Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

  • Библиотека
  • Красота и здоровье
  • Индивидуальный подход к физической подготовке юношей, достигших призывного возраста, с учетом функциональных возможностей организма

Индивидуальный подход к физической подготовке юношей, достигших призывного возраста, с учетом функциональных возможностей организма

Индивидуальный подход к физической подготовке юношей, достигших призывного возраста, с учетом функциональных возможностей организма

В настоящее время в условиях возрастающих психических и информационных нагрузок человек вынужден искать пути оптимального, гармоничного развития и адаптации к изменяющимся социальным и экономическим условиям жизни.

Неотъемлемой частью развития личности является физическая культура, посредством которой помимо физического совершенствования и укрепления здоровья решаются задачи духовно-нравственного развития, социальной адаптации, достижения высокого уровня мастерства и профессионализма.

Основная цель физической культуры и спорта – достижение единства физических и духовных качеств личности, повышение физического и психического здоровья и совершенствование спортивного мастерства. Стоящая перед нами задача комплексного, гармоничного развития требует нового отношения к физической культуре.

Результаты исследований, проведенных в нашей стране, свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии физического развития и функциональных возможностей сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем организма значительной части детей. Повышение функциональных возможностей организма учащихся – одна из основных задач школьного физического воспитания.

Низкий уровень состояния здоровья и не стабильные показатели физической подготовки учащихся заставило меня обратиться к новой методике повышения эффективности физического воспитания в школе. Предполагается, что систематические педагогические наблюдения за уровнем физического развития, физической подготовленности, уровнем мотивации и теоретических знаний, помогут эффективно осуществлять личностно-ориентированный подход к реализации физической активности учащихся.

В 2010-2011 учебном году мною был проведен педагогический эксперимент. Целью эксперимента была разработка физкультурно-оздоровительной методики, направленной на повышение уровня физической подготовки юношей достигших призывного возраста с учетом функциональных возможностей организма. В эксперименте приняли участие школьники 10-х классов в количестве 12 человек, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе. Эти же учащиеся продолжили эксперимент в 2011-2012 учебном году, будучи учениками 11-х классов. В начале 2010-2011 учебного года они были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Каждая группа состояла из 4 юношей.

В течение учебного года уроки по физической культуре в контрольной группе проводились в соответствии с комплексной программой по физическому воспитанию учащихся 10-11-х классов общеобразовательной школы по общепринятым методикам.

Для экспериментальной группы была внедрена в учебный процесс по физическому воспитанию экспериментальная методика, которая включает в себя ряд последовательных организационных мероприятий:

1. Исходное определение УФП школьников.

2. Комплектование отделений из учащихся с однородными показателями УФП.

3. Определение объема и интенсивности физических нагрузок на 1 четверть.

4. Прогнозирование УФП, объема и интенсивности физических нагрузок на 2– 4 четверти.

5. Определение оптимальных средств и методов физического воспитания и их последовательность на уроках физкультуры.

Определялся УФП школьников в начале учебного года на первых уроках физической культуры. Для того чтобы учащиеся при выполнении упражнений на уроке физкультуры находились в равных условиях, я их разделил на отделения с учетом индивидуальных показателей УФП. Отделения состояли из учащихся с однородными показателями УФП. В каждом отделении было по 4 человека. Первое отделение учащихся формировалось из 4 юношей с самыми низкими показателями УФП, второе – из 4 юношей с последующими УФП, третье – из юношей с наилучшими показателями УФП. Так же в каждом отделении определялось среднее значение УФП.

В начале учебного года мною определялись объем и интенсивность физической нагрузки на уроках физической культуры для юношей. Решающим условием обеспечения оптимального оздоровительного и результативного эффекта при использовании физических упражнений являлось соответствие величины нагрузок функциональным возможностям организма.

Объем физической нагрузки на уроке (его моторная плотность) для учащихся ЭГ определялся по пульсу. ИТП (индивидуальный тренировочный пульс) равен (220 минус возраст в годах минус ЧСС в покое за 1мин) х 0,6 + ЧСС в покое за минуту.

Например, если у учащегося 17 лет ЧСС в покое 70 уд/мин, то его ИТП = (220-17-70) х 0,6 + 70 = 150 уд/мин.

Сохранять такую ЧСС во время занятий трудно, поэтому следует ориентироваться на верхнюю и нижнюю границы тренировочного пульса. Для определения максимально возможной нагрузки на сердце нужно к величине тренировочного пульса прибавить 12; в приведенном выше примере это 150 + 12 = 162 уд/мин. Для определения минимальной нагрузки на сердце нужно от величины тренировочного пульса отнять 12; 150 – 12 = 138 уд/мин. Это значит, что занятия физическими упражнениями при более слабом пульсе будут неэффективны. Исходя из того, что минимальной тренирующей нагрузкой, способствующей повышению функциональных возможностей кардиореспираторной системы, является нагрузка при ЧСС 138 уд/мин, а максимальной – 162 уд/мин, мною было выдвинуто следующее предположение: для учащихся с очень низким УФП интенсивность физической нагрузки при выполнении аэробных физических упражнений будет оптимальным при ЧСС, находящейся в пределах 130-140 уд/мин (щадящий режим), при низком УФП – 141-150 уд/мин, при удовлетворительном – 151-160 уд/мин, при хорошем и отличном – 161-170 уд/мин.

