Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Урок-экскурсия "Япония: территория, границы, население"

Цели и задачи урока:

  • изучение главных особенностей экономико-географического положения, проблемы усвоения территории и использования природных и сырьевых ресурсов;
  • усвоение  знаний о национальном составе;
  • развитие универсальных учебных действий с различными источниками информации для составления экономико-географической характеристики страны;
  • привитие эстетического взгляда на восприятие японским народом живой и неживой природы как источника красоты и духовной культуры.

Средства обучения:  политическая карта мира,экономическая карта Японии, атласы, контурные карты, таблицы, национальный костюм, флаг и герб Японии, бумажные журавлики;
для чайной церемонии: скатерть, зеленый чай, пиалы, бамбуковые палочки, чайник с кипятком.

Оборудования: интернет-ресурсы, мультимедийный проектор, экран, диск японской музыки.

Тип урока:  урок обобщения.

Вид урока:  урок-экскурсия.

План урока.

  1. Вводное слово учителя.
  2. Название страны и состав территории.
  3. Экономико-географическое и политико-географическое положение. Влияние ЭГП на развитие страны.
  4. Особенности населения. Демографическая политика.
  5. Природные ресурсы и их использование. Роль природных ресурсов в развитии промышленности и сельского хозяйства Японии.
  6. Выводы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вводное слово учителя

– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы будем совершать путешествие в страну, которую странным образом называют «страна-наоборот». Для того, чтобы так называть эту страну, оказывается, есть все основания: здесь пальто подает женщина, руль автомобиля – на правой стороне, кошки – без хвоста, пишут сверху вниз, едят с помощью палочек, спят на полу, а белый цвет считается цветом траура. Ребята, вы догадались, о какой стране идет речь?  Да, это – Япония! А понять и больше узнать об этой чудесной и особенной стране нам помогут наши экскурсоводы.

(Представление учеников-экскурсоводов).

3. Название страны. Состав территории. Рассказ первого экскурсовода:

Древнее название страны – Ямато. Сами японцы называют ее» Ниппон» или «Нихон». Эти слова в переводе на русский язык означают, что Япония – «Страна восхода солнца».
Национальный флаг японцев белого цвета, на середине которого – красный шар, означающий солнце. Круглая хризантема – национальный цветок Японии.
Япония – страна-архипелаг, она расположена на 4 больших островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и примернона 4 тыс. мелких островах Тихого океана.
Города Японии: Иокогама, Осака, Хиросима, Нагасаки, Саппоро, Киото и др. Столица Японии – Токио, значение этого названия – «Восточная столица», она расположена на острове Хонсю, на месте древнего замка Эдо.

4. Экономико-географическое и политико-географическое положение Японии. Роль такого географического положения в развитии страны. Рассказывает второй экскурсовод:

Япония – древнее государство. Но ее далекое расположение до 20 века “прятало” эту страну от глаз европейцев.
Япония до сих пор проявляет необоснованные претензии к России по отношению к островам Кунашир, Штуруп, Шикотан, Хабомаи.
Япония входит в “Большую восьмерку”, это показывает, что страна – сильно развитая, но она не является членом НАТО и не входит в другие организации. Причина всему этому – страна расположена далеко от других стран, что способствует затруднение процесса интеграции. Но тем не менее расположение Японии на островах и на Азиатско-Тихоокеанском регионе открывает возможность участвовать на международном географическом разделении труда.

5. Особенности населения. Демографическая политика.Слово берет третий экскурсовод:

Численность населения Японии – 127 млн. человек. Это восьмое место в мире (Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Россия, Пакистан).
Территория страны – 372 тыс. кв. км.
Средняя плотность населения – 336 чел./кв. км.
Япония – конституционная монархия, единственная в мире империя. До принятия Конституцию 1947 года являлась абсолютной монархией. По государственному строю Япония – унитарное государство.
Большинство населения – 76%, живет в городах. В стране более 200 крупных городов, из них 12 – города-миллионеры. В отличие от других стран Азии , Японии характерен Iтип воспроизводства  населения,т.е. численность населения в стране уменьшается. Низкие показатели рождаемости в первую очередь объясняется тем, что японцы стремятся повысить уровень жизни, у них существует государственный контроль зарождаемостью. Основы планирования семьи проводятся уже в старших классах как занятие, пропагандируется поздний брак.

