Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок-путешествие по географии "Природные зоны Африки". 7-й класс

Учебно-воспитательные задачи урока:

  1. Продолжить формирование представлений о природе Африки, познакомить учащихся с органическим миром природных зон Африки.
  2. Выявить зависимость почв, растительного и животного мира от климатических условий в пределах природной зоны
  3. Продолжить формировать географические умения: работать с географическими картами атласа: физической, климатической, природных зон, почвенной, находить необходимую информацию, используя основное содержание карты.
  4. Вести работу над общеучебными умениями: составлять на основе имеющейся информации характеристику природного явления, представлять её в виде последовательного рассказа.

Ведущие понятия:

– природная зона
– компоненты природной зоны
– климатические условия
– почвы
– растительный мир
– животный мир

Опорные знания:

Природная зонакрупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий, увлажнения, почв, растительного и животного мира.

– Широтная зональность – закономерная смена природных комплексов (зон) от экватора к полюсам, в связи с уменьшением солнечного тепла, поступающего на поверхность Земли, и неравномерностью увлажнения.

Оборудование: демонстрационные карты: физическая и климатическая карта Африки, карта природных зон Африки. Текстовые материалы: “Экваториальный лес Конго”; “Перед нами саванна”; “Великая пустыня Сахара”; Национальный парк “Серенгети”.

Тип урока: комбинированный урок

– беседа с опорой на имеющиеся знания учащихся,
– работа в группах по предложенному плану с использованием различных источников географической информации,
– составление и представление последовательного рассказа

План

  1. Природные зоны – природные комплексы
  2. Взаимосвязь компонентов в природных зонах
  3. Природные зоны Африки

– Влажные экваториальные леса
– Саванны и редколесья
– Тропические пустыни

4. Сохранение уникальной природы Африки: национальный парк “Серенгети”

Ход урока

Мотивационно-целевой блок

Учитель:

Ребята! Мы продолжаем узнавать на наших уроках особенности природы самого жаркого материка на Земле – Африки. Сегодня мы совершим путешествие на материк с целью изучения природных зон. Все ребята в классе сегодня будут в роли путешественников – исследователей, таких как первые путешественники Африки. Кто эти люди?

Ответы учеников:

Португалец Васко да Гама, Бартоломеу Диаш; Англичанин Давид Ливингстон,

Американец Генри Стенли; Россияне: Василий Юнкер, Николай Вавилов.

Учитель: А путешествовать сегодня по природным зонам Африке вы будете, самостоятельно объединившись в небольшие группы-экспедиции. Каждой экспедиции будет дано определённое задание, после выполнения которого, вы должны будете представить отчёт от всей группы. Оценки получат все ученики в классе по мере активного участия в работе экспедиции. В каждой экспедиции определены руководители, они распределяют функции между всеми членами экспедиции, следят за дисциплиной, отмечают степень участия в работе каждого ученика, выбирают выступающего, того, кто будет представлять отчёт о проделанной работе.

Учитель:

Вводная беседа:

– Какие природные комплексы называются природными зонами?

Комплексы, обладающие общностью температурных условий, увлажнения, почв, растительного и животного мира.

– Из каких компонентов состоит природная зона?

– Растения, животные, почвы, климатические условия

– Что понимаем под понятием климатические условия?

– Средние температуры января, июля, годовое количество осадков.

– Как вы думаете, существует ли взаимосвязь компонентов в природной зоне?

Да существует.

– Давайте проследим эту взаимосвязь на примере природной зоны, в которой мы свами живём.

– В каком климатическом поясе мы живём?

На границе между субарктическим и умеренным климатическим поясом.

– Много ли тепла получает территория? Почему?

– Тепла получает мало, небольшой угол падения солнечных лучей, далеко от экватора.

– Плодородна ли почва?

– Нет, почва не плодородна, из за небольшого количества получаемого солнечного тепла.

– Богатая ли растительность формируется на таких почвах?

– Нет, это мхи, осока, карликовые кустарники и деревья, выращивать ничего нельзя.

– Богат ли животный мир?

– Нет, обитают животные, которые приспособились к такому климату: песцы, северные олени.

– Значит, скажите, какой из компонентов природного комплекса будет главным, решающим в формирование всех остальных особенностей природы?

– Это климат: температуры воздуха в течение года, и количество поступаемых осадков.

От них зависит, какие почвы будут в этой природной зоне, какие растения и животные.

И ещё один важный вопрос: как вы думаете, какой из компонентов природной зоны является определяющем в её названии, тот по которому человек сразу может отличить одну природную зону от другой?

