Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Нестандартные формы проведения практических работ по географии

Тип урока: урок совершенствования практических умений и навыков.

Форма урока: практикум с элементами ролевой игры.

Цели:

  • Способствовать развитию практических умений и навыков работы с географической картой с контурной картой, умений обобщать, сравнивать.
  • Познакомиться с особенностями сохранившихся народных промыслов, имевших ранее огромное распространение в центральной России, уточнить их современную географию и характер производства.
  • Познакомиться с народными промыслами сельской местности своего края.

Для урока использовать:

  • Карты "Центральная Россия" (физическая и экономическая);
  • Карта "Нижегородская область" (народные художественные промыслы);
  • Контурные карты атласа "Центральная Россия";
  • Изделия из дерева, керамики, металла, вышивка, кружево;
  • Экспонаты школьного краеведческого музея, иллюстративный материал.

Организация урока:

  • Класс делится на группы (возможна индивидуальная работа). Каждая группа заранее готовит и до урока оформляет импровизированный павильон одного из народных промыслов;
  • По ходу выступления руководителя "павильона" учащиеся приглашаются посетить данный "павильон", посмотреть изделия, задать вопросы руководителю;
  • Итоги подводятся после проверки работы с таблицей и контурной картой.

Ход урока

Учитель. Сегодня у вас есть уникальная возможность побывать на ярмарке. Приглашаю вас прикоснуться к живительному источнику народного творчества, узнать что-то новое о его истории и сегодняшнем дне, во всем многообразии стилей и направлений, выбрать понравившуюся вещь и превратить каждый свой день в праздник общения с прекрасным.

Народное декоративное искусство - неиссякаемый источник мудрости и красоты, которые открываются тем многограннее и глубже, чем с большей заинтересованностью и пытливостью к ним обращаются. Узнать народное творчество - значит и полюбить его, поняв и почувствовать, что это основа всей художественной культуры народов. С древности трудовым народом создана высокая культура бытовой вещи. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор.

Во всем, что выходило из рук народного мастера, в сделанном для своей семьи, для подарка или на продажу, нашел замечательное выражение опыт многих поколений в обработке различных материалов: дерева, глины, шерсти, металла.

Народное декоративное искусство неоднородно: оно объединяет и предметы, исполненные крестьянином для себя, и изделия сельского ремесленника, сделанные по заказу односельчан или к ярмарке, и работы городских ремесленников, предназначенные для быта господствующих классов. И каждый создал свою традицию, постоянно отбирая и отшлифовывая лучшее в творчестве мастеров.

Нижегородская область - одна из ведущих центров народного декоративного искусства, родина многих художественных промыслов, чьи изделия пользуются заслуженной известностью не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

Такие традиционные центры народного искусства, как Хохлома, Городец, Павлов, Балахна издавна снабжали многие губернии России, села и города художественными изделиями из металла, кружевами, узорными тканями, неповторимой золотой вышивкой и деревянной посудой.

Наш далекий предок жил среди дремучих лесов и поэтому дерево считал самым ценным материалом. Оно всегда было под рукой, на все годилось, легко поддавалось обработке. Именно из дерева создавал русский человек все, что окружало его в повседневной жизни. Из дерева возводились княжеские хоромы, из него же строились скромные крестьянские жилища, из дерева делались предметы домашнего обихода, орудия труда и средства передвижения. Из него же вырезалась миска и ложка и детская игрушка.

Любой самый обыкновенный предмет, вырезанный из дерева народным умельцем, становился произведением искусства. В плывущую ладью превращался ковш для питья, ажурной кружевной резьбой украшались стенки детской колыбели, а зимняя повозка расцветала от красочных узоров.

К современным художественным промыслам росписи по дереву относятся: хохломская, городецкая, полхов-майданская в Нижегородской области, роспись с выжиганием в Кировской и Московской областях.

