Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Как сберечь здоровье ребёнка

Как сберечь здоровье ребёнка Общеизвестно, что одним из основных показателей уровня развития государства и его социального благополучия являются показатели продолжительности жизни и состояния здоровья. Наша жизнь постоянно преподносит примеры того, как очевидно нарушается соотношение требований к разуму и телу: первые из них завышены, а вторые занижены. Как следствие – деградация современного человека. Это и патология сердечнососудистой системы, и отклонения в осанке, быстрая утомляемость, вялость, огромное число простудных заболеваний, плохое усвоение учебного материала, отклонения в психике.

Более половины юношей и девушек, оканчивая школы, уже имеют 2-3 хронических заболевания, и в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми. Более 30% юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию. Таким образом, в России на сегодняшний день сложилась тревожная ситуация, судящая довольно мрачные перспективы развития государства.

Ребенок – наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжелая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребенка нужно потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры, методов и способов решения воспитательных задач здоровьясбережения может помочь ребенку сохранить здоровье.

Формирование всесторонне развитой личности – важная задача школы. Современные дети и подростки часто не имеют четкого представления о закономерностях процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения, способах поддержаниях высокого уровня работоспособности, культуре физической деятельности, т. е. не обладают всеми теми знаниями, значимость которых особенно возросла в настоящие время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой. Поэтому так важно, чтобы навыки здорового образа жизни формировались в школе. В обращении президента РФ к федеральному собранию одним из важных аспектов в образовании выделено здоровье, поэтому именно реализация этой программы внесет свою лепту в воспитание здорового образа жизни подрастающего поколения.

Цель работы – раскрыть сущность здоровьесберегающих технологий и показать, как можно сберечь здоровье детей для их будущего благополучия и успешности в жизни.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– показать, как организовать режим дня школьника;

– раскрыть особенности питания и питьевого режима ребёнка;

– выявить опасности, которые подстерегают детей дома.

Объект исследования – здоровье ребёнка.

Предмет исследования – здоровьесберегающие технологии.

В работе использовались теоретический метод (изучение литературы, обобщения, выводы), эмпирический метод (наблюдение, опыт педагогической работы).

1 Режим дня школьника

Для учителей и родителей не является секретом то, что нагрузки в современной школе весьма серьезны, и состояние здоровья детей-школьников оставляет желать лучшего. Ведь количество здоровых школьников неуклонно снижается к одиннадцатому классу. Как же помочь детям сохранить свое здоровье, и при этом успевать выполнять все требования школьной программы, учителей и родителей.

Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста важен и необходим. В теории все знают, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Но на практике четко организовать и спланировать день школьника довольно сложно. Режим основан на закономерностях, по которым живет организм, от его соблюдения или несоблюдения, прежде всего, зависит такой важный показатель состояния организма как работоспособность.

1. 1 Нагрузки и переутомление

У первоклассника работоспособность снижается довольно быстро, о чем свидетельствует общее двигательное беспокойство. Через 15-20 минут после начала урока дети начинают отвлекаться, вертеться – то же самое происходит дома во время приготовления домашних заданий.

Двигательное беспокойство – защитная реакция детского организма, который как бы отключается, дает себе отдых, не доводя до утомления. Слова, окрики, упреки не помогают, поскольку дети не отдают себе отчета в том, почему это с ними происходит.

Только спланированное переключение с одного вида деятельности на другой может предотвратить утомление и удержать внимание ребенка.

При любой деятельности сначала происходит постепенное повышение показателей работоспособности, так называемое врабатывание. Затем наступает пик работоспособности; а потом появляются первые признаки утомления: снижается внимание, возникает двигательное беспокойство, растет число ошибок. Это только внешние признаки.

Одновременно повышается напряжение всех физиологических систем, и если вовремя не уменьшить нагрузки, а продолжать занятия с той же интенсивностью, работоспособность резко падает. Эти закономерности необходимо учитывать в школе на уроках и дома во время домашних занятий. Изменения в организме, связанные с утомлением, временны и исчезают при отдыхе или смене деятельности.

