Урок-обобщение "Южная Америка". 7-й класс
Данный урок является уроком-обобщением, но от учащихся он требует не только знаний пройденного материала, но и дополнительной углубленной подготовки материала.
Цель урока: Обобщить пройденный материал. Оценить знания и умения учащихся.
Ход урока
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами заканчиваем изучать последний из южных континентов Земли, материк Южная Америка.
При изучении материков мы узнали, что каждый из них имеет свои отличительные особенности. Африка - самый жаркий материк, Австралия самый сухой, Антарктида самый холодный. А вот в чем особенности Южной Америки мы с вами сегодня еще раз повторим.
Послушайте, как красиво об этом континенте пишет поэт Р.Рождественский.
Да осенит Вас - Южный крест,
Названия - почти как музыка.
Хибарки посредине мусора,
Да осенит Вас Южный крест …
Стада, уставшие пастись,
Голодно - царственные гаучо.
И птицы - крохотнее бабочек,
И бабочки - с размахом птиц ...
Мы знаем, что данный материк лежит в трех полушариях - северном, южном, западном. Омывается двумя океанами - с запада Тихим, с востока Атлантическим, и лежит между двумя материками - Северной Америкой и Антарктидой. Вот как географическое положение влияет на жизнь материка, мы сегодня и будем устанавливать.
Для этого вы создали четыре исследовательские группы:
- Геоморфологи
- Климатологи
- Гидрологи
- Зоогеографы.
Каждая группа должна предоставить свои научные доклады. Давайте установим регламент - не более 5-7 мин.
Перед началом доклада ребята должны объяснить изучением чего занимается наука, которую они представляют.
Геоморфология - наука о рельефе. Она изучает историю развития рельефа, происхождение, возраст, формы рельефа.
Климатология - наука о климате. Изучает многолетний режим погоды, типичный для данного района Земли.
Гидрология - наука, занимающаяся изучением природных вод, морей, рек, озер, болот, подземных вод и т.д.
Зоогеография изучает распространение животных по земному шару, закономерности их размещения.
Каждая группа предоставляет свой заранее приготовленный доклад, сопровождающий иллюстрациями, картами, презентациями, фотографиями.
После выступления докладчиков, учитель раздает каждой группе задания.
Учитель: Уважаемые исследователи, вы получили задание. Теперь ваша задача заполнить таблицу и сделать вывод, о сходстве и различии южных материков.
Задание геоморфологам.
Материк |
Платформы |
Складчатые области |
Рельеф |
Вывод |
1. Африка |
|
|
|
|
2. Австралия |
|
|
|
|
3. Ю . Америка |
|
|
|
|
Задание климатологам.
Материк |
Черты сходства |
Черты различия |
1. Африка |
|
|
2. Австралия |
|
|
3. Ю .Америка |
|
|
Задание гидрологам.
Река |
Исток |
Устье |
Климатический пояс |
Режим |
1. Амазонка |
|
|
|
|
2. Конго |
|
|
|
|
Задание зоогеографам.
Влажные экваториальные леса |
Рельеф |
Климат |
Почвы |
Растительность |
Животные |
1. Африка |
|
|
|
|
|
2. Южная Америка |
|
|
|
|
|
После заполнения таблиц, ребята кратко рассказываю о своей работе, и делают вывод.
Учитель: Вы закончили исследовательскую работу на материке Южная Америка. Мы с вами еще раз убедились, что этот материк имеет самую длинную горную цепь на земле Анды, он самый влажный, имеет самую полноводную реку мира Амазонку. Ряд отличительных особенностей в природных зонах: разнообразные названия, интересный растительный и животный мир.
8.01.2010