Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • География
  • Программа факультативного курса "География Российского порубежья: мы и наши соседи"

Программа факультативного курса "География Российского порубежья: мы и наши соседи"

Данная программа рассчитана для учащихся 10-11-х классов. Она составлена на основе учебного пособия Бабурина В.Л., Даньшина А.И. и Елховской Л.И. “География Российского порубежья: мы и наши соседи”. Программа курса призвана закрыть мировоззренческий пробел в образовании учащихся, формируя целостное представление о едином геополитическом пространстве России. В курсе рассматриваются государства, граничащие с нашей Родиной, а также государства – участники геополитических и социально-экономических процессов в нашем окружении, океанические соседи.

Цели курса: создать у учащихся целостное представление о землях, странах и народах, расположенных по обе стороны старых и новых границ России, раскрыть разнообразие природных условий, ресурсов, особенности населения и хозяйства стран Российского порубежья.

Задачи курса:

повышение интереса старших школьников к изучению географии;

формирование у учащихся широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира;

– развитие географического мышления;

– способствование формированию картографической грамотности;

– формирование духовности и уважения как к культуре и истории своей Родины,  так и к культурному и историческому наследию других стран и народов,  воспитание патриотизма и интернационализма у юных граждан России.

Ожидаемые результаты

В ходе реализации курса учащиеся должны:

1. Оценивать и прогнозировать:

– социально-экономические процессы, происходящие в изучаемых странах и регионах.

2. Объяснять:

– влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и населения стран Российского порубежья;

– различия в естественном приросте населения, в темпах роста и уровне урбанизации отдельных территорий, в направлении миграций, в образовании и развитии разных форм городского и сельского населения;

– особенности природы, населения и хозяйства отдельных стран и регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

– особенности жилищ, видов хозяйственной деятельности, традиций как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях.

3. Описывать:

– экономико-географическое положение стран.

4. Называть и показывать:

– изучаемые природно-хозяйственные объекты на карте.

Составлять учебные презентации по изучаемым странам

Содержание курса и тематическое планирование

(32 часа)

№ занятия

Общая тема, количество часов, тема занятия

Содержание занятия

Форма занятия

1

Тема 1. (1 час)

Россия и геополитика

Понятие геополитики. Геополитические теории. Формирование российского геополитического пространства. Типы стран Российского порубежья.

Лекция

 

Тема 2. (4 часа)

Северо-западное порубежье

   

2

Скандинавские страны: общая характеристика Природные условия и ресурсы. Хозяйство Норвегии, Финляндии, Швеции

Лекция

3

Норвегия: территория, природа, население, хозяйство и традиции “Визитная карточка страны”. Формирование территории.

Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Традиции.

Занятие – презентация

4

Финляндия: территория, природа, население, хозяйство и традиции “Визитная карточка страны”. Формирование территории.

Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Традиции.

Занятие – презентация

5

Швеция: территория, природа, население, хозяйство и традиции “Визитная карточка страны”. Формирование территории.

Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Традиции.

Занятие – презентация

 

Тема 3. (5 часов)

Западное порубежье

   

6

Страны Прибалтики. Польша и приграничные области России Географическое положение территории. Общие особенности природы, населения, хозяйства

Семинар

7

Эстония: территория, природа, население, хозяйство Формирование территории.

Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Традиции.

Практическая работа: составление “визитной карточки” страны

Занятие – практикум

8

Латвия: территория, природа, население, хозяйство Формирование территории.

Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Традиции.

Практическая работа: оценка транспортных связей и рекреационных ресурсов страны

Семинар – практикум

9

Литва: территория, природа, население, хозяйство “Визитная карточка страны”. Формирование территории.

Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально – экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Традиции.

Практическая работа: составление характеристики АПК страны

Лекция – практикум

10

Польша: территория, природа, население, хозяйство “Визитная карточка страны”. Формирование территории.

Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи. Традиции.

