Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • География
  • Вопросы для проведения географических олимпиад по Алтаю на материале Алтайского края и Республики Алтай

Вопросы для проведения географических олимпиад по Алтаю на материале Алтайского края и Республики Алтай

  1. В 1991 г. Горно-Алтайская автономная область получила статус республики, что повлияло, в том числе, и на транспортно-географическое положение. Покажите возникшие в результате этого недостатки транспортной системы республики Алтай, оцените перспективы ее развития.
  2. Существуют прогнозы, что в ХХI веке Россия как единое государство может исчезнуть, как исчезла некогда могущественная империя Австро-Венгрия. С какими регионами мира и почему могут объединиться Алтайский край и республика Алтай? Объясните причины возможного распада России.
  3. В экономической географии основополагающим является понятие “экономико-географического положения”. ЭГП – категория историческая, т.е. изменяющаяся во времени. Докажите правильность этого тезиса на примере развития Барнаула.
  4. Н.К.Рерих назвал Алтай “центром четырех океанов”. Докажите правильность этого высказывания. Как географическое положение повлияло на природу края?
  5. На одной из карт Алтайского края можно обнаружить следующие индексы: E,O,S,D,C,P,T,J,K. Расшифруйте эти индексы. О какой карте идет речь? Какую часть края описывает эта карта? Почему вы так решили?
  6. Чем вы можете объяснить отсутствие вулканов на Алтае. Даже потухших.
  7. Как вы можете объяснить тот факт, что наиболее опасные и частые землетрясения происходят в районе г. Камня-на-Оби в равнинной части Алтайского края?
  8. В одной из алтайских легенд упоминается имя сказочного богатыря, который догонял красавицу Катунь по приказу хана Алтая, но все же не смог догнать. В гневе и ярости хан превратил богатыря в камень. Назовите имя сказочного героя. Опишите реальные условия возникновения этого природного объекта в предгорьях Алтая.
  9. А.М.Сагалаев в своей книге “Алтай в зеркале мифа” приводит алтайскую песню, известную с ХVIII века, в которой есть такие строки: “Как плеть расплетенная тянутся хребты твои, хан Алтай”. О каких особенностях строения рельефа Алтая говорится в песне, объясните причины возникновения этих особенностей. Ответ поясните схемой.
  10. Почему на Кулундинской низмености по сравнению с Приобским плато очень мало оврагов?
  11. Алтайский поэт об одной из частей Алтайского края написал следующие строки:

    Равнина, равнина – ни яра, ни пади.
    Равнина - на север, равнина - на юг,
    Как будто гористую землю разгладил
    Гигантский горячий утюг.

    Укажите название описанной в стихотворении территории. Объясните особенности формирования ее рельефа.

  12. В предгорьях Алтая встречается много пещер, воронок, провалов. Какие факторы повлияли на их образование? Объясните процесс формирования в виде схемы.
  13. Среди людей, часто путешествующих по Алтаю, существует легенда о некоем месте на берегу Катуни, где зимой не ложится снег и зимуют, не впадая в спячку, тысячи змей. Как же ученые объяснили это чудо природы?
  14. Объясните причины асимметричности берегов р. Оби у г. Барнаула
  15. Левый берег р. Обь в районе г. Барнаула оползнеопасен. Покажите образование оползня в виде схемы. Назовите причины, провоцирующие образование оползня, и меры по борьбе с оползневыми явлениями.
  16. В каком направлении изменяется количество осадков в пределах края? Почему? Назовите географические следствия. Ответ представьте в виде причинно-следственной цепи.
  17. Как изменился бы климат Алтайского края, если бы Алтайские горы располагались на севере?
  18. По сведениям барнаульца Г. Спасского в январе 1812 г. в Барнауле были такие морозы, что замерзла ртуть в термометрах (это значит, что температура опустилась ниже 520С). Чем можно объяснить такие суровые зимы в то время в Алтайском крае? Возможно ли сегодня падение температуры ниже 500С?
  19. Объясните представленные ниже изменения климатических показателей в крупном городе по сравнению с сельской местностью: солнечная радиация - на 15% меньше, туман – на 65% чаще, среднегодовая температура воздуха – на 2% выше, относительная влажность воздуха – на 6% меньше, скорость ветра – на 25% меньше. Объясните эти изменения. Как они влияют на условия жизни человека, других живых организмов?
  20. Группа туристов отправилась в зимний лыжный поход по Семинскому хребту. Однажды, один из лыжников провалился под лед р. Сараса, однако товарищи вытащили его не только живым, но и сухим. Как такое могло произойти?
