Система работы по предупреждению и профилактике нарушений осанки в начальной школе
Система работы по предупреждению и профилактике нарушений осанки в начальной школе
Формирование осанки у школьников связано с основными задачами предмета «Физическая культура» и проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся. Обучение правильной осанке в I-IV классах направлено на привитие навыка правильной осанки и профилактику отрицательных влияний однообразных поз и малоподвижного режима, характерного для учебного труда.
Под осанкой принято понимать привычное положение тела. Правильная осанка характеризуется: прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами; прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте.
Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Их возникновению способствуют нагрузка ребенка, резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанного с необходимостью длительного поддержания рабочей позы, неправильное сидение за партой, привычка носить тяжести в одной руке и т. д.
Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, которое нередко возникает в результате переутомления и ослабления мышц голени и стопы. Плоскостопие отрицательно влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки, задерживает общее физическое развитие.
В нашей школе проводился сравнительный анализ детей, имеющих заболевания опорно-двигательной системы, за последние три года. Было выявлено, что количество детей имеющих нарушение осанки увеличилось на 11%, а детей имеющих плоскостопие на 2%. (Приложение 3).
Но, необходимо учитывать, что дети, приходящие в 1-ые классы, уже имеют отклонения в состоянии здоровья.
Вывод: организация образовательного процесса по здоровьесберегающим технологиям, пропаганда здорового образа жизни одно из приоритетных направлений в работе школы.
Цель: необходимо обеспечить школьнику возможность сохранить здоровье, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Задачи:
- Вести диагностику состояния здоровья учащихся и отслеживать параметры развития организма ребенка в динамике.
- Учитывать изменения состояния здоровья и развития, учащихся при организации образовательного процесса.
- Организовать учебно-воспитательный процесс с учетом требований и норм СанПина в условиях здоровьесберегающей педагогики.
- Изучить сущность работы по профилактике нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия.
- Совершенствовать систему физкультурно-оздоровительных мероприятий.
- разработать систему упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы.
Этапы
1 этап – подготовительный
Цель: создать научно-теоретическую базу для осуществления проекта.
Задачи:
- Проанализировать состояние здоровья учащихся.
- Изучить литературу по теме.
- Подготовить выступление на тему: «Профилактика нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия» для выступления на родительском собрании.
- Разработать систему упражнений по профилактике нарушений осанки.
2 этап – основной.
Цель: организовать работу по профилактике нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия.
Задачи:
- Вести обучение на уроках с учетом индивидуальных особенностей детей.
- Организовать наблюдение над состоянием здоровья учащихся.
- Разработать тематическое планирование занятий на лечебной физкультуре.
- Ввести в образовательный процесс упражнения направленные на предупреждение и профилактику нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия.
3 этап – заключительный.
Цель: обобщить результаты работы, выявить недостатки.
Задачи:
- Провести диагностику состояния здоровья учащихся.
- Сравнить результаты первичной и заключительной диагностики.
- Подвести итоги выполненной работы.
Условия реализации проекта.
Проект будет реализован, когда:
- Учитель познакомится с научной литературой, обобщит опыт работы.
- Будет накоплена материально-техническая база.
- Достигнут необходимый уровень мотивации учащихся.
- Одним из приоритетных направлений в работе школы будет пропаганда здорового образа жизни.
Прогноз проблем при внедрении.
Изменение образовательного процесса предполагает ряд проблем при его реализации:
а) недостаточная подготовленность учителя;
б) недостаточное материально-техническое оснащение школы;
в) недостаток двигательной активности учащихся;
г) несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса (высота парт, проветривание);
д) низкий уровень культуры здоровья учащихся и учителей;
е) незаинтересованность родителей в укреплении здоровья детей.