Четвертый экскурсовод: Япония – страна самой здоровой нации, здесь самый низкий показатель детской смертности:  из 1000 детей умирает 4; для сравнения: в США из  1000 – 8, в России из 1000 – 18. В Японии самая высокая продолжительность  жизни (у мужчин – 76 лет, у женщин – 82 года). Для сравнения: в России средний показатель продолжительности жизни у женщин – 72 года, у мужчин – 62 года.

Почему японцы живут долго? Рассказывает пятый экскурсовод:

Здесь можно указать на несколько причин:
Во-первых, в магазинах все продукты высокого качества и всегда бывают очень свежие. Японцы употребляют в пищу очень много морепродуктов.
Во-вторых, это – отношение к жизни. В мире нет такого народа, как японцы, ценящие жизнь. Они еще хорошо помнят атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, поэтому ценят жизнь, любят и берегут природу: леса, реки, животных, птиц.
В-третьих, в основе межличностных отношений у японцев лежит уважительное отношение друг к другу.
В-четвертых, привычка ходить пешком. Когда-то в стране был объявлен такой лозунг: «Для здоровья – каждый день  10 тыс. шагов!» Этот лозунг превратился для каждого японца в правило жизни.
В-пятых, гигиена. У кого кашель, тот обязательно ходит в марлевой  маске, этому учат уже в детских садах. Это – норма жизни.
Что вы думаете обо всём услышанном? А как у нас? Давайте сделаем для себя выводы.

Рассказывает шестой экскурсовод:

Япония – однонациональная страна, 99% населения – японцы. Остальное меньшинство (айны, корейцы, китайцы) живут в больших городах.
Японский язык имеет свои особенности, изучение которого считается очень тяжелым трудом и требует много усилий.
Японцы – верующий народ, религия к ним вошла из Индии и называется буддизм и синтоизм. В стране много храмов.
Япония – страна высокой культуры, страна образованных и грамотных людей. Здесь большое внимание уделяют  образованию и воспитанию детей с малых лет. Японцы чтут и помнят традиции и обычаи своих предков, к которым относятся: уважение к старшим, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола,чайная церемония, икебана, бонсай, оригами, гейша, сумо и др. Каждая из этих традиций у японцев – особая культура!
Мы вкратце познакомили вас с необычайной страной. А что вы сами знаете об этой особенной стране?

Первый ученик. В Японии приняты разные поклоны, улыбки. Работники при обращении к своему непосредственному руководителю делают поклон туловища под углом 450, к коллегам – 150, а клиентов встречают под углом 300. Короче, каждому – свой «угол поклона». С малых лет дети учатся такому обращению среди людей.

Второй ученик.  В Японии популярны чайные церемонии, в переводе на японский «тя но ю». Во время церемонии количество людей не должно превышать 5. В помещении, где совершается эта церемония, полумрак, старинная мебель. А белоснежный платок из конопли и ковш – посуда из бамбука должны быть совершенно новыми.
Участники церемонии сидят на полу. Один из них раскладывает зеленый чай в виде порошка в чашечки, заливает кипятком и с помощью специальной бамбуковой кисточки размешивает до образования пенки. Во время обряда в комнате царит тишина, большое внимание  уделяется качеству воды. (3 ученика показывают чайную церемонию).

Третий ученик.Икебана – это искусство создания букетов и композиций из цветов. Это целая наука, ее изучают в специальных школах. Искусству обучают детей с 6 лет, 3 раза в неделю. Для усвоения этой науки нужно быть очень чутким, внимательным, знать тайный язык цветов  и уметь находить все тонкости цветов, которые не бросаются в глаза.

Четвертый ученик. В Японии существуют настоящие чудеса! Одно из них – бонсай – миниатюрные сады. В этих крошечных садах  размером с комнату растут карликовые деревья: дубы, клены, лиственницы. Высота этих деревьев всего 30 см. Этот сад выращивается несколькими поколениями в течение 900 лет и передается по наследству. Японцы после трудового дня любят отдыхать в садах и наслаждаться красотой природы.  Такие сады имеются почти у каждого дома. Быть может, все это способствует воспитанию восприятия красоты природы и ее охраны.