– Это растения.

– Действительно это так, и название природные зоны получили именно по преобладающей в ней растительности.

Учитель: Внимание экспедициям! Путешествуя по природным зонам, вы должны узнать, какие природные зоны есть в Африке, как они размещены, постараться понять, какая закономерность существует между климатическими поясами и природными зонами, какие климатические условия характерны для каждой природной зоны, какие там почвы, какой растительный и животный мир.

Процессуально-содержательный блок

Изучение нового материала

1. Природные зоны Африки

Работа по карте природные зоны Африки.

Беседа:

– Какие природные зоны существуют на материке?

Влажных экваториальных лесов, переменно влажных лесов, саванн и редколесий, полупустынь и пустынь, жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников.

– Как расположены природные зоны на материке?

Они сменяют друг друга по направлению от экватора к северу и югу, повторяясь дважды.

– Объясните, почему так происходит?

Потому, что удаляясь от экватора, территории получают меньше солнечного тепла из за уменьшения угла падения солнечных лучей, и количество осадков тоже уменьшается при приближении к тропикам.

– Как называется такая смена природных зон?

– Широтная зональность.

– Какие природные зоны занимают большие площади и составляют основу природы материка?

Саванн и редколесий и полупустынь и пустынь.

2. Характеристика природных зон (практическая работа экспедиций)

Практическая работа в группах

Задание 1 группе

Характеристика особенностей природной зоны влажных экваториальных лесов:

Используя различные источники географической информации:

  1. Карты атласа стр. 15, 8.
  2. Текст учебника стр. 123– 125.
  3. Раздаточный текст: отрывок из воспоминаний путешественника, о его пребывании в данной природной зоне

1. Заполните таблицу

Природная зона

Географическое положение

Климатический пояс

Климатические условия:

Средние t января, июля; годовое количество осадков, сезоны года

Почвы

Растительный мир

Животный мир

Влажных экваториальных лесов По обе стороны от экватора, в бассейне р. Конго и вдоль Гвинейского залива к северу от экватора Экваториальный климатический пояс ср. t января: +24* С;

ср.t июля:

+24* С.

Мах t +37* С , Min t +17* С. годовое количество осадков от 1000-3000 мм и более одно время года-вечное лето

Красно-жёлтые ферраллитные почвы постоянно влажных вечнозелёных лесов – не плодородные Растения располагается ярусами: верхний ярус-пальмы, фикусы, далее бананы, папоротники, лианы, различные виды пальм, эбеновое дерево Большинство животных обитает на деревьях: шимпанзе, гориллы, карликовые бегемоты, африканский оленёк, родственник жирафа –окапи, муха цеце, муравьи, термиты

2. Составьте характеристику природной зоны влажных экваториальных лесов по плану:

  1. Где на территории Африки находится природная зона, в каком климатическом поясе?
  2. Каковы средние и максимальные температуры января и июля?
  3. Какое количество осадков там выпадает и почему?
  4. Какие почвы там сформировались?
  5. Видовой состав растительного и животного мира, как они приспособились?
  6. Благоприятны ли природные условия для жизни и хозяйственной деятельности людей?

3. Отрывок из воспоминаний путешественника : “Экваториальный лес Конго” по В. Елисееву

Таинственный мир экваториального леса. Первое впечатление от него – это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав и бамбуков, перевитых травянистыми и одеревеневшими лианами разной толщины и длины. Какая – то невероятная растительная путаница! Лианы цепляются за голову, руки и ноги, как щупальца спрута. Кое–где деревья смыкаются над тропой, мы идем, словно по узкому тоннелю. Приходится пробивать плотную пелену паутины, по которой бегают огромные пауки; она застилает глаза. Чтобы не очутиться в чёрной жиже, приходится осторожно пробираться, опираясь на длинную палку. Деревья великаны, стоят, не шелохнувшись, точно колонны, подпирающие небесный свод. Именно они придают тропическому лесу какую-то таинственность, величие. У них досковидные корни-подпорки, отходящие от ствола. Встречается много деревьев с ходульными придаточными корнями, напоминающими лапы огромных пауков. Стволы деревьев покрыты эпифитами – мхами и лишайниками. Они не связаны с почвой и получают питание их воздуха, атмосферных осадков, опавших листьев. Идущие впереди рабочие орудуют вовсю мачете (топором) разрубая лианы. Из расчленённых лиан течёт то белый клейкий сок, то белый густой сок – каучук, то красный сок, напоминающий кровь. Душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка.

