различий  в классификации народов России и в Челябинской области, и причин, их обусловивших.

  Расширить представления учащихся об АТУ России.

Сформулировать понятие  «титульная республика»,
Назвать субъекты РФ, соответствующие данному названию

Практически каждый народ имеет свою территорию для проживания, хочет обладать независимостью. Это учтено в АТУ России.
Приведите примеры, какие субъекты РФ названы в честь народов их населяющих? 
Такие народы, давшие названия национально-территориальные образованиям  называются титульными народами.
Но не всегда  титульные народы преобладают в данном регионе.  По таблице 2 выявите, в каких  республиках, авт. округах, авт. Областях  преобладает титульный народ, подпишите эти регионы на контурной карте.
Проверяем.

Слайд 12.

 

Слайд № 13

 

Слайд 14, 15
(приложение № 5)

  Знакомство с понятием «Титульная республика», выявление титульных республик в России
    Домашнее задание.
Параграф 40, сделать сообщение «Обычаи и  традиции народов России»
     
3 Стадия рефлексии. Выявить уровень усвоения материала Насколько хорошо вы знаете народы, проживающие на территории страны.
«Игра – угадайка». 
(Приложение № 6)   Оценка способности применить изученный материал
    Подведение  итогов.       

3.05.2009