Использование здоровьесберегающей технологии на уроках истории и обществознания
Использование здоровьесберегающей технологии на уроках истории и обществознания
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее.
От учителя в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, процесс обучения, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда.
На уроках и во внеурочной работе учитель истории решает 3 группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие, фиксируя при этом свое внимание не только на учащихся, но и на условиях проведения занятий.
В начале урока необходимо оценить и в дальнейшем удерживать свое внимание на гигиенических условиях в классе: достаточна ли освещенность, не мешает ли шум, доносящийся из-за окон или из соседних помещений, хорошо ли проветрен класс. Для таких оценок не требуется приборов – вполне хватит органолептических возможностей учителя. Так как пренебрежение этими требованиями приведет к более быстрому утомлению учащихся, а в дальнейшем скажется на их здоровье.
Первичная экспресс-оценка эмоционально-психологической атмосферы в классе на уроках истории проводится по следующим показателям:
– возбуждены (перевозбуждены), например после урока физкультуры;
– утомлены, выглядят уставшими;
– взволнованы, тревожны, чем-то обеспокоены;
– сосредоточены, деловиты, настроены на урок;
– насторожены, напряжены, враждебны
– дурашливы, расторможены, расслаблены.
И хотя нередко встречается сочетание того или иного вариантов, оценить преобладающую модальность состояния класса необходимо. Для этого опытному учителю бывает достаточно взглянуть на нескольких школьников – своеобразных индикаторов состояния всего класса. В дальнейшем подобными индикаторами состояния класса выступают ученики, которые:
– быстрее других утомляются, отключаясь от учебного процесса;
– отличаются трудностью концентрации и удержания внимания, повышенной двигательной активностью, возбудимостью и другими проявлениями психофизиологических особенностей;
– более склонны к нарушениям дисциплины;
– опережают других учеников в темпах выполнения классных заданий;
– вообще не включены в учебный процесс, присутствуют на уроке по необходимости.
Если ученики из последних трех групп относятся к числу сильных или неформальных лидеров класса, то в моей работе на первый план выступают социально-психологические аспекты работы с учащимися.
Объектом особо пристального наблюдения на всем протяжении урока являются дети группы риска по здоровью, обусловленного повышенной невротичностью и физической ослабленностью подростков, например, после перенесенного заболевания. Именно к ним адресованы индивидуальные педагогические технологии.
Решать коррекционные задачи также приходится в широком диапазоне действий, от почти автоматических – набросить во время перемены на батареи влажное полотенце при повышенной сухости воздуха, скорректировать неправильную позу ученика – до технологичных – изменить темпо– ритм проведения урока, вовремя провести физкультминутку, разрядить напряжение шуткой, дать творческое задание, организовать микрогрупповую форму работы класса и т. д. Как всегда, результат в немалой степени зависит от формы выполнения задачи.
К воздействию на физическое здоровье во время урока истории относится прежде всего сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует смена деятельности на уроке.
Формирование психического здоровья на исторических уроках не менее важно. Здесь развивается мышление, память, нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром. Все это достигается путем совокупности следующих компонентов: смена деятельности на уроке, эмоциональность, заинтересованность обучающихся, внутреннее спокойствие учеников, их стремление к познанию.
Социальное здоровье также формируется на каждом уроке. К нему относится умение жить в обществе, коммуникативность, удовлетворенность социальным статусом. Это достигается посредством общения на уроке между учителем и учениками и учениками между собой, а также общественными событиями, знакомством с явлениями, известными личностями, на примере которых можно воспитать много положительных качеств у обучающихся. Обучающиеся, знакомясь с тенденциями становления и развития общества и государства, начинают лучше ориентироваться в социуме, реализовывать себя.
Таким образом, здоровьесберегающий компонент на уроках истории необходим в современной школе с компетентностным подходом в обучении и гуманизацией образовательного процесса в условиях модернизации, потому что «здоровый нищий счастливее больного короля».
Т. Ф. Леоненко, МКОУ Венгеровская СОШ №2, Новосибирская область