Учебный процесс не может вовсе избежать утомления школьников, но должен строиться так, чтобы отдалить его наступление и предупредить возникновение переутомления. Опасность переутомления в том, что изменения, происходящие в организме, уже не устраняются кратковременным отдыхом и переключением на новый вид деятельности. Если переутомление хроническое, длительно действующее, оно сказывается на росте и развитии ребенка, общем состоянии его здоровья. Все отрицательные последствия обучения имеют в своей основе переутомление, перегрузку.

Рационально организованный режим дня школьникавыглядит примерно следующим образом. Подъем за час-полтора до выхода в школу, утренняя зарядка, завтрак, который обязательно должен быть горячим. Занятия в школе. Когда ребенок возвращается из школы, он находится на спаде работоспособности. Поэтому сначала ему необходимо пообедать, отдохнуть – и ни в коем случае не садится сразу же за уроки.

Отдых желателен активный, на свежем воздухе, в играх и движении – не менее 3-3,5 часов. Нельзя ни в наказание, ни по любым другим причинам лишать ребенка этого отдыха, он необходим ему. Для детей ослабленных, часто болеющих, со слабой нервной системой лучший отдых – полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате. Сон способствует еще и разгрузке опорно-двигательного аппарата и служит хорошей профилактикой нарушений осанки.

Важно правильно организовать выполнение школьником домашних заданий. Часто выполнение всех заданных на дом уроков занимает у младших школьников полтора-два часа, поскольку у них еще нет навыков самостоятельной работы и они делают все медленно, через силу.

Максимальная продолжительность работы у младших школьников не больше 30 минут. Лучшее время для приготовления уроков – 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут необходим перерыв для восстановления работоспособности. Начинать готовить уроки надо с менее сложных, затем переходить к самым трудным.

1. 2 Как сберечь зрение ребёнка

Все мы знаем, что, одним из важнейших органов чувств являются глаза. Как взрослые, так и дети получают около 80 процентов информации об окружающем мире с помощью зрения. Родителям нужно помнить и о том, что хранить и защищать зрение своего ребенка. Специалисты помогают родителям в этом при помощи некоторых рекомендаций, которых нужно придерживаться. Время непрерывного занятия не должно превышать одного часа. А если занятие однотипное – не более 20 минут. Занятия должны чередоваться играми и прогулками на свежем воздухе.

В наше время школьник проводит все больше времени, работая за компьютером. Родители должны запомнить и настоятельно рекомендовать своему чаду проводить перед экраном без перерыва не более 30-40 минут. И акцентировать внимание на том, что расстояние до монитора должно быть не менее 40 сантиметров, и не более одного метра. При этом настольная лампа, светильник или люстра должны быть расположены так, что излучаемый ими свет не попадал в глаза ребенку. А так же, помните о том, что, вредно сидеть за компьютером в абсолютной темноте. Родителям нужно следить за позой, в которой сидит их дитя, ведь работая на компьютере можно не только испортить зрение, но и нанести вред позвоночнику.

Младшим школьникам не стоит смотреть телевизор дольше 40-45 минут в день. А детям возбудимым, ослабленным стоит сократить и это время. Нельзя смотреть телевизор лежа, только сидя на расстоянии 2-5,5 м от экрана. Желательно сзади установить подсветку, чтобы снизить контрастность экрана.

Для профилактики заболеваний специалистами рекомендуется выполнять такие упражнения:

Сильно зажмурить глаза на пять секунд, затем открыть и посмотреть на достаточно отдаленный предмет в течение семи секунд. Повторить это упражнение пять раз.

Быстро поморгать глазами, закрыть их, и посидеть смирно около семи секунд. Повторить пять раз.

Сделать пять круговых движений глазами в одну и в другую стороны. Затем, достаточно отдаленный предмет на протяжении шести секунд. Повторить два раза.