На основании индивидуальных показателей УФП школьников были определены средние показатели УФП учащихся в группах и определена интенсивность выполнения аэробных упражнений на I четверть.

Эта методика дает возможность оптимизировать интенсивность физических нагрузок при выполнении аэробных упражнений на уроке физической культуры и управлять ими в зависимости от УФП занимающихся. Задавая физическую нагрузку по пульсу, можно дозировать величину физических сдвигов, к которым должна привести тренировка. Это более эффективно, чем дозирование физической нагрузки по объему и интенсивности выполняемых упражнений. Одна и та же нагрузка для одного может оказаться недостаточной, а у другого вызовет перенапряжение. Следовательно, неодинаковым будет и увеличение ЧСС.

Таким образом, в течение учебного года на уроках физической культуры школьники ЭГ получали оптимальные физические нагрузки с учетом индивидуальных показателей. У школьников КГ физические нагрузки были одинаковые. У школьников, принявших участие в педагогическом эксперименте, произошли положительные сдвиги в показателях физического развития. В течение учебного года у юношей ЭГ и КГ положительно изменились средние показатели физического здоровья и физической подготовленности, однако у учащихся ЭГ эти изменения были более выражены и достоверно выше, чем у учащихся КГ.

Организация исследования.

Содержание уроков по физической культуре в ЭГ было следующим.

Подготовительная часть урока проводилась по общепринятой структуре. В качестве средств общей разминки использовались гимнастические, циклические и комбинированные упражнения локального и общего воздействия для активизации функциональных систем организма школьников и их подготовки к выполнению основных задач урока. Продолжительность подготовительной части урока составляла 8 мин. Использовался преимущественно фронтальный метод.

Основная часть урока условно была разделена на два блока:

1. Обучающий блок – основные задачи – изучение техники легкоатлетических и гимнастических упражнений, спортивных игр, формирование физкультурных знаний.

2. Оздоровительно-развивающий блок - основные задачи – оптимизация функционального состояния организма занимающихся, развитие физических способностей.

Учебный материал по изучению техники легкоатлетических и гимнастических упражнений, подвижных игр, а также формированию физкультурных знаний соответствовал требованиям комплексной программы по физическому воспитанию учащихся 10-11-х классов.

Структура построения основной части занятий была следующей. В начале изучалась техника легкоатлетических (1 и 4 четверть), гимнастических упражнений (3четверть), спортивных игр (2 и 3 четверть), а также формировались физкультурные знания (блок 1) На выполнение всех заданий в этом блоке отводилось 20 мин. Преимущественно использовались фронтальный и групповой методы. Далее решались задачи оптимизации функционального состояния организма занимающихся и развития их физических способностей (блок 2) В 2 блоке последовательность применяемых средств и методов была следующей. В начале учебной четверти юноши были разделены на 3 отделения с однородными индивидуальными показателями УФП. Первое отделение выполняло упражнения на развитие быстроты: упражнения на быстрые перемещения, скорость действий, частоту движений. Такими упражнениями являются старты из различных исходных положений, бег на короткие дистанции, челночный бег. Второе отделение выполняло упражнения, направленные на развитие силы: подтягивание; сгибание и разгибание рук в упоре лежа; использование гантелей; поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены, упражнения с набивными мячами. Третье отделение выполняло упражнения на развитие скоростно-силовых качеств: бег с высоким подниманием бедра; прыжки на обеих ногах с небольшим продвижением вперед и подтягиванием согнутых ног (бедер) к груди; из упора присев выпрыгивание вверх в положение прогнувшись; прыжки на обеих ногах через гимнастическую скамейку прыжки на одной ноге, затем на другой с подтягиванием толчковой ноги к груди; многоскоки; прыжки в длину с места; прыжки через скакалку.

Упражнения на станциях выполнялись 2 минуты, использовался метод круговой тренировки. Количество повторений определялось по индивидуальным показателям пульса. На выполнение всех заданий в этом блоке отводилось 10 мин.

Последние два урока в каждой четверти отводились на тестирование физической подготовленности школьников.

Заключительная часть. Структура заключительной части урока была общепринятой. Сначала выполнялись упражнения для снижения возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, уменьшения напряжения мышечных групп. Использовались различные виды ходьбы, упражнения на расслабление, внимание, правильную осанку. Продолжительность заключительной части 2 мин.

Выводы:

1. Применяемая методика способствовала более эффективному решению оздоровительных задач, чем общепринятая структура организации и проведения занятий по физической культуре.

