Образовательный продукт применения здоровьесберегающей технологии в 11 классе на уроках физики
Образовательный продукт применения здоровьесберегающей технологии в 11 классе на уроках физики
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. На уроках физики практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях. [1]
На своих уроках применяю разнообразные методы и формы работы организации учебного процесса (согласно технологии здоровья сбережения):
1. Вариативность заданий и возможность осуществлять их выбор.
2. Частично-поисковый метод (лабораторная работа, самостоятельная работа).
3. Метод проектов.
4. Взаимообучение (работа в малых группах)
5. Видеометод (просмотр видеоматериалов, упражнения с использованием компьютера).
6. Формы организации работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Образовательным продуктом здоровьесберегающей технологии в 11 классе (базовый уровень) могут стать следующие работы учащихся:
Раздел изучаемого материала | Образовательный продукт здоровьесберегающей технологии |
Основы электродинамики | |
Магнитное поле | Доклад «Влияние возмущений магнитного поля Земли на здоровье человека». |
Электромагнитная индукция | Презентация «Энергосберегающие индукционно магнитные лампы» |
Колебания и волны | |
Механические колебания и волны | 1. Фронтальная лабораторная работа « Определение пульса человека до физической нагрузки и после увеличения нагрузки». 2. Проект «Ультразвук на страже здоровья человека». 3. Презентация «Советы путешественникам – осторожно, морские тягуны». 4. Доклад «Влияние шумового загрязнения на здоровье человека». 5. Решение задач на определение интенсивности и уровня громкости звука.
|
Электромагнитные колебания и волны | 1. Доклад «Влияние электромагнитного излучения от компьютеров, сотовых телефонов, интерактивных досок на организм ребенка». 2. Проект «Мой дом – моя крепость. Электромагнитная безопасность». |
Производство, передача и использование электрической энергии | Доклад « Влияют электромагнитного поля воздушных линий электропередачи на людей, животных и растения». |
Оптика | |
Световые волны | 1. Лабораторная работа «Определение горизонтального и вертикального полей зрения глаз». 2. Проект «Оптические явления в природе». 3. Презентация «Применение волновых свойств света в медицинской диагностике». 4. Решение задач на определение освещенности поверхностей и интенсивности источников света.
|
Излучение и спектры | Доклад «Практическое применение различных видов электромагнитных излучений» |
Квантовая физика | |
Световые кванты Атомная физика |
1. Ученическая презентация «Фотоэлектронные приборы в медицине». 2. Доклад «Химическое действие света на здоровье человека». 3. Презентации «Лазеры в медицине», «Опасная беспечность. Лазерный брелок». |
Физика атомного ядра | 1. Доклад «Нравственные аспекты применения ядерного оружия». 2. Лабораторная работа «Исследование естественной радиоактивности атмосферного воздуха». 3. Решение типовых задач по оценке радиационной обстановки 4. Проект «Атомная энергетика. Экологические аспекты» |
Элементарные частицы | Доклад «Большой андронный коллайдер. Польза или опасность?» |
Астрономия | 1. Презентация «Космический мусор». 2. Доклад «Человек и его место во Вселенной» |
Из опыта применения здоровье сберегающей технологии на своих уроках с уверенностью могу утверждать, что эта технология позволяет достичь хороших результатов в учебно-воспитательном процессе. Учеников как Родину не выбирают. В 2007-2008 уч. году мне «досталась» параллель 10 классов непростого состава (и классное руководство в одном из классов). Много слабых учеников, много часто пропускающих занятия по болезни, много просто откровенно ленивых. Меня и моих коллег «спасло применение здоровьесбережения». Результаты поразительные. Качество знаний повысилось в 11а на 25%, в 11б на 31% (в сравнении с итогом предыдущего года). Все ученики успешно сдали ЕГЭ.
Литература
1. Костенко Л. В. Здоровьесберегающие технологии в школе http://www. openclass. ru/node/47746
2. Дж. Б. Мерион. Физика с биологическим содержанием – М. . Высшая школа, 1986.
3. Центр электромагнитной безопасности. http://www. tesla. ru/
4. В. А. Волков. Универсальные поурочные разработки по физике – М. . «ВАКО». 2006.
5. B. C. Волькенштейн «Сборнику задач по общему курсу физики». http://studyport. ru
6. Медицинские приборы, аппараты и системы http://study. razon. ru/learning/sedov/
Н. П. Гусева, МОУ СОШ №41, г. Саратов