  21. В 80-е годы ХХ века существовал проект поворота сибирских рек (Оби, Иртыша) на юг в засушливые районы Средней Азии. Из водохранилищ в низовьях этих рек вода должна была течь на юг по искусственному руслу через Тургайскую низменность к Аралу, а затем к Сырдарье и Амударье. Какие последствия для Юга Сибири и бассейна Северного Ледовитого океана мог бы принести осуществившийся проект?
  22. Минерализация рек Кулундинской низменности составляет 2000 и более мг/л. Это в пять раз больше, чем, например, а предгорьях Алтая. Чем можно объяснить это явление?
  23. Л.И. Мечников в книге “Цивилизация и великие исторические реки” писал в 1924 г. “Обитатели по берегам больших рек тому свидетели, коль великие перемены в берегах…течение воды, наипаче вешнее, представляет. Не упоминаю песков, кои весна и осень перемывает, ни лугов, которые быстрина, отнимая от переднего конца, наращивает к заднему, но крутые, которые великие звена иногда с огородами и строениями оседают и в реки опровергают, будучи подмыты. Во всем свете рудокопы не перероют столько земли… сколько одной весной разрушат о них льды и быстрина беспримерных вод российских”. О каких явлениях говорится в этом отрывке, для каких рек Алтайского края они характерны? Как в виде схемы можно изобразить происходящие процессы? Как жители края борются с этими явлениями?
  24. Место слияния рек Чуи и Катуни хорошо различимо за счет разного цвета воды: коричневого цвета воды Чуи и изумрудной Катуни. Почему эти реки имеют столь разный цвет воды, несмотря на то, что обе берут начало в Алтайский горах?
  25. А. Брэм в 1876 г. в записках о путешествии на Юго-Западный Алтай оставил описание озера: “…Это одна из достопримечательностей Алтая. Озеро окружено довольно значительными высотами, украшенными зубчатыми скалами своеобразной формы, пиками, куполами, склонами гор, покрытыми скудным лесом, это озеро прелестно выглядит для Западной Сибири, столь бедной красивыми ландшафтами…”. Что это за озеро? Назовите современные проблемы этого озера.
  26. Об одном из озер Алтая существует красивая легенда. Однажды луна спустилась в долину и схватила людоеда Дельбегена, чтобы спасти род людской. На том месте где спустилась с неба Луна образовалось озеро. С давних времен озеро использовалось местным населением для отдыха. Что это за озеро? Существуют ли современные проблемы использования этого озера?
  27. Среди просторов Кулундинской степи Алтайского края в числе многих пресных и соленых водоемов находится озеро Малиновое. Есть у него одна особенность – в этом озере растут камни. Местные жители выламывают “выросшие” камни и используют как строительный материал. Загадочный рост камней в озере в старину объясняли действием колдовской силы. Разгадайте тайну Малинового озера.
  28. Самое большое озеро Алтайского края – Кулундинское. Это озеро имеет площадь 600 км2, максимальную глубину – три метра. Несмотря на то, что озеро находится в зоне с недостаточным увлажнением, оно никогда не пересыхает. Объясните почему.
  29. Верно, ли что в Алтайском крае есть озера, в которых нельзя утонуть? Что вы о них знаете. Ответ подтвердите примерами.
  30. Объясните наличие теплых минеральных радоновых источников в Предгорьях Алтая. Как эти источники используются в хозяйстве?
  31. Как известно, современные ледники Алтая, как и ледники других горных стран, сокращаются по площади. Объясните причины их “отступания”.
  32. Почему ледники Алтайского края имеют меньшие размеры, чем в республике Алтай? Где они расположены? Какие факторы повлияли на их формирование?
  33. На высокогорном плато Укок археологи обнаружили мумию молодой алтайской принцессы. Тело и одежда девушки очень хорошо сохранились, несмотря на большой возраст. Как вы можете объяснить эту удивительную находку?
  34. Природные комплексы Алтая чрезвычайно разнообразны: от степных ландшафтов они варьируют до высокогорных нивально-гляциальных. Объясните причину этого разнообразия.
  35. Известно, что на Салаире преобладает черневая таежная растительность, однако в бассейнах рек Тогул, Кара-Чумыш и Уда встречаются “острова” широколиственных лесов, представленных очень редким видом для нашего края - липой сибирской. Как вы можете объяснить факт существования липовых “островов” на Салаире?
  36. В одном из озер Алтайского края растет водяной орех чилим, являющийся реликтом третичной флоры. Реликтами называют виды  растений или животных, сохранившихся от исчезнувших, широко распространенных в прошлом флор и фаун. О каком озере идет речь? Как растение столь древних эпох сохранилось в крае? Что можно сказать о климате края в те времена? Почему чилим не растет в других озерах нашего края?
  37. Почему разные склоны одного и того же горного хребта могут иметь различный характер высотной поясности? Ответ подтвердите схемой высотной поясности Семинского хребта.
  38. Докучаев В.В. писал: “Пусть совершенно уничтожат тайгу, пусть распашут до последнего лоскута девственные степи…почвовед всегда сумеет документально реставрировать и прежние степи и древние леса”. На чем основаны утверждения ученого? Подтвердите свои размышления на примере природных комплексов Алтайского края.
  39. Территорию большинства стран мира можно разделить на регионы, отличающиеся друг от друга природными условиями. На какие части, по вашему мнению, можно разделить Алтайский край. Объясните свою точку зрения.
  40. Представьте, что вы организатор предприятия, которое бы взялось за очистку малой реки в нашем крае. Какие мероприятия и в какой последовательности вы стали бы осуществлять.
  41. В резолюции конференции ООН по окружающей среде и развитию (РИО – 92) было выделено одно из приоритетных направлений: “Накопление и совершенствование знаний о горах и местных горных сообществах”. Чем вызвано такое пристальное внимание к проблема гор в настоящее время? Поясните на примере Алтайских гор.
  42. Термин “памятник природы” ввел в употребление выдающийся немецкий ученый А. Гумбольдт. Он назвал так старое диковинное дерево, которое встретил во время путешествия по Венесуэле. Какие памятники природы есть в нашем крае? Каковы критерии их выделения? В какой природной зоне края выделено больше всего памятников природы? Приведите примеры.
  43. Докснадис К.А. писал: “Серьезной ошибкой является забвение той простой истины, что город должен создаваться для человека. О самой раковине заботятся больше, чем о живущем в нем организме. И кончится все это тем, что раковина задушит моллюска”. Как это высказывание можно проиллюстрировать на примере г. Барнаула.
  44. Известно, что заболеваемость населения зависит как от естественных свойств территории проживания человека, так и от антропогенных факторов. Поясните этот тезис на примере Алтайского края.
  45. На территории Алтайского края создан всего лишь один заповедник – Тигирекский. Однако, ученые настаивают на том, чтобы заповедники были организованы в каждой природной зоне. Предложите свою схему размещения заповедников в крае.
  46. В 1998 г. В Список объектов Всемирного Природного наследия включена территория республики Алтай, которая получила название: “Алтай – Золотые горы”, включающая Катунский заповедник, Алтайский государственный заповедник и зону покоя Укок. Такой высокий статус в России получили всего лишь четыре объекта, среди них выше названная территория республики Алтай. Объясните выбор Комитета Всемирного наследия.
  47. На территорию Третьяковского, Краснощековского, Чарышского, Змеиногорского и Курьинского районов Алтайского края падают обломки космических аппаратов, а в атмосфере рассеивается ракетное топливо. Почему места падения обломков ракет находятся именно в этой части края? Назовите экологические последствия происходящего.
  48. В начале ХVIII веке правый берег р. Барнаулки в современных границах города был покрыт сосново-березовыми лесами. К началу ХХ века сосновый лес был замещен вторичными березовыми лесами с примесью тополя, осины, ивы. Назовите причину трансформации растительного покрова в пригороде Барнаула.
  49. Существует проект, поддерживаемый корпорацией “Global” по размещению в республике Алтай заводов по переработке бытового мусора, промышленных и радиоактивных отходов из США. Назовите плюсы и минусы строительства этих заводов. Отразится ли строительство заводов на экономической и экологической ситуации в Алтайском крае?
  50. Строительство Катунской ГЭС, которая была призвана решить многие проблемы в республике Алтай, было начато в 1983 г. и не было закончено. Представьте в виде аргументов и контраргументов мнения двух специалистов, один из которых выступает за продолжение строительства ГЭС, а другой – против. Выскажите свое мнение.
  51. Поясните смысл термина “устойчивое развитие”. Составьте предложения для внесения в “Программу устойчивого развития Алтайского края”.
  52. Как вы считаете, каким проблемам должны быть посвящены научные исследования географов в крае? В решении каких проблем вы хотели бы участвовать?
  53. Известный немецкий ученый А.Брэм в 1876 г. писал: “Ближайшее будущее Барнаула представляется отнюдь не в розовом цвете. Город приходит в упадок, как и … горное дело. Имеется еще одно обстоятельство, которое сдерживает развитие города…никто не имеет здесь частной собственности… все являются лишь пользователями …участков …вся земля является собственностью царя”. Далее ученый предлагает пути развития города. Как вы думаете, какие предложения сделал А. Брэм. Сделайте доказательный краткий прогноз развития города в ХХI веке.
  54. В середине ХХ века П.П.Семенов-Тянь-Шанский назвал Барнаул “Сибирскими Афинами”, а Омск – Спартой. Что послужило причиной для выводов ученого?
  55. Художник М.Пранг в 1864 г. основал в Барнауле первый в России содовый завод. Какие благоприятные условия этому способствовали?
  56. Назовите благоприятные причины для строительства медеплавильного завода в устье р. Барнаулки в начале XVIII века.
  57. В годы Великой Отечественной Войны в Барнаул было эвакуировано 14 промышленных предприятий. Назовите эти предприятия. Какую роль для развития экономики края сыграла эта эвакуация? Как сейчас работают эти предприятия?
  58. Объясните понятие “ложная урбанизация”. Как проявляется это явление в Барнауле?
  59. Ежегодно в Алтайский край въезжают 13 тыс. мигрантов. Откуда и с какой целью приезжают люди? Оцените качество трудовых ресурсов.
  60. Почему Михайловский район Алтайского края имеет самую низкую плотность населения – менее 3 чел/км 2?
  61. Богата и уникальна культура алтайского народа. Алтайцы отличаются спокойным нравом, склонностью к созерцанию, неспешностью мысли и слов. Гостеприимство алтайцев не предполагает благодарности. У алтайцев ценится родство, уважение младшими старших, взаимная помощь людей. Современный герб республики Алтай выражает уважение и почитание природы. Выскажите предположение о том, какие факторы повлияли на формирование характера алтайского народа. Почему алтайцы сейчас не воюют друг с другом и с русскими? Сравните характер алтайцев с характером горных народов Кавказа.
  62. Существует несколько вариантов перевода названия села Кош-Агач в республике Алтай. Наиболее популярный из них это “пара деревьев”, еще один вариант – “прощай дерево”. Как вы считаете, почему оно получило такое название?
  63. Небольшое село Жана-Аул расположено в 27 км от Кош-Агача на Чуйском тракте. Отличительной чертой этого села являются дома с плоскими крышами. Объясните особенности построек в этом селе.
  64. В начале ХVIII века избы в деревне Усть-Барнаульской были коренастые, бревенчатые, с низкими потолками. Объясните эти особенности построек.
  65. Один из поселков, расположенных недалеко от г. Барнаула, можно назвать “Барнаульской Венецией”. В этом поселке названия улиц как бы рассказывают, чем занимаются жители: Островная, Проточная, Перевозная, Бортовая, Паромная заимка. О каком поселке идет речь? Объясните происхождение названия этого поселка. Каковы социально-экономические проблемы жителей этого населенного пункта.
  66. Докажите, что кочевье – это наиболее эффективный прием использования высокогорных ландшафтов на примере Алтайских гор.
  67. Существует ли связь между экологическими проблемами на Алтае и проблемами выживания коренных народов этого региона?
  68. Для ликвидации более 50% дефицита электроэнергии Алтайского края планируется строительство около 20 малых гидроузлов на реках Песчаная, Ануй и Чарыш. Представьте в виде аргументов и контраргументов мнения двух специалистов, один из которых выступает за строительство мини-ГЭС, другой – против. Выскажите свою точку зрения.
  69. В 2003 г. ученый-физик из АлтГТУ В. Федянин начал строительство в Барнауле “солнечного дома”. Что вы знаете об этом проекте? Какие природные предпосылки позволили осуществить этот проект?
  70. Представьте, что на Кулундинской низменности найдены месторождения нефти. Три ученых спорят по поводу будущего ТЭК края. Экономист утверждает, что необходима скорейшая разработка нефтяных месторождений. Эколог считает, что добыча нефти отрицательно повлияет на состояние окружающей среды края. Доктор с/х наук просто “хватается за голову”. Представьте аргументы всех сторон. Выскажите свою точку зрения.
  71. Последние годы горнодобывающие отрасли Алтайского края испытывают серьезные экономические трудности. Обозначьте проблемы развития этих отраслей и назовите пути их решения.
  72. На урожайность сельскохозяйственных культур влияет целая группа факторов, среди которых немаловажная роль принадлежит агроклиматическим условиям. Объясните, какие климатические особенности оказывают неблагоприятное воздействие на сельское хозяйство нашего края.
  73. Представьте, что вы разрабатываете проект получения экологически чистых продуктов питания на территории Алтайского края. Какие административные районы вы можете для этого предложить. Объясните свой выбор.
  74. Изделия из этого сырья в древней Греции обменивались на золото. И сейчас эту продукцию называют “золотом текстиля”. О какой сельскохозяйственной культуре идет речь? В какой части края ее выращивают? В чем ценность этой культуры?