Задание 2 группе

Характеристика особенностей природной зоны саванн и редколесий:

Используя различные источники географической информации:

  1. Карты атласа стр. 15, 8.
  2. Текст учебника стр. 125– 127.
  3. Раздаточный текст: отрывок из воспоминаний путешественника, о его пребывании в данной природной зоне

1. Заполните таблицу

Природная зона

Географическое положение

Климатический пояс

Климатические условия:

Средние t января, июля; годовое кол-во осадков, сезоны года

Почвы

Растительный мир

Животный мир

Саванн и редколесий Занимает 40% площади материка, расположена к северу и к югу от зоны влажных экваториальных лесов до широты на севере до18* с.ш. на юге до 28* ю. ш. Субэкваториальный климатический пояс ср. t января: на севере+24* С; на юге +24* С.

ср.t июля: на севере +24* С; на юге от +24 до +16* С

Мах t +46* С , Min t +12* С. годовое количество осадков от 500-100 мм два времени года-лето и зима

Красно бурые саванн, более плодородые Масличная пальма, пальма дум, баобаб, молочаи, акации, древовидные кактусы, тиковое дерево, обилие трав.

Благоприятные условия для выращивания: маниока, батата, кукурузы, арахиса, хлопчатника, риса.

Чрезвычайно разнообразен травоядные: антилопы, зебры, жирафы, слоны, буйволы, носороги, бегемоты. Хищники: леопарды, гепарды, львы, гиены, шакалы, крокодилы.

Птицы: нектарница, страус нанду, птица-секретарь, марабу

2. Составьте характеристику природной зоны саванн и редколесий по плану:

  1. Где на территории Африки находится природная зона, в каком климатическом поясе?
  2. Каковы средние и максимальные температуры января и июля в разных частях природной зоны(юг) и (север)
  3. Какое количество осадков там выпадает и почему?
  4. Какие почвы там сформировались?
  5. Видовой состав растительного и животного мира, как они приспособились?
  6. Благоприятны ли природные условия для жизни и хозяйственной деятельности людей?

3. Отрывок из воспоминаний путешественника: “Перед нами саванна”

В Африке саванна занимает около 40% площади материка. Характерной чертой растительного ландшафта африканской саванны являются разбросанные повсюду по слабоволнистой поверхности небольшие группы деревьев и кустарников или одиноко стоящих деревьев на фоне густого травянистого покрова, состоящего, главным образом, из различных, крупных злаков. Видовой состав растений, населяющих саванну, это так называемые ксерофиты, т.е. растения сухих мест обитания, к примеру, слоновые травы, они образуют по краям дороги высокие заросли высотой до 2-3 метров. Иногда через такие заросли пробраться почти невозможно. Эти злаки являются любимой пищей слонов. Довольно часто можно наблюдать редко разбросанные по саванне крупные деревья – привлекательные паркии из семейства мимозовых. Они широко раскидывают свои кроны из красивых мелкоперистых листьев, украшенных пушистыми малиновыми шарами-помпонами сложных соцветий из мелких цветков. Обезьяны очень любят плоды паркии, как и плоды баобаба. Обычны для саванны акации, огромные кроны которых, подобно гигантским зонтам, поднимаются среди высоких трав. Но напрасно путник будет искать защиты от солнца под плоской кроной акации. Перистые листья акаций пропускают вертикально падающие лучи солнца. Ещё хочется сказать несколько слов о необыкновенном дереве саванн – баобабе. Это дерево знаменито, прежде всего, своей толщиной – диаметр его может достигать 10 м., а при его относительно небольшом росте, оно выглядит странно и нелепо. Баобаб и кормит, и поит, и одевает людей. Его плоды съедобны, из них готовят напиток, похожий на лимонад. Поэтому баобаб называют лимонадным деревом. Из коры получают необычно прочные волокна, из которых вырабатывают рыболовные сети, мешки, бумагу и даже одежду. А в полых стволах деревьев устраивают склады, кладовки и даже люди поселяются там.

Физкультурная минутка

Задание 3 группе

Характеристика особенностей природной зоны тропических пустынь:

Используя различные источники географической информации:

  1. Карты атласа стр. 15, 8.
  2. Текст учебника стр. 125– 127.
  3. Раздаточный текст: отрывок из воспоминаний путешественника, о его пребывании в данной природной зоне

1. Заполните таблицу

Природная зона Географическое положение Климатический пояс Климатические условия: ср t января, июля; годовое кол-во осадков Почвы Растительный мир Животный мир
Тропических пустынь К северу и югу от зоны саванн и редколесий до широты 32* с.ш. – пустыня Сахара, Ливийская пустыня

до широты

32* ю. ш. пустыни Калахари и Намиб

Тропический климатический пояс ср. t января: на севере+16* С; на юге +24* С.