Пятый ученик. Национальная одежда японцев – кимоно. Его одевают и стар, и млад  до сегодняшнего дня, особенно в праздничные дни. Кимоно тоже передается по наследству: оно бывает одинаковым для всех: и для женщин, и для мужчин; кимоно не имеет конкретного размера. В Японии кимоно одевают во время и радостных, и скорбных событий, т.е. кимоно бывает двух видов. Кимоно, хотя оно и старое, никогда не выбрасывают. Женщина должна добавить к кимоно несколько украшений, например, шпильку к волосам, веер и зонтик.

Шестой ученик. Землетрясения – в Японии очень частые явления, поэтому там строят легкие дома. Строят эти дома из легких деревянных планок. Стены домов можно отодвинуть, как двери книжных шкафов, поэтому внутри дома все можно часто менять. На полы стелют циновки, которые изготовляют из прессованной рисовой соломы. По-другому их еще называют татами. Днем на татах сидят и едят, а вечером – стелют постель.Мебели, как правило, в доме мало. В доме – идеальная чистота. Когда в дом приходят гости, хозяева их приглашают к столу и вместо вилок каждому из них дают две палочки. Этим палочкам в Японии до сих пор сохраняют верность. Японские столовые, рестораны, гостиницы ежегодно покупают 11,3 млрд. таких палочек. Их используют один раз и выбрасывают.

Седьмой ученик. Вместо стульев японцы кладут на пол мягкие подушки.Японцы не любят слишком яркую и красивую посуду, им не нравится также одинаковые чашки-тарелки, которые входят в состав одного сервиза.Посуда с надписями и узорами  считается у японцев безвкусицей.
Когда уходят гости, хозяева им дарят бумажные журавлики, потому что эти птицы приносят людям счастье. Так считают японцы. (Показываются бумажные журавлики, относящиеся к искусству оригами).

6. Природные богатства Японии и их использование. Рассказ учителя:

Ребята, давайте попробуем оценить  ресурсообеспеченность Японии.
На японских островах природа жестока и сравнительно бедна. Очень частые землетрясения и тайфуны приносят стране большой вред. 
В стране очень мало минеральных ресурсов, по этой причине большое значение придают другим природным ресурсам.
Хорошие агроклиматические ресурсы дают возможность получить урожай риса и овощей два раза в год. Много лесов, они занимают 2/3 части страны. Многочисленные короткие реки служат источником гидроэнергии и используются для орошения полей. Фауна Японского моря многообразна и богата.

Звучит медленная японская музыка.
В Японии есть еще один праздник – это сакура, в переводе на русский «дикая вишня». Плоды дикой вишни несъедобны. Это растение расцветает и отцветает в течение  одного дня. Наступление весны в Японии определяется как раз цветением сакуры. Здесь нет ни половодий, ни ручьёв. Цветы сакуры розового цвета, их бывает очень много, и они  опадают не завянувшими даже от слабого ветра. Земля в это время бывает,как сплошной ярко розовый ковер.

7. Рефлексия

Сегодня мы с вами на уроке «побывали в гостях» на одном из чудесных уголков нашей планеты. В этой стране люди несмотря на то, что у них земли очень мало и бедные природные ресурсы, в экономике достигли высоких результатов.В настоящее время Япония – высокоразвитая индустриальная страна. Не имея своих ресурсов, только на привозном сырье, японцы сумели развить сложные и тонкие отрасли промышленности: машиностроение, электронику и др. Значит, им можно подражать и завидовать! А теперь закрепим свои знания об этой прекрасной стране. Для этого я вам предлагаю игру «Домино»: вам раздаются карточки «домино», где на одной половинке написано слово, а на другой – определение следующего слова.
На магнитной доске первая карточка: «Бонсай/Красивое письмо  тушью и кисточкой». (Дети по цепочке находят ответы к определениям и выставляют свои карточки на доске).

Игра на доске в конце выглядит так:

«Бонсай/Красивое письмо тушью и кисточкой. Каллиграфия/Самый крупный мегалополис Японии. Токайдо/Пища, приготовленная из сырой рыбы. Суши/Национальная одежда Японии. Кимоно/Искусство создания букетов из цветов. Икебана/Цветущая дикая вишня. Сакура/Традиционная японскаятанцемпениемчайной церемонии

8. Подведение итогов урока,  выставление оценок

9. Домашнее задание

Написать мини-сочинение «Почему я хочу в Японию?»

Интернет-ресурсы: