Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания

В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования, назрела необходимость внедрения в учебный процесс инновационных методик и передовых педагогических технологий, призванных обеспечить индивидуализацию обучения, развивать самостоятельность учащихся как сложное интегральное качество личности, а также содействовать сохранению и укреплению их здоровья.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, ЗДОРОВЬЕ – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Здоровьесберегающая педагогика по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребенка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология это

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания)
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями)
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим

Здоровьесберегающая педагогика это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др. ).

В эту систему входит

  • Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
  • Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т. д. учащихся данной возрастной группы.
  • Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
  • Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности

Цель – здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебно-образовательного процесса: организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП; рациональная организация двигательной активности учащихся; система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Одна из важнейших технологий здоровьесбережения – школьная оценка


1. Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

2. Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

3. Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к вашему уроку. Этому не научит ни один учебник, это осваивается самостоятельно. Это наш самостоятельный путь к мастерству. Он непрост, но наполняет смыслом жизнь педагога.

Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики

  1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом вопросов здоровьесбережения.
  2. Реализация, на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как обще дидактических, так и специфических.
  3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
  4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
  5. Активизация развития всех сфер личности учащихся. 6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
  6. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
  7. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.
  8. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
  9. Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.
  10. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого учетом особенностей развития учащихся.

Современный дидактический принцип личностно-ориентированного обучения требует использования таких технологий обучения, которые содействуют сохранению здоровья школьников.

Охрана здоровья детей это приоритетное направление деятельности Правительства Российской Федерации

Тренинговые технологии.

  1. Работа в группах. В начале работы группа принимает правила-законы, по которым она живет. Правила нужны для создания положительной психологической атмосферы в группе.

    Основные правила группы:

  • Конфиденциальность.
  • Взаимоуважение.
  • Пунктуальность.
  • «Не давать оценок, не критиковать».
  • Право ведущего.
  1. Работа в группах кооперативного обучения. Кооперативное обучение-это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников (2-8 человек). Организация работы в группах предполагает выполнение следующих процедур:
  2. усадить участников лицом друг к другу;
  3. поставить перед ними общую задачу;
  4. наделить каждого участника определенной ролью. Например,ведущий (руководит работой в группе), секретарь (ведет запись предложений участников группы), лаборант (обеспечивает группу всеми необходимыми для работы материалами), хронометрист (следит за временем), докладчик (сообщает результаты работы).
  5. Стадии работы в малых группах.
  6. Подготовка (только для учителя)
  • определение цели;
  • сбор и анализ материала;
  • формулировка задач и проблем для отдельных подгрупп;
  • определение порядка работы;
  • приготовление необходимых рабочих средств.
  1. Информирование
  • подгруппы получают информацию о порядке работы;
  • подгруппам выдаются задания;
  • подгруппам выделяются рабочие материалы;
  • подгруппы занимают свои места;
  • подгруппы получают время для выполнения задания.
  1. Разработка
  • подгруппа определяет своих ответственных (руководителя, ведущего протокол, спикера, лаборанта, хронометриста и др. );
  • исходя из задания и используя рабочие средства, группы отрабатывают свою задачу;
  • группы формулируют результат своей работы в виде отчета;
  • группы проверяют свою задачу в отношении совместно заданной цели.
  1. Анализ результатов
  • подгруппы встречаются в составе общей группы для совместного анализа результатов своей работы;
  • спикеры подгрупп выступают с презентацией результатов работы;
  • результаты работы подгрупп обсуждаются;
  • результаты отдельных подгрупп координируются и обобщаются с выведением общего результата;
  • при необходимости общий результат фиксируется письменно всеми участниками.

Технология развития критического мышления.

Основа технологии – базовая модель, включающая три стадии: «вызов-осмысление-размышление».

