Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Система работы по предупреждению и профилактике нарушений осанки в начальной школе

Система работы по предупреждению и профилактике нарушений осанки в начальной школе

Формирование осанки у школьников связано с основными задачами предмета «Физическая культура» и проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся. Обучение правильной осанке в I-IV классах направлено на привитие навыка правильной осанки и профилактику отрицательных влияний однообразных поз и малоподвижного режима, характерного для учебного труда.

Под осанкой принято понимать привычное положение тела. Правильная осанка характеризуется: прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами; прилегающими к грудной клетке лопатками, находящимися на одинаковой высоте.

Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Их возникновению способствуют нагрузка ребенка, резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанного с необходимостью длительного поддержания рабочей позы, неправильное сидение за партой, привычка носить тяжести в одной руке и т. д.

Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, которое нередко возникает в результате переутомления и ослабления мышц голени и стопы. Плоскостопие отрицательно влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки, задерживает общее физическое развитие.

В нашей школе проводился сравнительный анализ детей, имеющих заболевания опорно-двигательной системы, за последние три года. Было выявлено, что количество детей имеющих нарушение осанки увеличилось на 11%, а детей имеющих плоскостопие на 2%. (Приложение 3).

Но, необходимо учитывать, что дети, приходящие в 1-ые классы, уже имеют отклонения в состоянии здоровья.

Вывод: организация образовательного процесса по здоровьесберегающим технологиям, пропаганда здорового образа жизни одно из приоритетных направлений в работе школы.

Цель: необходимо обеспечить школьнику возможность сохранить здоровье, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

  1. Вести диагностику состояния здоровья учащихся и отслеживать параметры развития организма ребенка в динамике.
  2. Учитывать изменения состояния здоровья и развития, учащихся при организации образовательного процесса.
  3. Организовать учебно-воспитательный процесс с учетом требований и норм СанПина в условиях здоровьесберегающей педагогики.
  4. Изучить сущность работы по профилактике нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия.
  5. Совершенствовать систему физкультурно-оздоровительных мероприятий.
  6. разработать систему упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы.

Этапы

1 этап – подготовительный

Цель: создать научно-теоретическую базу для осуществления проекта.

Задачи:

  1. Проанализировать состояние здоровья учащихся.
  2. Изучить литературу по теме.
  3. Подготовить выступление на тему: «Профилактика нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия» для выступления на родительском собрании.
  4. Разработать систему упражнений по профилактике нарушений осанки.

2 этап – основной.

Цель: организовать работу по профилактике нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия.

Задачи:

  1. Вести обучение на уроках с учетом индивидуальных особенностей детей.
  2. Организовать наблюдение над состоянием здоровья учащихся.
  3. Разработать тематическое планирование занятий на лечебной физкультуре.
  4. Ввести в образовательный процесс упражнения направленные на предупреждение и профилактику нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия.

3 этап – заключительный.

Цель: обобщить результаты работы, выявить недостатки.

Задачи:

  1. Провести диагностику состояния здоровья учащихся.
  2. Сравнить результаты первичной и заключительной диагностики.
  3. Подвести итоги выполненной работы.

Условия реализации проекта.

Проект будет реализован, когда:

  1. Учитель познакомится с научной литературой, обобщит опыт работы.
  2. Будет накоплена материально-техническая база.
  3. Достигнут необходимый уровень мотивации учащихся.
  4. Одним из приоритетных направлений в работе школы будет пропаганда здорового образа жизни.

Прогноз проблем при внедрении.

Изменение образовательного процесса предполагает ряд проблем при его реализации:

а) недостаточная подготовленность учителя;

б) недостаточное материально-техническое оснащение школы;

в) недостаток двигательной активности учащихся;

г) несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса (высота парт, проветривание);

д) низкий уровень культуры здоровья учащихся и учителей;

е) незаинтересованность родителей в укреплении здоровья детей.

Механизм достижения цели.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

1 этап – подготовительный

1

Изучить литературу по теме.

Сентябрь – октябрь

Накопление материала по теме.

2

Подготовить доклад на тему «Профилактика нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия».