Механизм достижения цели.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ожидаемый результат |
1 этап – подготовительный |
|||
1 |
Изучить литературу по теме. |
Сентябрь – октябрь |
Накопление материала по теме. |
2 |
Подготовить доклад на тему «Профилактика нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия». |
Сентябрь – октябрь |
Приложение 1. Доклад на тему: «Профилактика нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия». |
3 |
Провести сравнительный анализ состояния здоровья учащихся МБОУ УСОШ№4 за 2012-13 учебный год. |
Сентябрь |
Приложение 2. Сводная ведомость состояния здоровья учащихся МБОУ УСОШ№4 за 2012-13 учебный год. |
4 |
Составить сводную ведомость по заболеваниям опорно-двигательной системы за последние три года. |
Октябрь |
Приложение 3. Сводная ведомость обследования учащихся по заболеваниям опорно-двигательной системы за последние три года. |
5 |
Составить заключение по результатам обследования. |
Ноябрь |
Приложение 4. Заключение по результатам обследования. |
2 этап – основной |
|||
1 |
Разработать тематическое планирование занятий по лечебной физкультуре. |
Ноябрь – декабрь |
Приложение 5. Тематическое планирование занятий ЛФК. |
2 |
Организовать наблюдение над отдельными учащимися. |
В течение года |
Консультации для родителей и учителей. |
3 |
Разработать систему упражнений и игр на формирование правильной осанки, профилактику сколиоза, плоскостопия. |
В течение года |
Приложение 6. Упражнения на формирование правильной осанки, профилактику сколиоза, плоскостопия. |
4 |
Провести урок – показ для учителей школы |
Декабрь |
Приложение 7. Конспект урока. |
5 |
Провести урок – беседу для учащихся по теме: «Осанка – стройная спина». |
Январь |
Приложение 8. Конспект урока. |
6 |
Провести родительское собрание на тему: «Профилактика нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия». |
Февраль |
Приложение 9. Протокол родительского собрания. |
3 этап – заключительный |
|||
1 |
Провести диагностику состояния здоровья учащихся. |
Апрель |
Приложение 10. Сводная ведомость обследования. |
2 |
Составить сводную ведомость. |
Апрель |
Приложение 10. Сводная ведомость обследования. |
3 |
Обобщить опыт работы. |
Май |
Выступление на МО по теме: «Система работы по предупреждению и профилактике нарушений осанки в начальной школе». |
Итоги реализации проекта
Проект находится на основной стадии реализации. Изучена литература по теме. Книга Валентины Ковалько «Здоровьесберегающие технологии» содержит теоретическую и практическую информацию о современном состоянии педагогики здоровьесбережения в начальной школе.
Помимо четких теоретических выкладок в пособии приводится конкретная программа здорового образа жизни и технология реализации школы здоровья на базе общеобразовательного заведения. Обобщены и представлены сценарии уроков и перемен здоровья, внеклассных мероприятий; классифицирован различный развлекательный материал для использования в двигательных играх с педагогической направленностью и физкультминутках.
В школе был проведен сравнительный анализ состояния здоровья учащихся за последние три года. Разработана и введена в образовательный процесс система упражнений по профилактике и предупреждению нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия. Ведется контроль над состоянием здоровья детей, имеющих заболевания опорно-двигательной системы.
Список литературы
- Антропова М. В. Физическое развитие ребенка/Под ред. В. И. Козлова, Д. А. Форбер. – М. , 1983г.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М. : Просвещение, 1982г.
- Бальсевич В. К. , Запорожанов В. А. Физическая активность человека. – Киев: Здоровье, – 1987г.
- Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников. М. , Просвещение, 1991г.
- Дьяченко В. К. Общие формы организации процесса обучения. – Красноярск, 1984г.
- Ильющенков В. В. , Берсенева Т. А. Здоровье и образование. – СПб, 1993г.
- Калинова Г. С. , Мягкова А. Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников/ Человек. Культура. Здоровье. – М. , генезис, 1997г.
- Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе: Пособие для учителей. – 3 изд. – М. , 1983г.
- Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М. : «Вако», 2004г.
- Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М. , 2002г.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М. , 1998г.
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М. : АРКТИ, 2003г.
- Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор/ Петровский Г. И. – Мн. : НИО, 2000г
Приложение 1
Доклад на тему: «Профилактика нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия».
Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Их возникновению способствуют перегрузка ребенка, неправильное сидение за партой, привычка носить тяжести в одной руке, несоответствие мебели росту ребенка и т. д.
С самого начала обучения в школе в жизни учащихся появляются некоторые отрицательные моменты: резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания рабочей позы.
Формирование осанки у школьников связано с основными задачами предмета «Физическая культура» и проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся. Обучение правильной осанке в 1-4 классах направлено на привитие навыка правильной осанки и профилактику отрицательных влияний однообразных поз и малоподвижного режима, характерного для учебного труда.
Итак, под осанкой принято понимать привычное положение тела. Правильная осанка характеризуется: прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами; прилегающими к грудной клетке лопатками,– находящимися на одинаковой высоте.
Могут обнаруживаться следующие нарушения осанки: ассиметрия плеч (разноплечие), разное положение лопаток(опускание одной из них, неодинаковое выступание углов лопаток и расхождение этих углов кнаружи), а так же разные линии талии, боковой изгиб позвоночника.
Сколиоз – это боковое искривление позвоночника. Могут быть сколиозы врожденные и возникающие в процессе роста ребенка. Принято делить сколиозы на простой, при котором имеется изгиб в одну сторону, и сложный – изгибы в обе стороны. Причиной приобретенного сколиоза чаще всего может быть слабое физическое развитие ребенка.
Различают три степени сколиозов.
При первой степени отмечаются небольшая сглаженность треугольника талии с одной стороны, легкая ассиметрия лопаток, неодинаковая высота плеч.
Вторая степень характеризуется четко выраженным противоискривлением позвоночника, развитием реберного горба, неодинаковым уровнем стояния лопаток и плеч.
Для третьей степени характерны уже стойко сформированные анатомические изменения в позвоночнике, что влечет за собой неправильное развитие грудной клетки, проявляющееся в образовании реберного горба, в деформации грудной клетки.
Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, которое нередко возникает в результате переутомления и ослабления мышц голени и стопы. Различают нормальную, плоскую и полую стопы. У людей с плоской и полой стопами при длительной ходьбе, стоянии, беге, прыжках появляются боли в ногах и спине. Все это сказывается на общем физическом развитии и осанке.
Для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, рекомендуется хождение босиком по неровной, но мягкой поверхности ( песок, мягкий грунт, эластичный ворс ковровых покрытий). Полезны специальные профилактические упражнения, например, ходьба на носках, на пятках, на внутренней и внешней краях стоп, захват предметов пальцами ног. А так же массаж, ношение специальной обуви.
При сколиозах используют пассивную и активную коррекции.
Активная коррекция включает упражнения для укрепления мышц стопы, выработки правильной осанки, улучшения функции дыхания, что положительно сказывается на форме грудной клетки, для улучшения общего физического развития.
К пассивной коррекции относятся применение массажа, ношение корсета.
В школе упражнения для формирования осанки включаются в комплексы утренней гимнастики, физкультурных минутках на уроках, в группе досуговой деятельности, и, конечно, на уроках по физической культуре. Это упражнения с гимнастическими палками, мячами, лежа на спине, животе и на боку; дыхательные упражнения на расслабление; игры подвижные и малоподвижные; гимнастические упражнения; висы; упражнения на равновесие. Не рекомендуются упражнения с подниманием тяжестей, а вот лыжные прогулки очень полезны.
Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений осанки у детей в домашних условиях:
- Обязателен дневной отдых 10-15 минут сразу после возвращения из школы.
- Подобрать письменный стол и стул соответственно росту ребенка и следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел.
- Избегать длительного сохранения одних и тех же поз (более 30-40минут). Обязательно чередовать выполнение письменных и устных уроков. Устные уроки учить лежа на животе на полу, подстелив одеяло ( под грудь положить валик из подушки или одеяла),при хорошем освещении.
