Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе
Когда мы говорим о здоровье сберегающей деятельности в школе, то имеем в виду не только здоровье детей, но и здоровье учителя. Мы учим детей, как беречь свое здоровье, то есть говорим о питании, одежде, даем информацию о разного рода болезнях, как с ними бороться, как вести себя. Каждый день необходимо:
– Проветривание классной комнаты
– Поддерживать чистоту в классе
– Личная гигиена школьника
– Физическая зарядка на уроке, что немало важно в учебной деятельности.
Начиная урок, учитель должен обеспечить психологическую безопасность образовательной среды. Что значит психологическая безопасность образовательной среды? Это, прежде всего, возможность обеспечения безопасности всех участников образовательного процесса. И учитель, и ученик должны быть уверены, что они пребывают в безопасности, то есть во время обучения не должно быть:
– угроз
– насилия
– давления
В ученике нужно видеть не объект обучения, а личность со всеми потребностями. Когда мы начинаем видеть в ученике не человека, а объект работы, тогда начинаются проблемы. Чем больше давление, тем больше сопротивление. Нельзя забывать, что ребенок может чувствовать, принимать близко к сердцу неосторожно сказанную учителем реплику. И нужно общаться так, чтобы не травмировать ребенка, так как в классе дети из разных семей: сироты, дети из неблагополучных семей, из неполных семей, где воспитывает одна мать. Среда, в которой происходит обучение, должна находиться в психологической безопасности.
Принципы, обеспечивающие психологическую безопасность:
1. Принцип опоры на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие.
2. Принцип психологической защиты личности, каждого субъекта учебно-воспитательного процесса.
3. Принцип обеспечения социально-психологической умелости учителя.
Со стороны учителя ученик должен чувствовать психологическую поддержку. Психологическая поддержка – это процесс, который помогает поверить в себя, в свои возможности, избежать ошибок, поддерживать при неудачах, укрепить самооценку учащихся.
Механизм психологической поддержки:
– понимание (принять ученика таким, какой он есть)
– признание (ученик нуждается в признании своих достоинств)
– доверие
– похвала (человеку это нужно, бальзам на душу)
Проблемами здоровья в современном мире занимается наука валеология (от латинского – «валео» – «быть здоровым»). Валеология это наука о здоровье. Предметом этой науки является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни.
Здоровье – это полное физическое, духовное и социальное благосостояние. У врачей – отсутствие каких – либо болезней. Здоровье – это уровень самочувствия, благодаря которому индивид или группа способны реализовывать стремления и удовлетворять потребности, а также изменять среду или предотвращать ее неблагоприятное влияние. Здоровье – это ресурс, который обеспечивает продуктивную, индивидуальную, социальную, профессиональную и экономическую жизнь. Для реализации здоровьесберегающих технологий на уроках, прежде всего, важно здоровье самого учителя. Откуда же болезни учителей? Почему же возникают проблемы со здоровьем у учителей? Из года в год, если учитель не следит за своим здоровьем (отдых, лечение), занят только одной работой, не уделяет внимания своим увлечениям, происходит «выгорание» учителя.
Причины выгорания:
– совмещение своих домашних проблем и учительской работы
– неумение владеть своими чувствами
– переутомление
– давление со стороны администрации
Для того, чтобы в педагогическом коллективе происходило как можно меньше «профессионального выгорания» учителей, нужно формировать валеологическую культуру учителя.
Н. В. Шевченко, МБОУ СОШ № 1, х. Керчик – Савров, Октябрьский район, Ростовская область