Сентябрь – октябрь

Приложение 1.

Доклад на тему: «Профилактика нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия».

3

Провести сравнительный анализ состояния здоровья учащихся МБОУ УСОШ№4 за 2012-13 учебный год.

Сентябрь

Приложение 2.

Сводная ведомость состояния здоровья учащихся МБОУ УСОШ№4 за 2012-13 учебный год.

4

Составить сводную ведомость по заболеваниям опорно-двигательной системы за последние три года.

Октябрь

Приложение 3.

Сводная ведомость обследования учащихся по заболеваниям опорно-двигательной системы за последние три года.

5

Составить заключение по результатам обследования.

Ноябрь

Приложение 4. Заключение по результатам обследования.

2 этап – основной

1

Разработать тематическое планирование занятий по лечебной физкультуре.

Ноябрь – декабрь

Приложение 5. Тематическое планирование занятий ЛФК.

2

Организовать наблюдение над отдельными учащимися.

В течение года

Консультации для родителей и учителей.

3

Разработать систему упражнений и игр на формирование правильной осанки, профилактику сколиоза, плоскостопия.

В течение года

Приложение 6. Упражнения на формирование правильной осанки, профилактику сколиоза, плоскостопия.

4

Провести урок – показ для учителей школы

Декабрь

Приложение 7.

Конспект урока.

5

Провести урок – беседу для учащихся по теме: «Осанка – стройная спина».

Январь

Приложение 8.

Конспект урока.

6

Провести родительское собрание на тему: «Профилактика нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия».

Февраль

Приложение 9.

Протокол родительского собрания.

3 этап – заключительный

1

Провести диагностику состояния здоровья учащихся.

Апрель

Приложение 10.

Сводная ведомость обследования.

2

Составить сводную ведомость.

Апрель

Приложение 10.

Сводная ведомость обследования.

3

Обобщить опыт работы.

Май

Выступление на МО по теме: «Система работы по предупреждению и профилактике нарушений осанки в начальной школе».

Итоги реализации проекта

Проект находится на основной стадии реализации. Изучена литература по теме. Книга Валентины Ковалько «Здоровьесберегающие технологии» содержит теоретическую и практическую информацию о современном состоянии педагогики здоровьесбережения в начальной школе.

Помимо четких теоретических выкладок в пособии приводится конкретная программа здорового образа жизни и технология реализации школы здоровья на базе общеобразовательного заведения. Обобщены и представлены сценарии уроков и перемен здоровья, внеклассных мероприятий; классифицирован различный развлекательный материал для использования в двигательных играх с педагогической направленностью и физкультминутках.

В школе был проведен сравнительный анализ состояния здоровья учащихся за последние три года. Разработана и введена в образовательный процесс система упражнений по профилактике и предупреждению нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия. Ведется контроль над состоянием здоровья детей, имеющих заболевания опорно-двигательной системы.

Список литературы

  1. Антропова М. В. Физическое развитие ребенка/Под ред. В. И. Козлова, Д. А. Форбер. – М. , 1983г.
  2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М. : Просвещение, 1982г.
  3. Бальсевич В. К. , Запорожанов В. А. Физическая активность человека. – Киев: Здоровье, – 1987г.
  4. Вайнбаум Я. С. Дозирование физических нагрузок школьников. М. , Просвещение, 1991г.
  5. Дьяченко В. К. Общие формы организации процесса обучения. – Красноярск, 1984г.
  6. Ильющенков В. В. , Берсенева Т. А. Здоровье и образование. – СПб, 1993г.
  7. Калинова Г. С. , Мягкова А. Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников/ Человек. Культура. Здоровье. – М. , генезис, 1997г.
  8. Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе: Пособие для учителей. – 3 изд. – М. , 1983г.
  9. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. – М. : «Вако», 2004г.
  10. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М. , 2002г.
  11. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М. , 1998г.
  12. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М. : АРКТИ, 2003г.
  13. Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор/ Петровский Г. И. – Мн. : НИО, 2000г

Приложение 1

Доклад на тему: «Профилактика нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия».

Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Их возникновению способствуют перегрузка ребенка, неправильное сидение за партой, привычка носить тяжести в одной руке, несоответствие мебели росту ребенка и т. д.

С самого начала обучения в школе в жизни учащихся появляются некоторые отрицательные моменты: резкое ограничение двигательной активности, увеличение статической нагрузки, связанное с необходимостью длительного поддержания рабочей позы.

Формирование осанки у школьников связано с основными задачами предмета «Физическая культура» и проводится с учетом возрастных особенностей развития учащихся. Обучение правильной осанке в 1-4 классах направлено на привитие навыка правильной осанки и профилактику отрицательных влияний однообразных поз и малоподвижного режима, характерного для учебного труда.

Итак, под осанкой принято понимать привычное положение тела. Правильная осанка характеризуется: прямым положением туловища и головы; развернутой грудной клеткой; отведенными назад плечами, находящимися на одном уровне; нормальными естественными изгибами позвоночника; полностью выпрямленными в тазобедренных и коленных суставах ногами; прилегающими к грудной клетке лопатками,– находящимися на одинаковой высоте.

Могут обнаруживаться следующие нарушения осанки: ассиметрия плеч (разноплечие), разное положение лопаток(опускание одной из них, неодинаковое выступание углов лопаток и расхождение этих углов кнаружи), а так же разные линии талии, боковой изгиб позвоночника.

Сколиоз – это боковое искривление позвоночника. Могут быть сколиозы врожденные и возникающие в процессе роста ребенка. Принято делить сколиозы на простой, при котором имеется изгиб в одну сторону, и сложный – изгибы в обе стороны. Причиной приобретенного сколиоза чаще всего может быть слабое физическое развитие ребенка.

Различают три степени сколиозов.

При первой степени отмечаются небольшая сглаженность треугольника талии с одной стороны, легкая ассиметрия лопаток, неодинаковая высота плеч.

Вторая степень характеризуется четко выраженным противоискривлением позвоночника, развитием реберного горба, неодинаковым уровнем стояния лопаток и плеч.

Для третьей степени характерны уже стойко сформированные анатомические изменения в позвоночнике, что влечет за собой неправильное развитие грудной клетки, проявляющееся в образовании реберного горба, в деформации грудной клетки.

Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, которое нередко возникает в результате переутомления и ослабления мышц голени и стопы. Различают нормальную, плоскую и полую стопы. У людей с плоской и полой стопами при длительной ходьбе, стоянии, беге, прыжках появляются боли в ногах и спине. Все это сказывается на общем физическом развитии и осанке.

Для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, рекомендуется хождение босиком по неровной, но мягкой поверхности ( песок, мягкий грунт, эластичный ворс ковровых покрытий). Полезны специальные профилактические упражнения, например, ходьба на носках, на пятках, на внутренней и внешней краях стоп, захват предметов пальцами ног. А так же массаж, ношение специальной обуви.

При сколиозах используют пассивную и активную коррекции.

Активная коррекция включает упражнения для укрепления мышц стопы, выработки правильной осанки, улучшения функции дыхания, что положительно сказывается на форме грудной клетки, для улучшения общего физического развития.

К пассивной коррекции относятся применение массажа, ношение корсета.

В школе упражнения для формирования осанки включаются в комплексы утренней гимнастики, физкультурных минутках на уроках, в группе досуговой деятельности, и, конечно, на уроках по физической культуре. Это упражнения с гимнастическими палками, мячами, лежа на спине, животе и на боку; дыхательные упражнения на расслабление; игры подвижные и малоподвижные; гимнастические упражнения; висы; упражнения на равновесие. Не рекомендуются упражнения с подниманием тяжестей, а вот лыжные прогулки очень полезны.

Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений осанки у детей в домашних условиях:

  1. Обязателен дневной отдых 10-15 минут сразу после возвращения из школы.
  2. Подобрать письменный стол и стул соответственно росту ребенка и следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел.
  3. Избегать длительного сохранения одних и тех же поз (более 30-40минут). Обязательно чередовать выполнение письменных и устных уроков. Устные уроки учить лежа на животе на полу, подстелив одеяло ( под грудь положить валик из подушки или одеяла),при хорошем освещении.
  4. Носить рюкзаки на широких ремнях, нельзя носить сумку на одном плече.
  5. Спать на твердой постели, подушка маленькая. Пользоваться раскладушками и пружинными матрацами нельзя.
  6. Отдать предпочтение подвижным играм на свежем воздухе, прогулкам.
  7. В рацион обязательно включать продукты богатые кальцием, фосфором, магнием.
  8. Ежедневно выполнять упражнения из комплекса лечебной гимнастики(20-25минут).

Приложение 4

Заключение по результатам обследования.

Был проведен сравнительный анализ детей, имеющих заболевания опорно-двигательной системы, за последние три года. Выявлено, что количество детей, имеющих нарушение осанки, увеличилось на 11%, а детей имеющих плоскостопие на 2%. Но, необходимо учитывать, что дети, приходящие в 1-ые классы, уже имеют отклонения в состоянии здоровья.

Вывод.

Организация образовательного процесса по здоровьесберегающим технологиям, пропаганда здорового образа жизни одно из приоритетных направлений в работе школы. Необходимо обеспечить школьнику возможность сохранить здоровье, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. А также совершенствовать систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, разработать систему упражнений для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы.


Приложение 5

Тематическое планирование занятий ЛФК.

№п/п

Тема

Дата

1.

Зачем нужны занятия ЛФК? Подвижные игры на формирование правильной осанки.

2.

Для чего нужна правильная осанка? Разучивание комплекса упражнений в движении.

3.

Закрепление комплекса упражнений в движении. Упражнения на гимнастической стенке. П/и «Ловишки»– «Самолет».

4.

Правильная и неправильная осанка. Разучивание комплекса упражнений с гимнастической палкой.

5.

Закрепление упражнений с гимнастической палкой. Упражнения для мышц стопы. П/и «Ловишки»-«Часовой».

6.

Как проверить осанку? Упражнения в движении. Передача мяча.

7.

Упражнения с гимнастической палкой. П/и «Ловишки»-«Звездочка».

8.

Почему бывает плохая осанка? Разучивание комплекса упражнений у стены. Упражнения на равновесие.

9.

Закрепление комплекса упражнений у стены. Упражнения для мышц стопы. П/и «Ловишки»-«Ракета».

10.

Как добиться правильной осанки? Передача мяча. «Лодочка»-«Велосипед»-«Ножницы». Упражнения в движении.

11.

Упражнения с гимнастической палкой. П/и «Ловишки»-Ласточка».

12.

Разучивание смешанного комплекса упражнений при нарушениях осанки, сколиозе. Упражнения на равновесие.

13.

Закрепление смешанного комплекса упражнений при нарушениях осанки, сколиозе. Подвижные игры.

14.

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия. Упражнения у стены. П/и «Ловишки»-«Балерина».

15.

Упражнения на гимнастической стенке. Передача мяча.

16.

«Лодочка»-«Велосипед»-«Ножницы». Подвижные игры на формирование правильной осанки.

17.

Разучивание комплекса упражнений лежа на животе, спине и на боку. Упражнения в движении.

18.

Закрепление комплекса упражнений лежа на спине, животе и на боку. Подвижные игры.

19.

Упражнения с гимнастической палкой. Передача мяча.

20.

Упражнения у стены. Подвижные игры на формирование правильной осанки.

21.

Смешанный комплекс упражнений. Упражнения на гимнастической стенке.

22.

Упражнения для профилактики плоскостопия. «Лодочка»-«Велосипед»-«Ножницы».

23.

Упражнения лежа на спине, животе и на боку. П/и по выбору детей.

24.

Упражнения в движении. Передача мяча.

25.

Упражнения с гимнастической палкой и на равновесие. П/и.

26.

Упражнения у стены. «Лодочка»– «Велосипед»– «Ножницы».

27.

Смешанный комплекс упражнений. Передача мяча.

28.

Упражнения для профилактики плоскостопия и на гимнастической стенке.

29.