- Носить рюкзаки на широких ремнях, нельзя носить сумку на одном плече.
- Спать на твердой постели, подушка маленькая. Пользоваться раскладушками и пружинными матрацами нельзя.
- Отдать предпочтение подвижным играм на свежем воздухе, прогулкам.
- В рацион обязательно включать продукты богатые кальцием, фосфором, магнием.
- Ежедневно выполнять упражнения из комплекса лечебной гимнастики(20-25минут).
Приложение 4
Заключение по результатам обследования.
Был проведен сравнительный анализ детей, имеющих заболевания опорно-двигательной системы, за последние три года. Выявлено, что количество детей, имеющих нарушение осанки, увеличилось на 11%, а детей имеющих плоскостопие на 2%. Но, необходимо учитывать, что дети, приходящие в 1-ые классы, уже имеют отклонения в состоянии здоровья.
Вывод.
Организация образовательного процесса по здоровьесберегающим технологиям, пропаганда здорового образа жизни одно из приоритетных направлений в работе школы. Необходимо обеспечить школьнику возможность сохранить здоровье, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. А также совершенствовать систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, разработать систему упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы.
Приложение 5
Тематическое планирование занятий ЛФК.
№п/п |
Тема |
Дата |
1. |
Зачем нужны занятия ЛФК? Подвижные игры на формирование правильной осанки. |
|
2. |
Для чего нужна правильная осанка? Разучивание комплекса упражнений в движении. |
|
3. |
Закрепление комплекса упражнений в движении. Упражнения на гимнастической стенке. П/и «Ловишки»– «Самолет». |
|
4. |
Правильная и неправильная осанка. Разучивание комплекса упражнений с гимнастической палкой. |
|
5. |
Закрепление упражнений с гимнастической палкой. Упражнения для мышц стопы. П/и «Ловишки»-«Часовой». |
|
6. |
Как проверить осанку? Упражнения в движении. Передача мяча. |
|
7. |
Упражнения с гимнастической палкой. П/и «Ловишки»-«Звездочка». |
|
8. |
Почему бывает плохая осанка? Разучивание комплекса упражнений у стены. Упражнения на равновесие. |
|
9. |
Закрепление комплекса упражнений у стены. Упражнения для мышц стопы. П/и «Ловишки»-«Ракета». |
|
10. |
Как добиться правильной осанки? Передача мяча. «Лодочка»-«Велосипед»-«Ножницы». Упражнения в движении. |
|
11. |
Упражнения с гимнастической палкой. П/и «Ловишки»-Ласточка». |
|
12. |
Разучивание смешанного комплекса упражнений при нарушениях осанки, сколиозе. Упражнения на равновесие. |
|
13. |
Закрепление смешанного комплекса упражнений при нарушениях осанки, сколиозе. Подвижные игры. |
|
14. |
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Упражнения у стены. П/и «Ловишки»-«Балерина». |
|
15. |
Упражнения на гимнастической стенке. Передача мяча. |
|
16. |
«Лодочка»-«Велосипед»-«Ножницы». Подвижные игры на формирование правильной осанки. |
|
17. |
Разучивание комплекса упражнений лежа на животе, спине и на боку. Упражнения в движении. |
|
18. |
Закрепление комплекса упражнений лежа на спине, животе и на боку. Подвижные игры. |
|
19. |
Упражнения с гимнастической палкой. Передача мяча. |
|
20. |
Упражнения у стены. Подвижные игры на формирование правильной осанки. |
|
21. |
Смешанный комплекс упражнений. Упражнения на гимнастической стенке. |
|
22. |
Упражнения для профилактики плоскостопия. «Лодочка»-«Велосипед»-«Ножницы». |
|
23. |
Упражнения лежа на спине, животе и на боку. П/и по выбору детей. |
|
24. |
Упражнения в движении. Передача мяча. |
|
25. |
Упражнения с гимнастической палкой и на равновесие. П/и. |
|
26. |
Упражнения у стены. «Лодочка»– «Велосипед»– «Ножницы». |
|
27. |
Смешанный комплекс упражнений. Передача мяча. |
|
28. |
Упражнения для профилактики плоскостопия и на гимнастической стенке. |
|
29. |
Упражнения лежа на животе, спине и на боку. П/и по выбору детей. |
|
30. |
Упражнения в движении и с гимнастической палкой. |
|
31. |
Упражнения у стены. П/и для формирования правильной осанки. |
|
32. |
Упражнения на гимнастической стенке и на равновесие. П/и. |
Приложение 6
Упражнения на формирование правильной осанки, профилактику сколиоза, плоскостопия.
