Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • География
  • Методическая разработка урока географии с использованием ИКТ "Старинные города и народные промыслы Центральной России"

Методическая разработка урока географии с использованием ИКТ "Старинные города и народные промыслы Центральной России"

Форма проведения урока: урок – экскурсия. Время – 60 минут.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с географией и особенностями старинных русских городов Центральной России и центрами русских народных ремесел, историей их возникновения и значением для современности.
  • Способствовать активизации познавательной деятельности учащихся, развитию интереса к предмету, через самостоятельный поиск материала. Продолжить формирование навыков выразительного чтения, публичного выступления. Способствовать заинтересованности учащихся в активном участии подготовки и ведения урока.
  • Воспитание патриотизма, чувства прекрасного, гордости и любви к малой Родине. Способствовать развитию духовных качеств личности учащихся.

id31480Учебно-методический комплекс:

  • физическая карта Центрального района;
  • стенд с иллюстрациями «Старинные города России»;
  • выставка изделий народных промыслов: деревянная посуда с росписью «Хохлома», фарфор «Гжель», шкатулки «Палех», роспись по дереву «Городец», хрусталь «Гусь-Хрустальный», матрешки и др.;
  • раздаточные материалы: информационные таблицы «Города Центральной России», «народные промыслы», маршрутные листы, таблицы для заполнения, атласы, учебники;
  • видеофрагмент «Ярославия».
  • Презентация «Старинные города и народные промыслы Центральной России»
  • Приложение.

Структура урока.

  1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
  2. Ввод в урок.
  3. Демонстрация видеофрагментов и начало экскурсии.
  4. Экскурсия по старинным русским городам Центральной России (репортажи учащихся).
  5. Подведение итогов экскурсии. Ответы учащихся на вопрос: в чем заключается значение старинных русских городов в наше время? Нужна ли нам сегодня «старина»?
  6. Рефлексия: Ощущения и чувства после экскурсии, впечатления учащихся.
  7. Домашнее задание.
  8. Заключение.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы урока, постановка целей и задач

2. Ввод в урок

Учитель. Среди всех районов России Центральный выделяется самым большим числом городов. Каждый из них уникален своей историей, своей судьбой, своим неповторимым обликом. В чрезвычайном разнообразии городов – «сила» района, потенциал его развития. Впервые русские города упоминаются еще в IX веке.

Вопрос. Какие вы знаете старинные города? (Ответы учащихся.)
Норманны называли Русь «Гардарика» – страна городов. Город обладает волшебным свойством дарить свежие впечатления, но и люди должны обладать способностью воспринимать, увидеть новое в хорошо знакомом.

Стальной, кирпичный и стеклянный
Сетями проволок обвит,
Ты – чарователь неустанный,
Ты – неслабеющий магнит. (В. Брюсов.)

Это сказал поэт о современном городе. Но как много притягательного в старинных русских городах! Очарование старины, героический дух народа, искусство русских зодчих и мастеров – все в неповторимом ансамбле наших городов. Это поистине золотое наследие России!
(Видеофрагмент «Ярославия – старинная русская земля».)

3. Начало экскурсии

Учитель. Сегодня вы познакомитесь со старинными русскими городами, с их историей, особенностями и культурой. А в чем сегодня значение старинного города? Чтобы ответить на этот вопрос мы отправляемся в путешествие по старинным русским городам. Включите воображение и представьте, что мы находимся в воздушном супер-аэробусе, который мгновенно будет переносить нас из города в город. Для путешествия нужна карта и маршрутный лист, в котором отмечайте те города, в которых мы побываем, а в таблице – блокноте отражайте все самое интересное.

Название города

Время основания

Исторические памятники

Народные промыслы

 

 

     

Каждый из вас сегодня побывает и в роли экскурсанта и в роли экскурсовода. Итак, в путь. Ярославщина! Земля малиновых звонов! (начало презентации)

Ученик.

Малиновый звон на заре,
Скажи моей милой земле,
Что я в нее с детства влюблен,
Как в этот малиновый звон…

Мы в городе Ростове – городе знаменитых малиновых звонов. В России, как известно два Ростова… (Приложение)

Учитель. Вокруг Москвы есть «Золотое кольцо», не обручальное, а кольцо древних городов. Город – загадка «Золотого кольца» – Суздаль. Мы отправляемся в Суздаль.

Ученик. Я приветствую вас в древнем Суздале. Город очаровывает не только изумительными памятниками архитектуры и искусства – свидетелями его славной многовековой истории, но и непередаваемым колоритом маленького провинциального городка, каким то чудом, сохранившимся в наш индустриальный век. (Приложение)

Учитель. Суздаль – город храмов, которые являются мировым культурным наследием. Есть такие храмы и во Владимире, куда мы сейчас и отправляемся.

Ученик. Добро пожаловать во Владимир. Находится Владимир в 190 км от Москвы на высоком живописном берегу реки Клязьмы. Это крупный узел автомобильных и железных дорог. Основан город был Владимиром Всеволодовичем Мономахом в 1108 году как крепость для охраны Ростово-Суздальской Руси. (Приложение)

Учитель. Наше путешествие продолжается. Наш путь лежит в город деревянного старинного зодчества – Кострому. Деревянные дома Костромы не столь заметны, но благодаря тому, что сохранилось их много, эти дома придают особый колорит старинному русскому городу, среди них есть подлинные шедевры строительного искусства и архитектуры.