Упражнения лежа на животе, спине и на боку. П/и по выбору детей.

30.

Упражнения в движении и с гимнастической палкой.

31.

Упражнения у стены. П/и для формирования правильной осанки.

32.

Упражнения на гимнастической стенке и на равновесие. П/и.

Приложение 6

Упражнения на формирование правильной осанки, профилактику сколиоза, плоскостопия.

Упражнения в движении.

1. Ходьба на носках, руки на поясе.

2. Ходьба на пятках, руки вперед ( ладони внутрь).

3. Ходьба приставными шагами ( пятка к носку), руки на пояс. ( 1-2-3-вдох,4-5-6-7-8-выдох).

4. «Чайка» ( обычный шаг, руки в стороны – рывки, ладони вверх)-6-8 раз.

5. Руки « в замке» над головой, на каждый шаг рывки руками назад-6-8раз.

6. Руки «в замке» за спиной, на каждый шаг рывки руками-6-8раз.

7. «Цапля» ( руки согнуты в локтях впереди перед собой, ладошки вперед; поднимаем поочередно согнутую в коленях ногу, тянем носок).

8. Упражнение на дыхание: 1-2-3-вдох, разводим руки; 4-5-6-7-8-выдох, обхватываем себя.

Упражнения у стены ( без плинтуса).

1. И. п. – руки на пояс. 1-наклон вправо,2-И. п. ,3-наклон влево,4-И. п. -6-8раз.

2. И. п. – руки на пояс. 1-руки в стороны, встать на носки,2-И. п. ,3-4-то же-6-8раз.

3. И. п. – руки вверх. 1-присесть с прямой спиной,2-И. п. ,3-4-то же-6-8раз.

4. И. п. – о. с. ,ладошки снаружи. 1-руки в стороны,2-вперед,3-на пояс,4-И. п. -6-8раз.

5. И. п. – о. с. 1-согнуть правую ногу, обхватить руками, прижать к туловищу,2-И. п. ,3-то же с левой ногой,4-И. п. -6-8раз.

6. И. п. – руки вверх. 1-прогнуться ( пятки и голова касаются стены), 2-И. п. , 3-4-то же-6-8раз.

7. И. п. – руки на пояс. 1-поднимаем правую ногу вдоль стены,2-опускаем,3-4-то же с левой ногой-6-8раз.

8. И. п. – о. с. 1-согнуть правую ногу,2-выпрямить,3– отвести в сторону,4-о. с. То же с левой ногой.

9. Проверка осанки у стены: затылок, лопатки, пятки касаются стены, ладошки снаружи – сделать шаг вперед.

Упражнения лежа на животе, спине и на боку.

На животе (руки под подбородком).

1. 1-поднимаем голову и ноги,2-3-держим, 4-опускаем.

2. 1– поднять правую прямую ногу, 2– опустить , 3-4-тоже левой ногой – 6-8 раз;

3. «Ракета»(1– поднимаем ноги,2-разводим. 3-соединяем,4-опускаем).

4. «Лодочка».

5. «Кораблик».

На боку:

1. 1-поднимаем руку и ногу,2-опускаем,3-4-то же-6-8раз.

2 . 1-поднимаем две ноги вместе,2-опускаем,3-4-то же.

На спине (руки за головой):

1. 1-согнуть ноги,2-медленно опустить,3-4-то же-6-8раз.

2. 1-поднять прямые ноги,2-развести,3-соединить,4-опустить-6-8раз.

3. «Велосипед».

4. «Ножницы».

5. Качаемся на спине, обхватив ноги.

Упражнения с гимнастической палкой.

1. И. п. – о. с. , палка в руках внизу, 1– палка вперед, 2– вверх, встать на носки, 3– вперед, 4– И. п. – 6-8 раз.

2. И. п. – ноги на ширине плеч, палка на лопатках 1 поворот вправо, 2-И. п. , 3-4-тоже влево – 6-8 раз.

3. И. п. – о. с. , палка в руках внизу, 1-палка вверх, правую ногу назад на носок 2-И. п. , 3-4- тоже с левой ногой -6-8 раз.

