Урок-обобщение с элементами игры и использованием ИКТ "Жизнь в мировом океане"
Цели урока:
- Закрепить представление о Мировом океане
- Показать его роль в формировании природы всей Земли
- Учить детей выделять главное из полученной информации
- Объяснять роль океана в жизни Земли
- Обучающая – углубить знания учащихся о Мировом океане
- Воспитывающая – пробудить у детей интерес и любовь к окружающей среде, научить общению с ней
- Развивающая – развивать познавательную активность учащихся.
Ход урока:
1. Организовывающий момент
2. Закрепление пройденного материала.
Вода образует водяную оболочку нашей планеты – гидросферу (от греческих слов «гидор» - вода, «сфера» - шар).
- Тихий океан - Ледники
- Атлантический - Подземные воды
- Индийский - Реки
- Северный - Озера
- Ледовитый океан - Болота
Вода – самое распространенное на земле вещество. Водная оболочка Земли развивалась вместе с литосферой, атмосферой и живой природой. Почти все процессы на нашей планете протекают при участии воды. Гидросфера состоит из
воды сосредоточена в океанах. Мировой океан – голубое зеркало нашей планеты, колыбель жизни на Земле. В нем не только прошлое, но и будущее нашей планеты. Чтобы понять великую роль океана, необходимо знать особенности его природы: свойства водных масс, понимать роль течений, значение взаимодействия океана с атмосферой и сушей.
Океан полон жизни и тайн, поражающих воображение. Многие из нас не раскрыты до сих пор. При исследовании морских глубин и сейчас еще находят организмы, неизвестные науке. Жизнь в океане всепроникающая. Она существует на дне Марианского желоба, на глубине 11 тыс. м, и даже там, где высокие температуры и огромное давление.
Условия жизни в океане от полюсов до экватора, от поверхности до максимальных глубин очень различны. Поэтому разнообразие жизни в нем необычно велико. В океане выделяют две области жизни. К первой относят поверхность воды и всю водную толщину, ко второй – дно океана. Что же влияет на распространение организмов в безбрежных водах океана? Свет – первое условие существования в воде зеленых водорослей, которыми питаются другие организмы. Кроме света, на распространение организмов в океане влияют и другие факторы: соленость и плотность, температура воды, количество питательных веществ, течения, вертикальное перемешивание вод, а также свойства вод, слагающих морское дно.
3. Фильм «жизнь в Мировом океане».
4. Викторина.
Деление на команды.
Вопросы. Выбор капитана, название команды.
Вопросы для викторины.
- Почему Землю называют голубой планетой?
- Какое самое большое животное на Земле?
- Сколько метров достигает в длину серый кит?
- С чем можно сопоставить размеры хвоста кита?
- Какое самое быстрое животное в океане?
- Какое самое мощное животное на Земле?
- Чем питаются серые киты
- Какие киты делают самые длительные миграции?
- Какое самое мощное течение в океане?
- Что является основой для роста фитопланктона в океане?
- Какое влияние оказывает луна на жизнь в океане?
- Где может происходить явление фотосинтеза?
- С помощью чего передвигаются медузы?
- Что помогает изменить цвет тела медузы?
- Самое глубокое место в океане?
- Есть ли жизнь на дне мирового океана?
- Какие формы жизни существуют на дне мирового океана?
29.01.2009