Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • География
  • Психологическая безопасность образовательной среды на уроках географии «от диагностики к действиям»

Психологическая безопасность образовательной среды на уроках географии «от диагностики к действиям»

Вопрос психологической безопасности является важным для всех объектов образовательного процесса. Чувствовать себя психологически безопасным настолько, необходимо каждому участнику учебного процесса, насколько этому человеку необходимо равновесие (см. презентацию).

С данной проблемой, как учитель предметник я столкнулась в этом учебном году. Изучая данный вопрос теоретически и практически, основываясь на собственный опыт, мною были сформулированы этапы, которые «проживает» педагог, столкнувшись с данной проблемой:

  1. Отрицания (на этом этапе, как правило, педагог не согласен с результатами диагностики «быть такого не может»);
  2. Принятия (когда педагог понимает, что возможно на самом деле в когнитивном, эмоциональном, поведенческом компонентах учебного процесса возникают проблемы);
  3. Осознания и действий (этот этап характеризуется осознанием проблемы, взаимодействием учителя с педагогом психологом);

Какой период времени пройдёт от этапа к этапу зависит от многих факторов: от индивидуальных и профессиональных качеств педагога, от его учебной нагрузки, профессиональной  занятости.

И так на этапе осознания и действий мною был составлен алгоритм действий:

  • Составить и провести более конкретную диагностику;
  • Обработать и проанализировать результаты;
  • Спланировать свою деятельность;

Для составления более конкретной диагностики в основу была положена диагностика И.А.Баевой и конкретизирована на предметную область в данном случае на предмет география (см. приложение). Диагностика позволяет определить:

Отношение к образовательной среде на уроках географии, включает компоненты:

Когнитивный компонент определяют вопросы из анкеты: 1, 4а, 4б;

Эмоциональный компонент определяют вопросы из анкеты: 2, 6,8;

Поведенческий компонент определяют вопросы из анкеты: 3, 5, 10;

Анализ результатов диагностики показал, что 76% обучающихся относятся к образовательной среде на уроках географии позитивно и 24% нейтрально. В основном поведенческий и эмоциональный компонент вызывал нейтральное отношение.

  • Уровень удовлетворённости образовательной средой на уроках географии можно определить при помощи седьмого вопроса анкеты. Для этого учащимся необходимо из одиннадцати характеристик школьной среды нужно выбрать 5 и оценить удовлетворенность ими по 5-балльной шкале. Анализ результатов показал, что уровень удовлетворённости образовательной средой на уроках географии у 48% обучающихся высокий, у 36% очень высокий и у 16% средний.
  • Индекс психологической безопасности, уровень защищённости, определяется при помощи девятого вопроса. Для этого обучающимся нужно оценить показатели психологической защищенности по 4-балльной шкале.

Именно педагог задает большинство параметров школьной среды, создавая и реализуя: концепции обучения и воспитания, нормы оценивания поведения и учебной успешности, стиль общения.

Принцип социально-психологической умелости, предпола­гающий наличие психологических программ, передающих набор жизненно важных умений и систему безопасного взаимодействия, одновременно способствует разработке технологий профессионального гуманизма, и в этом плане в определенной степени выполняет функцию защиты педагога. Педагог в личностно-ориентированном обучении общается с учеником не на уровне социальных ролей, а на уровне личностного взаимодействия, пользуется как инструментом своей индивидуальностью [1]. Соответственно, и ученик при этом не просто получает знания, умения и навыки, а его индивидуальность подвергается более глубокому формирующему воздействию. «Такое общение уже носит черты психокоррекционного и накладывает на педагога гораздо большую ответственность. Психогигиена личности педагога приобретает огромное значение». Если педагог занимается личностно-ориентированным обучением, то его психогигиена (личностное развитие и профессио­нальные умения) перестают быть его личным делом и становятся необходимым условием работы.

Список литературы

  1. И.А. Баева. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002. — 271 с.
  2. Молокоедов А. В. Психологическая безопасность личности. - Москва, 2017.
  3. Регуш Л. А.Безопасность обучения школьников // Психологическая куль тура и психологическая безопасность в образовании (Санкт-Петербург, 27-28 ноября 2003): Материалы Всероссийской конференции. М., 2003. С. 182-185.
  4. Соломин В.П. Психологическая безопасность. Режим доступа [http://booksonline.com.ua/view.php?book=150077
  5. Холуева К.А. Психологическая безопасность образовательной среды//Концепт.- №1 2013.

8.04.2019