Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Разнообразие типов климата нашей страны

Цель урока:

  • образовательная: познакомить учащихся с основными типами климатов России;
    выявить особенности типов климатов;
    выявить разнообразие условий жизни людей.
  • воспитывающая: привитие чувства ответственности, доброты, желание достичь успехов на уроке;
  • развивающая: развивать географическое мышление (учить анализировать, выделять главное) и кругозор (видеофрагмент)

Видеофрагмент можно получить у автора статьи.

Задачи урока:

  • учиться называть и показывать на карте климатические пояса и области на территории России;
  • продолжить работу над умением работать с текстом учебника и на основе его содержания заполнять систематизирующую таблицу;
  • учиться оценивать климат с точки зрения условий быта и работы.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский и поисковый

Формы обучения: фронтальная работа

Термины и понятия:

  • климатический пояс, климатические области;
  • основные типы климатов умеренного пояса (умеренно-континентальный, континентальный, резко-континентальный, муссонный, морской, субтропический);
  • арктический, субарктический, субтропический;

Средства обучения:

  • учебник,
  • атлас,
  • настенная географическая карта “Климатические пояса и области России”,
  • таблица “Климат” для 8-го класса.

Оборудование:

  • ИКТ,
  • Экран,
  • видеоролик “Арктика”.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Актуализация знаний.

1 вопрос. Как влияют океаны и течения на распределение температур и осадков летом?

2 вопрос. Как влияют океаны и течения на распределение температур и осадков зимой?

3 вопрос. Каковы закономерности изменения количества осадков на территории страны?

Фронтальный опрос

1. Что такое климат? (Многолетний режим погоды, типичный для данного района Земли.)

2. Что зависит от климата? (Самочувствие, тип дома, одежда, отдых, …)

3. Вспомните из курса 7 класса основные и переходные климатические пояса. Назовите и покажите их.

4. Наша страна по географическому положению – одна из самых северных. В каких климатических поясах расположена Россия?

5. Какими типичными показателями характеризуется каждый климатический пояс? (Температура, влажность, атмосферное давление, осадки, воздушные массы..)

Определите тему урока.

Сообщение темы урока.

(Запись темы урока в тетрадь.)

Определите цели и задачи урока. (Что мы будем делать на уроке?)

Целевая установка.

Будем учиться:

  • Выявлять особенности типов климатов.
  • Устанавливать закономерности существования различных типов климатов в пределах климатических поясов.
  • Анализировать карту атласа.
  • Работать с текстом учебника и на основе содержания заполнять таблицу.

Изучение нового материала.

– Какая карта поможет определить типы климатов на территории нашей страны?

Работа по атласу (изд. Дрофа стр. 14–15)

1. Какой климатический пояс занимает большую часть территории России? (Умеренный.)

2. В пределах какого климатического пояса наблюдаются наибольшие изменения климата в пространстве? (Умеренного пояса.)

3. Какая область сформировалась в умеренном поясе Европейской части страны? (Область умеренно-континентального климата.)

4. Какие типы воздушных масс преобладают в умеренно-континентальном климате?

5. Какие подобласти выделяют климатологи в умеренно-континентальном климате? (3а-тайга с избыточны увлажнением,..)

6. Какой еще климатический пояс имеет подобласти? (Субарктический.)

Работа с учебником и атласом

Вам необходимо провести исследование по атласу и заняться поиском информации по параграфу 13 (стр 85), занести данные в таблицу “Визитная карточка климатических поясов”.

1. Арктический пояс – объяснение учителя, с показом видеофильма

Арктический климат формируется не только в связи с низкими температурами высоких широт, сильным лучеиспусканием снежного покрова, длительной полярной ночью, но и в связи с отражением тепла в светлое время от снега и льда. Имеет низкие температуры зимой. В период дня наблюдается большой приток солнечной радиации, но и большая облачность с туманами. В зонах перехода к субарктическому развивается циклоническая деятельность и увеличивается количество осадков. Большая часть островов и север полуострова Таймыр покрыты снегом и ледниками.

(После просмотра видеролика вопрос классу.)

– Какое новое понятие услышали? (Паковый лед – морской лед толщиной не менее 3м; свободно плавающие ледяные массивы, сползшие в воду и оторвавшиеся от ледников на суше, а также дрейфовавшие льдины)

– Какая проблема характерна для Заполярья? (потепление)

2. Субарктический пояс – фронтальная работа

3. Умеренный пояс и субтропический – заполнение таблицы по рядкам.

Визитная карточка типов климата и разнообразие условий жизни людей.

Тип климата Ср Т января (град) Ср Т июля (град) Годовое количество осадков (мм Режим осадков Характер увлажнения (K увл) Типы погод Хозяйственная деятельность

– Выступление учащихся с показом на карте климатических поясов

– Какой вывод по уроку можно сделать?

Закрепление материала.

1. Определите, какому типу климата соответствует описание:

– Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя t около 0°С. Осадков не много, но увлажнение избыточное. (Арктический,)

– Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое. От +12-14°С, на севере, до +22°С на юге. (Умеренный пояс, умеренно-континентальный климат.)

– Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди. (Муссонный.)

– В глубинах Сибири на рассвете мороз ниже сорока. Снег едва голубеет сквозь туман. Скрип полозьев слышен километра за два. Топят печи – дым из труб столбом поднимается вверх. Солнце как круг докрасна раскаленного металла. Днем все сверкает – сверкает солнце, сверкает снег. Туман уже растаял. Голубое небо, чуть белесое от невидимых кристалликов льда, пронизано светом – посмотришь вверх из окна теплого дома и скажешь: “Как летом”. А на дворе стужа лишь немногим слабее, чем утром. Мороз силен. Силен, да не очень страшен: воздух сух, ветра нет.

Розовато-сизый вечер переходит в темно-синюю ночь. Созвездия горят не точками, а целыми кусками серебра. Шорох выдоха кажется “шепотом звезд”. Мороз все крепчает. По тайге идет гул от звуков растрескивающихся деревьев. В Якутске средняя температура января -43°С, а с декабря по март выпадает в среднем лишь 18 мм осадков.

Владивосток лежит на одной широте с Сочи, а морозы там как в Архангельске: средняя январская температура -13°С. Снег едва прикрывает землю. Лишь севернее, в низовьях Амура, на Сахалине и Камчатке, куда зимой заходят морские ветры, снега выпадает много, и иногда приходится откапывать из-под него избы.

Сибирская зима (резкоконтинентальный тип).

2. Назовите другие страны, которые похожи на нашу страну по климату.

3. Вопрос № 2 стр 90. Сопоставьте карту плотности населения с картой климатических поясов. Какие климатические территории наиболее заселены? Почему? В каких направлениях плотность населения убывает?

Домашнее задание и инструктаж.

  1. закончить заполнение таблицы по параграфу13
  2. вопрос 4,5 (на творческое осмысление материала)
  3. презентация.

Итог урока (рефлексия).

– Выполнили ли задачи, которые ставили перед уроком?

– Каким образом?

– Были ли моменты радости и удовлетворения от своих удачных ответов?

– Что показалось трудным?

– Какие новые мысли, чувства у вас появились?

Спасибо за урок

Приложение 2. Приложение для детей.

Приложение 3. Приложение для учителей.

8.07.2010