2. Анализируя результаты тестирования общей двигательной подготовленности, можно констатировать положительные изменения во всех контрольных упражнениях. Результаты эксперимента свидетельствуют о более значительном приросте показателей физической подготовленности.

3. В ходе дальнейшего исследования УФП предполагается систематическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся.

4. Уровень физического здоровья и интерпретация полученных данных должны стать действенной педагогической технологией для совершенствования физического воспитания и оздоровления учащихся нашей школы.

Приложение 1

Результаты ОФП юношей 10 кл. сентябрь 2010-2011 учебный год.

1 группа с наилучшими показателями.

Ф. И.

Поднимание туловища

Челночный бег

Прыжки в длину

Бег 1000 м

Ученик 1

32

9,5

236

3. 57

Ученик 2

31

9,6

229

4,18

Ученик 3

33

9,6

225

4,22

Ученик 4

30

9,4

221

4. 34

2 группа с последующим показателями.

Ф. И.

Поднимание туловища

Челночный бег

Прыжки в длину

Бег 1000 м

Ученик 1

29

10,0

218

4,27

Ученик 2

28

10,1

222

4,43

Ученик 3

26

9,8

219

4,36

Ученик 4

27

9,7

215

4,28

3 группа с самыми низкими показателями.

Ф. И.

Поднимание туловища

Челночный бег

Прыжки в длину

Бег 1000 м

Ученик 1

25

9,9

202

4,59

Ученик 2

26

10,2

211

4,38

Ученик 3

24

10,3

207

4,49

Ученик 4

24

10. 0

214

4,35

Приложение 2

Результаты ОФП юношей 10 кл. май 2010-2011 учебный год.

1 группа с наилучшими показателями.

Ф. И.

Поднимание туловища

Челночный бег

Прыжки в длину

Бег 1000 м

Ученик 1

34

9,3

240

3,50

Ученик 2

33

9,4

231

4,10

Ученик 3

36

9,5

230

4,15

Ученик 4

34

9,3

223

4. 30

2 группа с последующим показателями.

Ф. И.

Поднимание туловища

Челночный бег

Прыжки в длину

Бег 1000 м

Ученик 1

31

9,9

221

4,19

Ученик 2

30

10,0

227

4,20

Ученик 3

28

9,7

223

4,21

Ученик 4

29

9,5

224

4,10

3 группа с самыми низкими показателями.

Ф. И.

Поднимание туловища

Челночный бег

Прыжки в длину

Бег 1000 м

Ученик 1

27

9,8

207

4,40

Ученик 2

27

10,0

215

4,20

Ученик 3

26

10,1

210

4,31

Ученик 4

27

9,9

220

4,27

Приложение 3

Результаты ОФП юношей 11 кл. сентябрь 2011-2012учебный год.

1 группа с наилучшими показателями.

Ф. И.

Поднимание туловища

Челночный бег

Прыжки в длину

Бег 1000 м

Ученик 1

35

9,1

249

3,48

Ученик 2

34

9,2

235

4,15

Ученик 3

36

9,1

240

4,07

Ученик 4

35

9,0

223

3,48

2 группа с последующим показателями.

Ф. И.

Поднимание туловища

Челночный бег

Прыжки в длину

Бег 1000 м

Ученик 1

31

9,67

225

4,20

Ученик 2

30

9,9

240

4,08

Ученик 3

29

9,4

237

4,00

Ученик 4

31

9,5

235

3,59

3 группа с самыми низкими показателями.

Ф. И.

Поднимание туловища

Челночный бег

Прыжки в длину

Бег 1000 м

Ученик 1

27

9,5

220

4,20

Ученик 2

30

9,6

225

4,14

Ученик 3

28

9,9

217

4,10

Ученик 4

29

9,7

233

4,10

Приложение 4

Результаты ОФП юношей 11 кл. май 2011-2012 учебный год.

1 группа с наилучшими показателями.

Ф. И.

Поднимание туловища

Челночный бег

Прыжки в длину

Бег 1000 м

Ученик 1

38

8,9

251

3,36

Ученик 2

36

9,0

240

4,02

Ученик 3

38

9,0

244

3,55

Ученик 4

39

8,8

241

3,37

2 группа с последующим показателями.

Ф. И.

Поднимание туловища

Челночный бег

Прыжки в длину

Бег 1000 м

Ученик 1

33

9,4

234

4,11

Ученик 2

33

9,7

248

4,00

Ученик 3

32

9,2

247

356,

Ученик 4

34

9,1

240

3,41

3 группа с самыми низкими показателями.

Ф. И.

Поднимание туловища

Челночный бег

Прыжки в длину

Бег 1000 м

Ученик 1

30

9,3

227

4,10

Ученик 2

35

9,2

230

4,02

Ученик 3

30

9,5

232

4,01

Ученик 4

34

9,3

245

3,53

И. И. Меркушев, МАОУ СОШ №3, Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий АО