Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе

Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровьесбережение отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Здоровье детей – это актуальная проблема общества в целом.

Последние статистические данные медицинских осмотров в Российских школах свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4 – 5 раз, поэтому проблемы сохранения здоровья учащихся сегодня очень актуальны.

Итоги школьного медосмотра учеников Новобурейской школы №3:

из 750 учащихся – 578 с отклонениями в состоянии здоровья

73%

Для решения этих проблем в Новобурейской школе №3 реализуется программа «Здоровье». Работа образовательного учреждения по данной программе направлена на создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для формирования отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха.

Одним из приоритетных её направлений является физкультурно-оздоровительная деятельность.

Цель физкультурно – оздоровительной деятельности школы – это

обеспечить каждому ученику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.

Ключевая идея программы: каждый день в школе должен приносить пользу здоровью каждого ребенка.

Осуществляется программа "Здоровье" через урочную и внеурочную формы. В своём выступлении я остановлюсь на внеурочной деятельности, которая осуществляется через клубную деятельность.

В школе работают клубы:

– «Геркулес»;

– «Искатель»;

– «Спасатель»;

– "Безопасное колесо".

Клубом "Геркулес" руководят учителя физической культуры, опытные педагоги Красников В. В. , Зыкин В. Н. , Стенникова Н. Н.

Этот клуб осуществляет организацию физкультурно – массовой работы в школе через

– спортивные секции («Лёгкая атлетика», «Волейбол», «Лапта», ОФП) – 228 учащихся – 30%;

– в клубе «Геркулес» осуществляется организация физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, так как это один из наиболее эффективных механизмов оптимизации функционального состояния ребенка, формирования у него потребности в занятиях физической культурой и спортом и накопления двигательного опыта.

В школе сложились традиции:

– проведение дней здоровья 1 раз в четверть;

– школьных турслётов 1-2 раза в год;

– эстафеты, посвящённой Дню Победы;

– турниров по баскетболу, волейболу, лапте, футболу между классами.

Через клуб "Геркулес" осуществляется взаимодействие с внешкольными учреждениями (внеклассные занятия в объединениях дополнительного образования – одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности):

– ДЮСШ – баскетбол, лёгкая атлетика, шахматы, теннис – охват 193 ученика школы, что составляет 25 %;

– секции борьба, карате, футбол, которые базируюся на стадионе. Руководят этими секциями опытные тренеры, специалисты в данном виде спорта. Роль учителя физкультуры состоит в организации детей занятиями данными видами спорта в соответствии с их индивидуальными способностями, состоянием здоровья и желаниями, а классного руководителя в осуществлении контроля за посещаемостью учеников занятий спортивных секций, связи с тренерами по вопросам воспитания.

Результаты работы клуба "Геркулес" говорят сами за себя:

– на протяжении многих лет школа побеждает в районной спартакиаде школьников (10 видов спорта).

– начиная с 2004 года, классы – команды Новобурейской СОШ №3 побеждают в районных соревнованиях "Президентские состязания", в 2010, 2011 г. – в областных и 4 раза были участниками Всероссийского фестиваля "Президентские состязания" в г. Анапа. Участники соревнований побеждали в отдельных видах:

– 2004, 2005 г. , 2006 г. , 2007 г. – теннис;

– 2007 г. – шахматы.

В 2010 году команда школы заняла 4 место в стритболе (юноши), 5 место (девушки), 5 место во встречной эстафете, 6 место в президентском многоборье из 26 команд (учитель Красников В. В. ).

В 2011 году школьная команда стала призёром зональных соревнований в лагере «Океан» (учитель Стенникова Н. Н. ).

Участие в этих соревнованиях развивает интерес у учащихся школы к занятиям физкультурой.

На работе школьного турклуба "Искатель" остановлюсь подробно.

Школьный туристический клуб был создан в 1984 году.

Цель клуба: воспитание учащихся посредством туризма, формирование потребности в ЗОЖ и культуры здоровьесбережения.

Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе Новобурейской СОШ №3.

АНКЕТА «Определения роли туризма жизни школьника», проводимая в 5 – 11 классах показала, что:

– учащиеся школы любят заниматься туризмом (95 %);

– в однодневные походы с классным руководителем сходили 80% учеников;

– в многодневных походах побывало 10% учащихся старших классов;

– в школьном турслёте участвовало 60% учеников школы.

Туризм выбран не случайно.