Занятие – презентация

 

Тема 4. (4 часа)

Белоруссия и Юго-западное порубежье

   

11

Белоруссия, Украина и прилегающие области России: общая характеристика Географическое положение территории. История заселения. Общие черты природы, хозяйства, населения

Семинар

12

Белоруссия: территория, природа, население, хозяйство Практическая работа: составление экономико-географической характеристики стран

Практикум

13

Украина: территория, природа, население, хозяйство

14

Молдавия: территория, природа, население, хозяйство
 

Тема 5. (4 часа)

Южное порубежье

   

15

Закавказье и Северный Кавказ: общая характеристика Особенности географического положения. Общая характеристика природных условий, ресурсов, населения и хозяйства

Лекция

16

Грузия: территория, природа, население, хозяйство Практическая работа: составление картосхемы стран региона с отражением специфики природно-ресурсного потенциала, хозяйства и внешнеэкономических связей

Практикум

17

Армения: территория, природа, население, хозяйство

18

Азербайджан: территория, природа, население, хозяйство
 

Тема 6. (6 часов)

Юго-восточное порубежье

   

19

Центральная Евразия: общая характеристика Особенности географического положения. Особенности заселения территории. Общая характеристика природных условий, ресурсов, населения и хозяйства

Лекция

20

Казахстан: территория, природа, население, хозяйственный комплекс “Визитная карточка страны”. Формирование территории.

Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи.

Практическая работа: составление презентации по стране

Практикум

21

Узбекистан: территория, природа, население, хозяйственный комплекс “Визитная карточка страны”. Формирование территории.

Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи.

Практическая работа: оценка

природно-ресурсного потенциала страны

Семинар – практикум

22

Киргизия: территория, природа, население, хозяйственный комплекс “Визитная карточка страны”. Формирование территории.

Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи.

Практическая работа: составление проекта создания на берегах Иссык-Куля курорта международного значения

Семинар – практикум

23

Туркмения: территория, природа, население, хозяйственный комплекс “Визитная карточка страны”. Формирование территории.

Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи.

Практическая работа: составление проекта национального парка на территории страны

Семинар – практикум

24

Таджикистан: территория, природа, население, хозяйственный комплекс “Визитная карточка страны”. Формирование территории.

Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение. Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи.

Семинар

 

Тема 7. (5 часов)

Восточное порубежье

   

25

Восточная Азия: общая характеристика региона Особенности экономико-географического положения. Общая характеристика природных условий, ресурсов, населения и хозяйства

Лекция

26

Китай: территория, природа, население Формирование территории.

Природно-ресурсный потенциал. Население и расселение.

Диспут

27

Китай: хозяйственный комплекс Современная социально-экономическая ситуация. Транспортный комплекс. Промышленность. АПК. Внешнеэкономические связи.

Конференция

28

Монголия: территория, природа, население, хозяйство Практическая работа: составление картосхемы с отражением особенностей природно-ресурсного потенциала страны и хозяйственного комплекса

Практикум

29

Корейский полуостров: Северная Корея и Южная Корея Практическая работа: составление сравнительной экономико-географической характеристики Северной и Южной Кореи

Практикум

 

Тема 8. (3 часа)

Океаническое порубежье

   

30

Заморские страны и прилегающие территории России Морские границы. Заморские

державы – соседи. Особенности природы, населения, хозяйства.

Лекция

31

Япония: особая область Хоккайдо Формирование территории.

Природно-ресурсный потенциал Хоккайдо. Население и расселение. Характеристика хозяйства. Транспорт и внешние связи.

Семинар

32

Полярный сектор. На другом берегу: Аляска, Канадский север, Гренландия, Шпицберген. Особенности экономико-географического положения, природных условий, ресурсов, населения, хозяйства, территорий

Конференция

Литература

Бабурин В.Л. и др. География Российского порубежья: мы и наши соседи. – М.: Просвещение, 2006.

12.07.2010