4. И. п. - приставить пятку к носку, палка на лопатках 1– на носки, 2-о. с. , 3-4-тоже-6-8 раз. Сменить ноги.

5. И. п. – палка на спине. Массаж

6. И. п. – палка на спине, ноги на ширине плеч. 1-наклон вперед, 2-И. п. , 3-4-тоже-6-8 раз.

7. И. п. – тоже 1- полуприсед, колени развести в стороны, 2-И. п. , 3-4-тоже-6-8 раз.

8. И. п. – стоя на коленях, палка в руках внизу 1 – палка вверх, правая нога на пятку вперед, 2 – И. п. 3-4-тоже с левой ногой -6-8 раз.

и) И. п. – тоже 1палка вверх 2– к правой пятке, 3-вверх,4– к левой пятке – 6-8 раз.

Упражнения для профилактики плоскостопия:

– ходьба по гимнастической палке на носках, на середине стопы, на пятках «елочкой»;

– катать палку по 10 раз каждой ногой.


Приложение 7

Конспект урока во 2 классе по теме: «ОРУ с гимнастической палкой на формирование правильной осанки. Подвижная игра «Мяч среднему».

Цели:

– повторить комплекс общеразвивающих упражнений с гимнастической палкой;

– развивать выносливость, гибкость, быстроту;

– формировать правильную осанку; снять мышечное, психоэмоциональное напряжение;

– закрепить технику выполнения передачи мяча от груди;

– укрепление здоровья, повышение работоспособности;

– воспитание морально-волевых качеств;

– воспитание интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой.

Оборудование: гимнастические палки, два волейбольных мяча, магнитофон.

Вводная часть – 10 минут

  1. Построение, сообщение темы, целей урока.
  2. Упражнения в движении:

– ходьба на ногах, руки на пояс;

– ходьба на пятках, руки за спиной;

– «Чайка»;

– «Замок»;

– «Цапля»;

– упражнения на дыхание.

3. Общеразвивающие упражнения в движении (выполняются потоком):

– бег с высоким подниманием колена;

– бег с захлестыванием голени, руки за спиной;

– бег с приставными шагами;

– прыжки на правой и левой ноге;

– бег спиной вперед;

– бег с ускорением.

4. Бег на выносливость – 1 минута. Упражнения на дыхание.

Основная часть – 25 минут:

  1. ОРУ с гимнастической палкой:

а) И. п. – о. с. , палка в руках внизу, 1– палка вперед, 2– вверх, встать на носки, 3– вперед, 4– И. п. – 6-8 раз.

б) И. п. – ноги на ширине плеч, палка на лопатках 1 поворот вправо, 2-И. п. , 3-4-тоже влево – 6-8 раз.

в) И. п. – о. с. , палка в руках внизу, 1-палка вверх, правую ногу назад на носок 2-И. п. , 3-4– тоже с левой ногой -6-8 раз.

г) И. п. – приставить пятку к носку, палка на лопатках 1– на носки, 2-о. с. , 3-4-тоже-6-8 раз. Сменить ноги.

д) И. п. – палка на спине. Массаж

е) И. п. – палка на спине, ноги на ширине плеч. 1-наклон вперед, 2-И. п. , 3-4-тоже-6-8 раз.

ж) И. п. – тоже 1– полуприсед, колени развести в стороны, 2-И. п. , 3-4-тоже-6-8 раз.

з) И. п. – стоя на коленях, палка в руках внизу 1 – палка вверх, правая нога на пятку вперед, 2 – И. п. 3-4-тоже с левой ногой -6-8 раз.

и) И. п. – тоже 1палка вверх 2– к правой пятке, 3-вверх,4– к левой пятке – 6-8 раз.

2. Упражнения для профилактики плоскостопия:

– ходьба по гимнастической палке на носках, на середине стопы, на пятках «елочкой»;

– катать палку по 10 раз каждой ногой.

3. Упражнения на формирование правильной осанки:

а) лежа на спине, руки за головой:

– «Велосипед»;

– «Ножницы»;

– 1– невысоко поднять прямые ноги, 2– развести, 3– соединить, 4– опустить -6-8 раз;

– 1 поднять согнутые в коленях ноги, 2– опустить, 3-4 – тоже -6-8 раз.