ср.t июля: на севере +32* С; на юге от +16 до +8*С

Мах t +58* С ,

Min t -4* С. годовое количество осадков 100 мм и менее два времени года-лето и зима

Пустынные почвы тропических поясов Чрезвычайно скудная: отдельные пучки трав, колючие кустарники, молочаи, алоэ В оазисах растительность богаче: финиковые пальмы, дикие арбузы. В пустыне Намиб – эндемик вельвичия Животные приспособлены к суровым условиям жизни: антилопы, ящерицы, черепахи, гиены, шакалы, лисицы, жуки, скорпионы, саранчовые.

2. Составьте характеристику природной зоны тропических пустынь по плану:

  1. Где на территории Африки находится природная зона, в каком климатическом поясе?
  2. Каковы средние и максимальные температуры января и июля в разных частях природной зоны (юг) и (север)
  3. Какое количество осадков там выпадает и почему?
  4. Какие почвы там сформировались?
  5. Видовой состав растительного и животного мира, как они приспособились?
  6. Благоприятны ли природные условия для жизни и хозяйственной деятельности людей?

3. Отрывок из воспоминаний путешественника: “Великая пустыня Сахара” по разным источникам Слово “Сахара” ассоциируется обычно с вечной жаждой, бесплодными просторами и, конечно, жарой. Это название появилось в период завоевания Северной Африки арабами. Сахара не только пустыня. Это ещё и скалистые ландшафты с причудливыми башнями и мостами, которые выглядят как сказочные города: это долины с зеленеющими деревьями; это и глубокие озёра, в спокойной глади которых отражаются пальмы; это и песчаные дюны, где копошатся жуки и юркие ящерицы. Сахару часто называют морем. Название это обязано эргам – огромным пространствам, занятым песчаными барханами, которые простираются словно волны в океане. Необычайно сухой воздух Сахары, особенно вблизи поверхности, в первую очередь следствие пассатных течений. На Земле нет такого места, где вообще не бывает дождя. Однако во внутренних районах пустыни есть и такие пространства, где дождя нужно ждать несколько лет или десятилетия, да и то дождь пойдёт только на высоте и на почву не выпадет ни одной капли дождя. Если судить по максимальной среднегодовой температуре, то Сахару можно назвать самой жарко областью мира. В Ливии отмечены температуры в пределах +58*С. Из всех атмосферных явлений наиболее тяжёлыми для человека, являются продолжительные бури. Бури в Сахаре зачастую обладают необычной силой: скорость достигает иногда 50 м/с и более. Хорошо известны местным жителям и пользуются дурной славой горячие ветры не севере Сахары, приходящие из центра пустыни, которые за несколько часов уничтожают урожай. В Марокко их называют шергами, в Алжирской Сахаре – шехелями, в Египте – самумом. Ветер может донести пыль Сахары в виде сухого дождя до Центральной Европы.

Слово учителя: Сохранение уникальной природы Африки: Национальный парк “Серенгети”

Среди известных во всём мире национальных парков и заповедников Танзании – Серенгети пользуется самой большой и заслуженной славой. Национальный парк Серенгети занимает площадь 14,4 тыс. км 2., в нём насчитывается около 3 млн. животных. Первую попытку посчитать обитателей парка предприняли в конце 50-х годов известный зоолог Б. Гржимек и его сын М. Гржимек. По последним данным в границах парка обитает около 35 видов животных. Это слоны, носороги, антилопы гну, газели Томпсона, зебры, жирафы, львы, гиены, леопарды, венценосные журавли, фламинго и много других животных. В Серенгети создан исследовательский институт по изучению диких животных, начало деятельности, которого было положено ещё Б. Гржимеком. Танзания прикладывает немало сил и средств для того, чтобы сохранить диких животных и среду их обитания, хотя в условиях экономических трудностей, переживаемых ею, это делать непросто. Охрана диких животных – часть общей заботы государства о природных ресурсах.

Итог урока:

  1. Почему в Африке прослеживается широтная зональность? В чём она проявляется?
  2. Какая связь существует между климатическими областями и природными зонами?
  3. В какой из природных зон Африки создано больше всего заповедников и национальных парков, как вы думаете почему?

Домашнее задание: Стр.131, устно ответить на вопросы с 5 по 9, на контурной карте выделить цветом природные зоны Африки, нанести значком и подписать заповедники и национальные парки Африк.

21.05.2012