Упражнения в движении.
1. Ходьба на носках, руки на поясе.
2. Ходьба на пятках, руки вперед ( ладони внутрь).
3. Ходьба приставными шагами ( пятка к носку), руки на пояс. ( 1-2-3-вдох,4-5-6-7-8-выдох).
4. «Чайка» ( обычный шаг, руки в стороны – рывки, ладони вверх)-6-8 раз.
5. Руки « в замке» над головой, на каждый шаг рывки руками назад-6-8раз.
6. Руки «в замке» за спиной, на каждый шаг рывки руками-6-8раз.
7. «Цапля» ( руки согнуты в локтях впереди перед собой, ладошки вперед; поднимаем поочередно согнутую в коленях ногу, тянем носок).
8. Упражнение на дыхание: 1-2-3-вдох, разводим руки; 4-5-6-7-8-выдох, обхватываем себя.
Упражнения у стены ( без плинтуса).
1. И. п. – руки на пояс. 1-наклон вправо,2-И. п. ,3-наклон влево,4-И. п. -6-8раз.
2. И. п. – руки на пояс. 1-руки в стороны, встать на носки,2-И. п. ,3-4-то же-6-8раз.
3. И. п. – руки вверх. 1-присесть с прямой спиной,2-И. п. ,3-4-то же-6-8раз.
4. И. п. – о. с. ,ладошки снаружи. 1-руки в стороны,2-вперед,3-на пояс,4-И. п. -6-8раз.
5. И. п. – о. с. 1-согнуть правую ногу, обхватить руками, прижать к туловищу,2-И. п. ,3-то же с левой ногой,4-И. п. -6-8раз.
6. И. п. – руки вверх. 1-прогнуться ( пятки и голова касаются стены), 2-И. п. , 3-4-то же-6-8раз.
7. И. п. – руки на пояс. 1-поднимаем правую ногу вдоль стены,2-опускаем,3-4-то же с левой ногой-6-8раз.
8. И. п. – о. с. 1-согнуть правую ногу,2-выпрямить,3– отвести в сторону,4-о. с. То же с левой ногой.
9. Проверка осанки у стены: затылок, лопатки, пятки касаются стены, ладошки снаружи – сделать шаг вперед.
Упражнения лежа на животе, спине и на боку.
На животе (руки под подбородком).
1. 1-поднимаем голову и ноги,2-3-держим, 4-опускаем.
2. 1– поднять правую прямую ногу, 2– опустить , 3-4-тоже левой ногой – 6-8 раз;
3. «Ракета»(1– поднимаем ноги,2-разводим. 3-соединяем,4-опускаем).
4. «Лодочка».
5. «Кораблик».
На боку:
1. 1-поднимаем руку и ногу,2-опускаем,3-4-то же-6-8раз.
2 . 1-поднимаем две ноги вместе,2-опускаем,3-4-то же.
На спине (руки за головой):
1. 1-согнуть ноги,2-медленно опустить,3-4-то же-6-8раз.
2. 1-поднять прямые ноги,2-развести,3-соединить,4-опустить-6-8раз.
3. «Велосипед».
4. «Ножницы».
5. Качаемся на спине, обхватив ноги.
Упражнения с гимнастической палкой.