б) лежа на животе, руки под подбородком:

– 1 поднять голову и прямые ноги, 2-3 держимся, 4-в И. п. – 3 раза;

– 1 поднять правую прямую ногу, 2– опустить , 3-4-тоже левой ногой – 6-8 раз;

– «Лодочка»;

– «Кораблик».

в) лежа на боку-1 поднять прямую руку и ногу, 2-опустить, 3-4-тоже -6-8 раз;

– 1-поднять две ноги, 2-опустить,3-4-тоже-6-8 раз.

  1. Релаксация (для снятия мышечного напряжения).

Звучит медленная музыка.

Лягте на спину. Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох, дышите легко и спокойно. Представьте, что вы находитесь на берегу моря, послушайте шум прибоя, крики чаек. Дышите легко и спокойно. Почувствуйте теплый песок, яркое солнце, приятный ветерок. Солнечные лучи нежно согревают вам плечи, легкий ветерок ласкает ваше тело. Вам легко и приятно. Тепло проходит по вашему лицу, плечам груди, животу рукам и ногам. Ваши мышцы легкие и расслабленные. С каждым вдохом вы чувствуйте себя спокойно и расслаблено. Вы отдыхаете, пока звучит музыка. А теперь потянитесь, сделайте глубокий вдох и на счет три откройте глаза. Раз, два, три! Вы полны сил и энергии.

  1. Игра « Мяч среднему».

Заключительная часть – 5 мин.

  1. Построение, подведение итогов.

– Что делали? Что было интересно?

2. Правила ЗОЖ:

– ежедневно делать зарядку;

– закаляться;

– заниматься физкультурой и спортом;

– соблюдать режим работы и отдыха;

– не привыкать к вредным привычкам;

– правильно питаться;

– соблюдать правила гигиены;

– Урок окончен. Желаю крепкого здоровья!

Приложение 8

Беседа в 4 классе по теме: « Осанка - стройная спина!»

– Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?

– Конечно, приятно! Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. При правильной осанке легче работать сердцу и другим важным органам.

– Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после восемнадцати лет исправить её недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте хрящевая ткань ещё не заменилась костной. Поэтому вам взрослые всё время говорят: « Не горби спину. Сиди прямо!» Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве приучиться держаться прямо, тогда, и в более старшем возрасте, не будут мучить боли в пояснице, спине.

Это интересно!

– Ученые провели наблюдения. Оказалось, что если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

Оздоровительная минутка.

– Положите на голову тетрадь или небольшую книгу. Пройдите вперед. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.

Нарушения осанки.

– У некоторых детей возникает нарушение осанки. Это называется сколиозом ( показ рисунка). Это значит, что деформирован позвоночник. Начинается такая болезнь, как правило, в 8-10 лет. Лечится долго, иногда даже в больнице.

Позволяет держать осанку позвоночник - основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей-позвонков ( показ рисунка). К позвоночнику присоединены ребра. Их можно пересчитать. Попробуйте сделать это.

– Сколько вы насчитали у себя ребер? ( 12 пар )

– Какую работу выполняют ребра? ( Защищают внутренние органы от повреждения ).

Осанка – стройная спина!

– Как вы думаете, может ребенок сам сформировать правильную осанку или, наоборот, деформировать её?

– Почему искривляется позвоночник у детей?

– Поэтому лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения.

Правила для поддержания правильной осанки.

– Что нужно делать, чтобы осанка была хорошей?

– Выполнять упражнения по укреплению мышц туловища.

– Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться.

– При переносе тяжестей нужно равномерно нагружать руки. Если вы будете носить портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.

– Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.

– Сидеть с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, подягиваться, а через каждые 30 минут обязательно встать, походить или полежать.

– Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору. После длительного стояния надо обязательно полежать ( разгрузить позвоночник).

– Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое подскажет, какая у вас осанка!

Ю. И. Голубева, МБОУ УСОШ №4, г. Удомля, Тверская область