Ученик. Хохлома - это явление уникальное не только в масштабах России, но и в мировом народном декоративном искусстве. Оно связано с развитием одного из массовых народных художественных промыслов. На основании многовекового народного опыта в этом промысле была выработана оригинальная, нигде в мире не применяющаяся техника окраски токарной деревянной посуды в золотистый цвет без использования золота и создан своеобразный стиль орнамента.

Учащиеся посещают "павильон "Хохломская роспись"", обмениваются изделиями, репродукциями.

id30799

Рисунок 1

Ученик. Если хохлома тонка и изысканна в цвете, в своих изящных каллиграфических орнаментах, то городецкая роспись насыщенна всем богатством красок русского лета с его луговым разнотравьем, озаренная ярким полуденным солнцем, будто заливающим полуденным светом пышные гирлянды цветов, разноцветных причудливых птиц, стройных городецких коней, бегущих по цветущим лугам.

В ряду знаменитейших "нижегородских художеств" почетное место занимает кистевая роспись Городца, истоки которой восходят к ХVII веку.

Посещение павильона "Городецкая роспись".

id30799

Рисунок 2

В Нижегородской области ткачество, как и вышивка, издревле являлось широко распространенным видом женского народного творчества. В каждом крестьянском доме стоял ткацкий станок и имелся набор прялок.

Женщины обязаны были обеспечить семью всем необходимым для быта. Они сами выращивали лен и коноплю, обрабатывали их, получали нити и ткали холсты или ткани из шерсти домашнего прядения.

В основном в губернии изготовляли льняной холст, пестрядь, полотенца, столешники и "шостух" (род половиков). Для столешников и полотенец нередко вырабатывали особый узорный холст из красных и белых нитей, который получался в процессе тканья при помощи дощечек "бральниц". Искусство сложного узорного ткачества дольше всех хранилось в Заволжье и у мастериц приветлужских деревень.

Ученик. Домотканые вещи, особенно праздничные одежды, украшали вышивкой и кружевом.

Кружева из золотых и серебряных нитей плели сначала в царских и боярских светлицах. В 18-19 веках кружевоплетением стали заниматься в специальных мастерских и монастырях.

Но с незапамятных времен в народе плели кружева из льняных ниток, нередко с добавлением цветных. Их называли "численным кружевом" и плели по счету переплетений без предварительного рисунка. Также кружева плели во многих районах России, украшая ими полотенца, подолы рубах и передников.

Ученик. Кто хоть однажды видел вятское кружево, наверняка не остался к нему равнодушным. Сколько поэтических определений и сравнений придумали для него люди: воздушное, невесомое, как пена или облако, ажурное как морозные узоры на стекле или иней на ветках березы.

Ученик. А сейчас я вам расскажу сказку. О том, как царь Петр в заморские страны ездил, прикидывал, где чему хорошему поучиться. Однажды заморский король, показывая ему всякие диковины, похвалился красивой кружевной скатертью. Вот, мол, какие мастерицы в моем королевстве имеются!

А царь Петр посмотрел на скатерть и засмеялся:

- Где же ты в своей стране видел березки да ромашки? Это русское кружево из моей страны.

Король потребовал к себе купцов, а те и признались, что кружево не своих мастериц дело, а у русских кружевниц куплено.

Одним из видов русского кружева плетеного на коклюшках является вологодское кружево, ведущее свою историю с 16-17 века. Я приглашаю вас в павильон "Вятские и Вологодские кружева".

Ученик. В архиве Оренбургского генерал-губернатора хранится расписка и письменное прошение Марии Усковой, принять и отправить на всемирную выставку в Англию пуховые платки. Шесть её платков с кратким описанием, что "изделия сего рода производятся ручной работой повсеместно в Оренбургском крае" украсили всемирную выставку. Перед закрытием экспозиции все платки были раскуплены, а спустя несколько месяцев на хутор близ станицы Оренбургской, где жила Мария Ускова, представитель казачьего войска доставил и под расписку передал ей медаль "За шали из козьего пуха", диплом и 125 рублей серебром.