1. И. п. – о. с. , палка в руках внизу, 1– палка вперед, 2– вверх, встать на носки, 3– вперед, 4– И. п. – 6-8 раз.
2. И. п. – ноги на ширине плеч, палка на лопатках 1 поворот вправо, 2-И. п. , 3-4-тоже влево – 6-8 раз.
3. И. п. – о. с. , палка в руках внизу, 1-палка вверх, правую ногу назад на носок 2-И. п. , 3-4- тоже с левой ногой -6-8 раз.
4. И. п. - приставить пятку к носку, палка на лопатках 1– на носки, 2-о. с. , 3-4-тоже-6-8 раз. Сменить ноги.
5. И. п. – палка на спине. Массаж
6. И. п. – палка на спине, ноги на ширине плеч. 1-наклон вперед, 2-И. п. , 3-4-тоже-6-8 раз.
7. И. п. – тоже 1- полуприсед, колени развести в стороны, 2-И. п. , 3-4-тоже-6-8 раз.
8. И. п. – стоя на коленях, палка в руках внизу 1 – палка вверх, правая нога на пятку вперед, 2 – И. п. 3-4-тоже с левой ногой -6-8 раз.
и) И. п. – тоже 1палка вверх 2– к правой пятке, 3-вверх,4– к левой пятке – 6-8 раз.
Упражнения для профилактики плоскостопия:
– ходьба по гимнастической палке на носках, на середине стопы, на пятках «елочкой»;
– катать палку по 10 раз каждой ногой.
Приложение 7
Конспект урока во 2 классе по теме: «ОРУ с гимнастической палкой на формирование правильной осанки. Подвижная игра «Мяч среднему».
Цели:
– повторить комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой;
– развивать выносливость, гибкость, быстроту;
– формировать правильную осанку; снять мышечное, психоэмоциональное напряжение;
– закрепить технику выполнения передачи мяча от груди;
– укрепление здоровья, повышение работоспособности;
– воспитание морально-волевых качеств;
– воспитание интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой.
Оборудование: гимнастические палки, два волейбольных мяча, магнитофон.
Вводная часть – 10 минут
- Построение, сообщение темы, целей урока.
- Упражнения в движении:
– ходьба на ногах, руки на пояс;
– ходьба на пятках, руки за спиной;
– «Чайка»;
– «Замок»;
– «Цапля»;
– упражнения на дыхание.
3. Общеразвивающие упражнения в движении (выполняются потоком):
– бег с высоким подниманием колена;
– бег с захлестыванием голени, руки за спиной;
– бег с приставными шагами;
– прыжки на правой и левой ноге;
– бег спиной вперед;
– бег с ускорением.
4. Бег на выносливость – 1 минута. Упражнения на дыхание.
Основная часть – 25 минут:
- ОРУ с гимнастической палкой:
а) И. п. – о. с. , палка в руках внизу, 1– палка вперед, 2– вверх, встать на носки, 3– вперед, 4– И. п. – 6-8 раз.
б) И. п. – ноги на ширине плеч, палка на лопатках 1 поворот вправо, 2-И. п. , 3-4-тоже влево – 6-8 раз.
в) И. п. – о. с. , палка в руках внизу, 1-палка вверх, правую ногу назад на носок 2-И. п. , 3-4– тоже с левой ногой -6-8 раз.
г) И. п. – приставить пятку к носку, палка на лопатках 1– на носки, 2-о. с. , 3-4-тоже-6-8 раз. Сменить ноги.
д) И. п. – палка на спине. Массаж
е) И. п. – палка на спине, ноги на ширине плеч. 1-наклон вперед, 2-И. п. , 3-4-тоже-6-8 раз.
ж) И. п. – тоже 1– полуприсед, колени развести в стороны, 2-И. п. , 3-4-тоже-6-8 раз.
з) И. п. – стоя на коленях, палка в руках внизу 1 – палка вверх, правая нога на пятку вперед, 2 – И. п. 3-4-тоже с левой ногой -6-8 раз.