  1. Актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемому вопросу. Можно использовать проблему, рисунок, вопрос, задачу, ситуацию, стихотворение и т. д. Классическим приемом вызова является мозговой штурм.
  2. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны обработать.
  3. Осмысление и осознание того, что они получили на уроке. Можно предложить учащимся составить синквейн– стихотворение, которое состоит из пяти строчек, написанных по правилам:
  • 1 строчка– существительное, обозначающее тему.
  • 2 строчка– два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета.
  • 3 строчка– три глагола, показывающих действие в рамках темы.
  • 4 строчка– фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме.
  • 5 строчка– существительное, выступающее как итог.

Интерактивные методы обучения.

Интерактивное обучение – это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге.

  1. Технология мозгового штурма.

    Мозговой штурм– это метод продуцирования идей и решений при работе в группе.

    Правила проведения «мозгового штурма».

  • все высказываются и все слушают;
  • все имеют равные права;
  • называя идеи, нельзя повторятся;
  • чем больше список идей, тем лучше;
  • разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы;
  • идеи не оцениваются и не критикуются.
  1. Т ехнология групповой дискуссии.

    Групповая дискуссия– специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Техника дискуссии:
  • Постановка проблемы.
  • Деление участников на группы.
  • Выбор представителя от каждой группы, который будет отстаивать точку зрения группы.
  • Обсуждение проблемы группой (мозговой штурм) в течение данного ведущим времени, либо индивидуального в зависимости от формы дискуссии.
  • Решение проблемы.
  1. Технология ролевой игры.

    Ролевая игра– это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.

    Цель – выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной жизненной ситуации.

    Этапы ролевой игры:

  2. Постановка задачи– определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже.
  3. Инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной ситуации.
  4. Разыгрывание ситуации.
  5. Моделирование желательного поведения.
  6. Отработка оптимального поведения.
  7. Получение обратной связи.

Подводя итог сказанному, хотелось бы заметить, что интерактивные методы обучения наиболее эффективны в обучении здоровью.

Важным элементом занятий являются упражнения-энергизаторы. Это короткие упражнения, восстанавливающие энергию группы и каждого ее участника. Они восстанавливают интерес к занятию и концентрацию внимания участников.

Ожидаемые конечные результаты программы

1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся.

2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.

3. Повышение приоритета здорового образа жизни.

4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.

5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.

6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников

7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.

Методы и приемы работы на уроке, позволяющие снять эмоциональное и физическое напряжение

1. Разрядка для снятия напряжения глаз с использованием проектора и экрана – физкультминутка для глаз. Дети следят за появляющимися на экране разноцветными фигурками, время такой зарядки-1-2 минуты.

2. Разрядка с использованием различного вида движения, физкультминутка, хорошо знакомая детям еще по начальной школе.

3. Шутливые истории на уроке, притчи, загадки т. д.

Здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. То есть в центр образовательной системы необходимо поставить личность ребёнка, стараться обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Для сохранения здоровьесбережения можно использовать и педагогику сотрудничества, благодаря которой создаются все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Учитывать индивидуальные способности и возможности учащихся позволяет и использование на уроках технологии уровневой дифференциации обучения. Один из способов работы по данной технологии – групповая работа. Класс делится на условные группы с учетом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитывается личностное отношение детей к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета. Для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения. В составе группы школьники сами выбирают задания, оценивая свою подготовленность на данное время. У учителя появляется возможность помочь детям «слабой» группы. Можно применять также различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок, что позволяет избежать монотонности на уроке. Спокойная, доброжелательная обстановка урока положительно влияет на работоспособность учащихся.

Физические упражнения для снятия напряжения во время работы с компьютером.

Комплекс упражнений для глаз (для снятия усталости и напряжения при работе с компьютером). Упражнения выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.

ВАРИАНТ 1.

Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Свести глаза к переносице и задержать взор на счет 1 – 4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 – 6. Аналогичным образом проводятся другие упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3 – 4 раза.

Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 – 6; затем налево вверх – направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. повторить 4 – 5 раз.

ВАРИАНТ 2.

Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Посмотреть на кончик носа на счет 1 – 4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1 – 6. повторить 4 – 5 раз.

Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх – вправо – вниз – влево и в обратную сторону: вверх – влево – вниз вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

Не поворачивая головы, перевести взор и зафиксировать его на счет 1 – 4 вверх, на счет 1 – 6 прямо; после чего аналогичным образом вниз – прямо, вправо – прямо, влево – прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую сторону с переводом глаз прямо на счет 1 – 6. Повторить 3 – 4 раза.

ВАРИАНТ 3.

Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 – 15.

Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами посмотреть направо на счет 1 – 4, затем налево на счет 1 – 4 и прямо на счет 1 – 6. Поднять глаза вверх на счет 1 – 4, опустить вниз на счет 1 – 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 – 6. Повторить 4 -5 раз.

Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 – 30 см, на счет 1 – 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.

В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на сет 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза.

Комплекс упражнений физкультурных минуток.

Физкультминутка способствует снятию локального утомления. По содержанию физкультминутки различны и предназначаются для конкретного воздействия на ту или иную группу мышц или систему организма в зависимости от самочувствия и ощущения усталости.

Физкультминутка общего воздействия может применяться, когда физкультпаузу по каким-либо причинам выполнить нет возможности.

Физкультминутка общего воздействия.

И. п. – о. с. 1 – 2 – дугами внутрь сделать два круга руками в лицевой плоскости. 3 – 4 – то же, но круги делать наружу назад. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

И. п. – стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1 – 3 – круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 – заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

И. п. – о. с. 1 – с шагом вправо руки в стороны. 2 – два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4 – и. п. 1 – 4 – то же влево. Повторить 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний.

Физкультминутка общего воздействия

И. п. – о. с. 1 – 2 – дугами внутрь сделать два круга руками в лицевой плоскости. 3 – 4 – то же, но круги делать наружу назад. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

И. п. – стойка ноги врозь, правую руку вперед, левую на пояс. 1 – 3 – круг правой рукой вниз в боковой плоскости с поворотом туловища направо. 4 – заканчивая круг, правую руку на пояс, левую вперед. То же в другую сторону. Повторить 4 – 6 раз. Темп средний.

И. п. – о. с. 1 – с шагом вправо руки в стороны. 2 – два пружинящих наклона вправо. Руки на пояс. 4 – и. п. 1 – 4 – то же влево. Повторить 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний.

Физкультминутка общего воздействия

И. п. – стойка ноги врозь. 1 – руки назад. 2 – 3 – руки в стороны и вверх, встать на носки. 4 – расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

И. п. – стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 – с поворотом туловища налево удар правой рукой вперед. 2 – и. п. 3 – 4 – то же в другую сторону. Повторить 6 – 8 раз. Дыхание не задерживать.

Физкультминутка общего воздействия

И. п. – руки в стороны. 1 – 4 – восьмеркообразные движения руками. 5 – 8 – то же, но в другую сторону. Руки не напрягать. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный. Дыхание произвольное.

И. п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – 3 – три пружинящих движения тазом вправо, сохраняя и. п. плечевого пояса. 4 – и. п. Повторить 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп средний. Дыхание не задерживать.

И. п. – о. с. 1 – руки в стороны, туловище и голову повернуть налево. 2 – руки вверх. 3 – руки за голову. 4 – и. п. Повторить 4 – 6 раз в каждую сторону. Темп медленный.

Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения

Наклоны и повороты головы повышают эластичность стенок шейных кровеносных сосудов, раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.

1

И. п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – 2 – круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 – 4 – то же левой рукой. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

И. п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 – обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 – и. п. то же налево. Повторить 4 – 6 раз. Темп быстрый.

  1. И. п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – повернуть голову направо. 2 – и. п. то же налево. Повторить 6 – 8 раз. Темп медленный.

О. В. Баландина, МБОУ "Лицей" р. п. Степное, Советский район, Саратовская область