После закрытия в Лондоне всемирной выставки английская фирма "Липнер" организовала крупное предприятие по выработке изделий "Имитация под Оренбург".

Пуховязальный промысел возник во второй половине 18 века.

Посещение павильона оренбургского пуховязания.

id30799

Рисунок 3

Ученик. Глина - один из древнейших художественно освоенных людьми материалов.

Емкий термин "керамика" включает все многообразие обожженных изделий из глины с различными добавками - от простых гончарных сосудов и глиняной игрушки до тонкостенного звонкого фарфора с изысканной живописью.

В России гончарное искусство появилось в 14-15 веках. В середине 18 века широко было развито майоликовое производство, не уступавшее лучшим образцам керамики других стран Европы.

Секрет производства фарфоровой массы пытались открыть многие ученые - химики. Русский ученый Д.Н. Виноградов не только отрыл секрет, но и научно разработал технологию производства. Фарфоровое производство в России тесно связано также с именем М.В. Ломоносова.

В первой половине 19 века в России возникает много частных фарфоровых заводов, большая часть которых сосредотачивается в Гжельском районе Московской области, поскольку этот район славился белыми глинами.

Гжель - это название поселка в 60 км от Москвы и одновременно собирательное название целого района, где с давних времен было повсеместно развито керамическое матсерство.

Посещение павильона "Гжель".

id30799

Рисунок 4

Ученик. Исстари известны русские глиняные игрушки. Некогда это были ритуальные фигурки, связанные с обрядами календарных сельскохозяйственных праздников, сопровождавшихся громким свистом. Поэтому не случайно преобладали фигурки-свистульки. Служили они и талисманами-оберегами. Игрушки 19 века подчас очень близки по своим формам и общему силуэту к древним археологическим находкам. Но магическое содержание их к тому времени утратилось, и они превратились в обычную детскую забаву.

Промысел глиняных игрушек был по традиции преимущественно женским, дополнительным к основному-изготовлению гончарной посуды, которым занимались мужчины. Однако есть ряд центров производства глиняных игрушек, где оно исторически получило самостоятельное значение.

Дымковская игрушка - самая разнообразная среди промыслов русской глиняной игрушки.

Посещение павильона "Дымковская игрушка".

id30799

Рисунок 5

Ученик. Уникальной разновидностью русских художественных лаков являются железные лакированные подносы жостова, украшенные декоративной живописью. Знаменитый промысел существует уже около 200 лет в деревне Жостово Московской области, хотя производство подносов начиналось на Урале в 18 веке. Преобладающим видом росписи являются цветы. Каких только букетов, гирлянд, венков не создано искусными жостовскими мастерами.

Посещение павильона "Жостовские промыслы".

id30799

Рисунок 6

Учитель. Все народы еще на заре своей цивилизации стремились выразить свое понимание окружающего мира, жизни, свой восторг перед красотой, величием и могуществом природы. Они создавали легенды, сказы, былины, красочные празднества, песни. Весь окружающий предметный мир они наделяли чертами, взятыми из природы, и стремились сделать вещи не только практически удобными, но и красивыми.

Народное искусство всегда радостно, оптимистично. Оно утверждает любовь к жизни, жизненную стойкость народа.

Познакомьтесь со спецификой этих и некоторых других сохранившихся в Центральной России старинных художественных промыслов. Проанализируйте таблицу (приложении 1) и на основании содержащихся в ней сведений:

Выделите и сгруппируйте народные промыслы по характеру производимых изделий;

Проанализируйте особенности их географии, нанесите на контурную карту Центральной России центры промыслов.

Учитель. Руководитель школьного краеведческого музея расскажет о народных промыслах на территории нашего края, представит некоторые экспонаты музея.

Учитель. Всем кто любит дарить людям красоту, кто желает в полной мере испытать настоящую радость встречи с рукотворной красотой, может пойти учиться в учебные заведения данного профиля. (Приложение 2)

10.01.2009