Ученик. Если подъезжать к Костроме с Волги, то первое, что вы увидите, это высокий берег реки с живописно разбитым на нем парком. (Приложение)

Учитель. Как хочется перечитать любимые книги, так же хочется и в любимых городах побывать снова и снова. На юге Московской области есть небольшой город на первый взгляд самый обычный, а отойди от новых кварталов и повеет духом истории. Это Серпухов.

Ученик. Будто и не было многих веков, отделяющих нас от того времени, когда город отражал набеги татар на южные рубежи Московского княжества. (Приложение)

Учитель. Кроме известных и больших старинных городов на карте нашей страны есть и совсем небольшие, но вписавшие яркие страницы в нашу историю. Городец – наше славное прошлое.

Ученик. Расположен Городец в среднем Поволжье, в семидесяти км от Нижнего Новгорода. (Приложение)

Учитель. Не только Городец может гордиться изделиями русских мастеров, но и многие другие в русской глубинке.
По причине малоблагоприятных для зернового хозяйства природных условий сельскохозяйственные возможности стали быстро исчерпываться и населению пришлось «промыслете» себе пропитание, т.е. заняться промыслами. Не оскудеет земля русская мастерами да умельцами!

Ученик.

Кисть хохломская!
Большое спасибо!
Сказывай сказку для радости жизни!
Ты, как душа у народа красива!
Ты, как и люди, служишь Отчизне.

Учитель. А мы отправляемся в «Золотую Хохлому».

Ученик. Хохлома – старинное село, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства – хохломской росписи. (Приложение)

Учитель. Уникальные творения созданы из самого простого материала – дерева, и наша русская знаменитая красавица – матрешка. Откуда она пришла к нам и чем замечательна? Мы отправляемся в Сергиев Посад.

Ученик. Подмосковный Сергиев Посад. Раньше этот город называли «русским Нюрнбергом», «столицей потешного царства»., где жили сотни, тысячи кустарей-ремесленников. (Приложение)

Учитель. Не только из дерева создавали шедевры искусства русские мастера. Есть в России город с уникальным летящим и звенящим названием – Гусь-Хрустальный…

Ученик. Маленький скромный городок Гусь-Хрустальный. Гусь – это речка, правый приток Оки, а Хрустальный – это главное занятие города. А может хрустальный – это оттого, что речка была прозрачно-чистой, как хрусталь, и в этом единение природы и ремесла. (Приложение)

Учитель. Посмотрите, сколько великолепия, чудной красоты! Звенит хрусталь, улыбается нам русская матрешка, и расцветают чудесные, колдовские синие цветы…
«Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходней» (Ломоносов). Это о Гжели…

Ученик. Я приглашаю вас в Гжель. К юго-востоку от Москвы, вдоль Егорьевского шоссе, разместились, бок о бок около трех десятков сел и деревень.. Одно из них бывший волостной центр, и есть Гжель. (Приложение)

Ученик.

Не печалься, древняя земля,
Ты богата сказами да былью,
Русские исконные края,
Палеха несломленные крылья.

Славу этому небольшому поселку Ивановской области принесло изящное и тонкое искусство лаковой миниатюры. Этот один из древних центров иконописания был известен еще Гете. Уходя корнями в древнерусское искусство времен Андрея Рублева, палехская иконопись превратилось в тончайшее мастерство лаковой миниатюры. Тут свой стиль, своя школа, свои самобытные таланты. (Приложение)

Учитель. Дороги к прекрасному не зарастут бурьяном. Традиции русских мастеров, их искусство живо и поныне.
Живет оно и внашей школе. Ученики нашего класса уже многое умеют, они перенимают эстафету, обучаясь на специальности «Прикладное искусство», и многие изделия в стиле народных промыслов на нашей выставке изготовлены ребятами нашей школы.

id31480

id31480

4. Подведение итогов

Учитель. Наше маленькое путешествие завершилось. Вы о многом услышали, многое узнали.

Вопрос. Каково же сегодня значение старинного города? (Беседа).

5. Рефлексия

Учитель. Какие ощущения, чувства, впечатления возникли у вас сегодня на уроке?
(Учащимся раздаются листы опроса на фоне презентации.)

Лист опроса

1. Какие мысли и чувства вызывают у тебя исторические города России и изделия народных промыслов?

А) эстетическое наслаждение;
Б) гордость за творения русских мастеров и зодчих;
В)потребность прочитать книги по этой теме;
Г) желание связать свою будущую профессию с изучением старины и с изготовлением предметов народных промыслов:
Д.) не вызывает никаких откликов;
Е) другие чувства (какие именно).

2. Твои впечатления от урока.

Учитель. Предлагаю поделиться впечатлениями. (Учащиеся зачитывают свои ответы и сдают листы опроса).

6. Домашнее задание

Учитель. Придумайте свой маршрут для путешествия. Дома ответьте на вопросы теста. Нанесите на контурную карту города Центрального района.

7. Заключение

Ученик.

Великая Святая Русь – навек мое Отечество!
Я – россиянин, русский, тем горжусь,
И не хочу другого я наследия!
Пусть бури судеб неизвестных
Несутся в небе над тобой,
Всегда России путь известен –
Честь, совесть, подвиг мировой.

23.01.2008