и) И. п. – тоже 1палка вверх 2– к правой пятке, 3-вверх,4– к левой пятке – 6-8 раз.
2. Упражнения для профилактики плоскостопия:
– ходьба по гимнастической палке на носках, на середине стопы, на пятках «елочкой»;
– катать палку по 10 раз каждой ногой.
3. Упражнения на формирование правильной осанки:
а) лежа на спине, руки за головой:
– «Велосипед»;
– «Ножницы»;
– 1– невысоко поднять прямые ноги, 2– развести, 3– соединить, 4– опустить -6-8 раз;
– 1 поднять согнутые в коленях ноги, 2– опустить, 3-4 – тоже -6-8 раз.
б) лежа на животе, руки под подбородком:
– 1 поднять голову и прямые ноги, 2-3 держимся, 4-в И. п. – 3 раза;
– 1 поднять правую прямую ногу, 2– опустить , 3-4-тоже левой ногой – 6-8 раз;
– «Лодочка»;
– «Кораблик».
в) лежа на боку-1 поднять прямую руку и ногу, 2-опустить, 3-4-тоже -6-8 раз;
– 1-поднять две ноги, 2-опустить,3-4-тоже-6-8 раз.
- Релаксация (для снятия мышечного напряжения).
Звучит медленная музыка.
Лягте на спину. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, дышите легко и спокойно. Представьте, что вы находитесь на берегу моря, послушайте шум прибоя, крики чаек. Дышите легко и спокойно. Почувствуйте теплый песок, яркое солнце, приятный ветерок. Солнечные лучи нежно согревают вам плечи, легкий ветерок ласкает ваше тело. Вам легко и приятно. Тепло проходит по вашему лицу, плечам груди, животу рукам и ногам. Ваши мышцы легкие и расслабленные. С каждым вдохом вы чувствуйте себя спокойно и расслаблено. Вы отдыхаете, пока звучит музыка. А теперь потянитесь, сделайте глубокий вдох и на счет три откройте глаза. Раз, два, три! Вы полны сил и энергии.
- Игра « Мяч среднему».
Заключительная часть – 5 мин.
- Построение, подведение итогов.
– Что делали? Что было интересно?
2. Правила ЗОЖ:
– ежедневно делать зарядку;
– закаляться;
– заниматься физкультурой и спортом;
– соблюдать режим работы и отдыха;
– не привыкать к вредным привычкам;
– правильно питаться;
– соблюдать правила гигиены;
– Урок окончен. Желаю крепкого здоровья!
Приложение 8
Беседа в 4 классе по теме: « Осанка - стройная спина!»
– Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?
– Конечно, приятно! Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.
– Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после восемнадцати лет исправить её недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань ещё не заменилась костной. Поэтому вам взрослые всё время говорят: « Не горби спину. Сиди прямо!» Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда, и в более старшем возрасте, не будут мучить боли в пояснице, спине.
Это интересно!
– Ученые провели наблюдения. Оказалось, что если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.
Оздоровительная минутка.
– Положите на голову тетрадь или небольшую книгу. Пройдите вперед. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.
Нарушения осанки.
– У некоторых детей возникает нарушение осанки. Это называется сколиозом ( показ рисунка). Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается такая болезнь, как правило, в 8-10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.
Позволяет держать осанку позвоночник - основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей-позвонков ( показ рисунка). К позвоночнику присоединены ребра. Их можно пересчитать. Попробуйте сделать это.
– Сколько вы насчитали у себя ребер? ( 12 пар )
– Какую работу выполняют ребра? ( Защищают внутренние органы от повреждения ).
Осанка – стройная спина!
– Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать её?
– Почему искривляется позвоночник у детей?
– Поэтому лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.
Правила для поддержания правильной осанки.
– Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?
– Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.
– Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.
– При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
– Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
– Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, подягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.
– Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать ( разгрузить позвоночник).
– Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка!
Ю. И. Голубева, МБОУ УСОШ №4, г. Удомля, Тверская область