1. Туризм способствует сохранению и укреплению здоровья, формированию навыков и культуры ЗОЖ.

2. Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека.

3. Туризм – исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе. В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др.

4. Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, высоких организаторских качеств.

5. Туризм позволяет организовать воспитательную и физкультурно – оздоровительную работу летом, когда 3 месяца ребёнок предоставлен себе. Не каждая семья позволит организовать активный отдых своему ребёнку летом. Профильные смены, водные походы – малозатратные виды отдыха школьника летом для семьи. Родительская плата минимальна, а для детей из малообеспеченных семей отсутствует совсем. Финансирование осуществляется районной оздоровительной комиссией (водные похода, профильные смены – победители районных конкурсов), областной оздоровительной комиссией (для профильных смен областного значения), благотворительной программой РусГидро – "Парус надежды" и спопсорами. Поэтому в них могут принять участие детей из социально неблаполучных семей, проблемные дети.

В Новобурейской школе №3 сложилась система работы по туризму.

Для успешной деятельности клуба имеется необходимое оборудование:

– катамараны;

– лодки;

– мотор;

– палатки;

– специальное оборудование (карабины, обвязки, жумары, восьмёрки, верёвки и т. д. ).

Ежегодно в школе проводятся турслёты, в которых принимают участие ученики 1-11 классов. Для учащихся начальной школы – малый турслёт "Весёлые туристские старты", для учащихся 5-11 классов турслёт по возрастным группам. В программу входят полоса препятствий, турнавыки, соревнования по топографии, экологии, краеведению. В конкурсную программу входит выпуск газеты, турбыт, узлы.

В районных турслётах до 2010 года школьная тургруппа занимала 1 места в общекомандном зачёте. В 2010 году, победив в полосе препятствий, контрольно – техническом маршруте, заняла 2 место.

Созданная в 1984 году школьная тургруппа одним из ведущих направлений своей работы выбрала пешие походы по родному краю, а с 1994 – приоритетным стал водный туризм. За эти годы были покорены реки Бурея, Дикан, Тырма, Туюн, Алгон, Гонгор, Салокачи, Архара – походы 1,2,3 категории сложности. Ежегодно в категорийные водные походы ходят 25 учеников школы.

С 2005 года в областных конкурсах проектов профильных смен стали побеждать проекты Новобурейской СОШ №3. Появилась новая форма летнего отдыха учащихся школы – профильная смена.

2005 г. – «Путешествуем по родному краю» – по реке Бурея – 90 учащихся;

– 2006 г. – «Юный турист – водник» – на реке Дикан – 77 учащихся;

2007 г. ,

2008 г. ,

2009 г. , – «Юный турист – водник» – по 60 учеников;

2010 г. – «Огни Дикана» – 90 учащихся;

2011 г. – «Огни Дикана» – 60 учащихся;

«Страна Хингания» – 42 ученика.

2 профильные смены мы провели на Бурейском море – "Огни Бурейского моря" (благотворительная программа "Парус надежды" – РусГидро).

В 2005 году профильная смена "Юный турист"" стала лауреатом Всероссийского конкурса профильных смен.

Основной вид деятельности в профильных сменах – это особым образом организованная жизнедеятельность в походных условиях на основе самоуправления и самообслуживания. В смене проводятся соревнования по пешеходному и водному туризму, коллективные творческие дела, работают творческие мастерские и школы.

В походы, профильные смены приглашаются дети, стоящие на учёте в ИДН, в школе, которые совершили правонарушение или склонны к противоправному поведению, из неблагополучных семей. Как правило, они ждут следующего лета, потому что туризм увлекает их.

6 лет, с 2005 по 2010 годы, группа школьников Новобурейской СОШ №3 совершала оздоровительные поездки на побережье Японского моря (посёлок Волченцы, Зарубино, Триозёрье). 40 учащихся во время смены живут в палатках, сами готовят пищу, купаются, соревнуются с группами отдыхающих детей.

Кроме оздоровления, во всех походах, профильных сменах, поездках на море школьники учатся общаться, получают навыки самообслуживания, укрепляют здоровье – получают навыки ЗОЖ, учатся культуре здоровьесбережения.

Различными формами летнего оздоровления занято 85% учащихся школы. В турклубе "Искатель" в среднем 150 учеников школы задействованы летним отдыхом (20%).