  75. В Голландии урожайность пшеницы составляет 70 ц/га, а в Алтайском крае всего 15 ц/га. С чем связана низкая урожайность этой сельскохозяйственной культуры в нашем крае? Какие ценные качества имеет алтайская пшеница?
  76. Туристы, впервые побывавшие в республике Алтай, с удивлением рассказывают, что видели вдоль дороги поля, на которых выращивают столбы. Правы ли туристы? Как вы считаете, для чего целые поля в республике Алтай “засажены” столбами?
  77. Е.Ф.Шумахер в середине ХХ века писал: ”Приглядитесь к тому, как народ использует свои земли, и вы сможете прийти к весьма точным прогнозам относительно будущего этого народа…” Проиллюстрируйте это высказывание на примере Алтайского края.
  78. Проведите экспертную оценку сложности строительства Чуйского тракта, учитывая характер рельефа и его пересеченность, особенности климатических условий, степень заселенности территории и пр.
  79. С 1854 г. На р. Оби открылось пароходство. Был освоен речной путь по Оби от Барнаула, через ее устье и Баренцево море – в Англию. Какие товары в то время могли вывозить в Европу?
  80. В настоящее время ведется строительство дороги Кош-Агач – Урумчи (Китай). Существуют ли трудности при прокладке этой дороги? Для чего строится дорога? Какую роль она будет играть для Алтайского края?
  81. Н.Н. Баранский писал, что “города плюс дорожная сеть – это каркас, на котором все остальное держится, это остов, который формирует территорию”. Объясните это положение на примере Алтайского края
  82. Представьте, что вы являетесь организатором международной выставки “Туризм в Алтайском крае”. Какие экспонаты и карты для выставки подберете? Для какой цели вы организуете выставку?
  83. Часто в литературе Алтай называют “Сибирская Швейцария”. С чем связано такое сравнение?
  84. Назовите основные районы распространения опасных природных явлений в крае. Предложите меры по их предупреждению.
  85. Герб Алтайского края представляет собой белый круг, окаймленный голубой полосой. Внутри круга находится щит, разделенный на две части. В верхней изображена дымящаяся печь, в нижней – каменная ваза. Щит окаймлен колосьями пшеницы, перевитыми голубой лентой. Как вы думаете, что символизируют объекты, изображенные на гербе? Отражает ли герб значение Алтайского края в экономике нашей страны на сегодняшний момент? Предложите вариант герба Алтайского края в ХХI веке.
  86. Каких знаменитых людей, родившихся в Алтайском крае, вы знаете? Расскажите, что вам о них известно.
  87. Предложите материал для “Книги географических рекордов Алтайского края”.
  88. Отметьте на контурной карте следующие объекты:
  • Теплые радоновые источники, которые используются для лечения на бальнеологическом курорте.
  • Среди черневой тайги здесь находятся реликтовые липовые “острова”.
  • Здесь произошло в 2003 г. самое сильное землетрясение (7 баллов) в крае.
  • Про почву этих мест говорят: ”ткни оглоблю – вырастет тарантас”.
  • Начало Чуйского тракта.
  • В этом городе располагается горнолыжная трасса.
  • Озеро знаменито тем, что в нем растут камни.
  • Первое упоминание об этой пещере принадлежит Н.К.Рериху.
  • Это единственный. памятник природы на территории Средней и Центральной Азии, где представлены все археологические эпохи.
  • Название этого озера с алтайского языка переводится как “Луна”.
  • В пойме этой реки находится памятник природы “Святоникольский родник”
  • Это самое большое по площади озеро нашего края.
  • Возникшее чудо природы в степной части Алтайского края связано с древним оледенением.
  • В этом озере растет реликтовый водяной орех чилим.
  • Это месторождение дало России первое алтайское золото и серебро.
  • Эта гора является самой высокой в фасе Алтая.
  • У истоков этой реки располагается самый высокий водопад Алтайского края (его высота около 60 м).
  • Это самое длинное село нашего края, его длина составляет около 15 км.
  • В этом селе родился знаменитый изобретатель оружия – М.Т.Калашников.
  • Одна из вершин этого хребта является самой высокой в крае, ее высота 2425 м.
  • Грязи этого озера обладают лечебными свойствами.
  • Здесь в 1843 г. была изготовлена из ревневской яшмы “царица ваз”.
  • Название этой реки переводится как “госпожа”.
  • В этом районе доля немецкого населения колеблется от 50 до 60%.
  • Место слияния двух важнейших рек Алтая.
 

Метки: География