Занятия в турклубе не проходят бесследно для его участников. Сегодня выпускники турклуба – частые гости в школе. Они продолжают заниматься туризмом: являются руководителями внешкольных организаций (Сорокина Ольга Анатольевна – директор Детского морского центра им. М. Ковалёва), вместе с семьями покоряют новые реки (Рудич В. , Мурашов Р. ). Они – состоявшиеся люди, ведущие здоровый образ жизни:

– Борташевич Андрей – судья Бурейского суда;

– Ганьков Алексей – бизнесмен, оказывающий спонсорскую помощь родной школе;

– Красников А. , Медведев М. , Бажал А. , Соболев В. – работают в органах внутренних дел;

– Красникова Е. – учитель биологии МОУ СОШ №12 г. Благовещенска. В 2011 году принимала участие с учениками своего класса в профильных сменах «Огни Дикана» и «Страна Хингания».

Работая на производстве, обучаясь в высших учебных заведениях, они вместе со школьной тургруппой совершают походы, являясь помощниками руководителя, а для ребят наставниками, примером для подражания:

2008 г. – Борташевич Андрей (река Туюн),

2010 г. – Бурыменко Алексей (река Салокачи).

Всех туристов из клуба не перечислишь, но главное, что сегодня они считают, что туризм помог стать успешными в жизни, развил много качеств, которые пригождаются им сегодня.

Многие члены турклуба занимаются в спортивных секциях, хорошо учатся, участвуют в олимпиадах.

Важное место в школе отводится пропаганде здорового образа жизни через средства массовой информации. В период за 2005-2010 годы было опубликовано:

– «Амурская правда» – 1 статья «Позови, Алгон» (автор С. Матушевич);

– «Советское Приамурье сегодня» – 8 статей («Всё перекаты да перекаты…», «Огни Дикана», «Вечера на хуторе близ Дикана» и др. ).

В школе выпускается альманах «Бурея», в котором печатаются материалы о деятельности турклуба. Буклеты, созданные учащимися, пропагандируют здоровый образ жизни, занятия туризмом («ЗОЖ» – Косачёва Л. , «Туризм и ЗОЖ» – Скворцов Никита, Зюзин Петя – 1 место в районном конкурсе «Спорт – это жизнь!»).

Свои проекты и исследовательские работы школьники посвящают теме здорового образа жизни через различные формы, в том числе и туризм.

В 2009 году Неумывако Надя, ученица 11 «в» класса, заняла 1 место в районе в конкурсе рефератов. Её реферат «История водного туризма» – это многоплановое исследование, в котором ученица, член турклуба «Искатель», воспроизвела историю возникновения водного туризма как вида спорта в стране, районе, Новобурейской СОШ №3. В реферате звучала мысль о влиянии туризма на формирование характера человека, укрепления здоровья, формирования культуры ЗОЖ.

В 2011 году член турклуба Казаченко Миша (ученик 9 класса) принял участие в областной научно-практическая конференция исследовательских работ учащихся и студентов «Физкультура, спорт, здоровье – будущее России» с исследовательской работой «Формирование здорового образа жизни посредством туризма». Была отмечена презентация работы.

В туристско – оздоровительную работу вовлекается всё больше учителей школы, а это один из важных рычагов формирования здорового образа жизни у учащихся школы. Классные руководители принимают участие в профильных сменах, вместе со своими учениками живут в походных условиях, принимают участие в жизнедеятельности коллектива. Участник категорийных водных походов по горным рекам директор школы Косачёв С. Д.

Все эти примеры подтверждают мысль о том, туризм влияет на формирование здорового образа жизни, культуры здоровьесбережения.

Выводы.

Увеличение видов физкультурных занятий в школе (в урочное время – 3 часа, внеурочное – 2 часа, в каникулярное время – походы, профильные смены, оздоровительные поездки), по данным школьного мониторинга, снижает заболеваемость ОРВИ (на 32 – 6%) , бронхо-лёгочных заболеваний (на 2). Всё это привело к снижению числа заболеваний учащихся школы и преодолению эпидемического барьера в 2011 году:

– 2009 году карантин по ОРВИ в феврале месяце был объявлен на 5 дней,

– 2010 – на 3 дня,

– 2011 – карантина не было.

Здоровье детей – это актуальная проблема общества в целом. Решать надо сегодня, безотлагательно и всем вместе.

В. В. Красников, МОБУ Новобурейская СОШ №3, Амурская область