Эти упражнения лучше всего применять в середине урока. Если ребенок занимается зрительной работой дома, упражнения нужно выполнять через каждые 40 минут. Для профилактики заболеваний глаз, ребенку нужно кушать чернику, шиповник, клюкву, морковь, землянику, капусту, помидоры и репу.

Хотелось бы заметить еще один важный момент, касающийся зрения. Многие дети читают и играют на телефоне в игры в транспорте. Это очень вредно, ведь из-за того, что объект наблюдения постоянно трясется в их руках, глаза находятся в постоянном напряжении, ведь они постоянно подстраиваются, чтобы сфокусировать взгляд ребенка на движущемся предмете. Как результат – быстрая утомляемость глаз. А систематические нагрузки на глаза такого рода, могут привести к развитию близорукости, зрительному утомлению т. д.

1. 3 Двигательная активность

Ребенку, который начал учиться в школе, часто не хватает двигательной и физической нагрузки,из-за этого появляются вялость, утомляемость, задержки роста. Поэтому в распорядке дня у школьника обязательно должны присутствовать утренняя гимнастика и физкультурные минутки во время приготовления домашних заданий.

Свежий воздух ребенок может получить только во время прогулок. Отпускайте малыша гулять чаще и на длительное время. Если боитесь за безопасность ребенка, гуляйте вместе с ним или хотя бы выезжайте в выходные дни на природу или осваивайте вместе с чадом близлежащие окрестности. Кислородное голодание плохо сказывается на работе мозга и в целом на здоровье детей. Достаточное насыщение мозга кислородом поможет малышу справляться с трудными школьными занятиями.

Позволяйте ребенку больше двигаться – если нет возможности вдоволь побегать на улице, пусть резвится дома, даже, если всё кругом пойдет шиворот-навыворот. В конце концов, квартиру можно прибрать, а ребенок выплеснет всю накопившуюся энергию, в том числе, отрицательную и получит позитивный заряд бодрости. Также физическая активность в дневное время позволит ему крепче спать ночью и вообще стать более крепким и устойчивым ко всякого рода школьным стрессам и нагрузкам.

Устраивайте ребенку полноценный отдых в выходные дни и каникулы. Полноценно отдыхать для школьника – значит активно и не перед телевизором или компьютером. Отвлечься от школьных нагрузок лучше всего с друзьями на природе или осваивая новые, абсолютно отличные от школьных видов деятельности – будь то занятие новым видом спорта или увлечение рукоделием.

1. 4 Сон

В младшем школьном возрасте очень важно следить за соблюдением режима сна.

Пусть ребенок спит столько, сколько ему необходимо. Но при этом сон не должен становиться способом «отлынивания» от важных дел и заданий. Нормы сна для школьников, следующие: старшеклассник должен спать не менее девяти часов. Одиннадцати – двенадцатилетним школьникам положено спать десять часов. Первоклассникам желательно спать около одиннадцати часов ночью, а некоторым требуется дополнительно час-два сна в дневное время. Но всё же, эти нормы достаточно индивидуальны и каждый родитель должен ориентироваться, исходя из физических и психических характеристик своего любимого чада. Сон должен быть глубоким и спокойным, поэтому не допускайте перед сном шумных игр, занятий спортом, просмотра страшных фильмов, ссор и повышения голоса. Снижение работоспособности и повышенная утомляемость могут наблюдаться и при достаточном по времени, но беспокойном сне, частых пробуждениях, что нередко бывает, когда в комнате, где спит ребенок, включен телевизор, радио.

Следование изложенным выше рекомендациям позволит ребенку-школьнику легче пережить школьные нагрузки, лучше усвоить учебную программу, а его родителям быть спокойными за здоровье любимых детей.

Режим дня особенно важен для школьников. Правильное чередование разных видов деятельности, достаточный сон, регулярный отдых на свежем отдыхе – все это способствует нормальному развитию нервной системы, обеспечивает ребенку хорошую работоспособность.

2 Питание

Специалисты утверждают, что на сегодняшний день практически каждый выпускник школы имеет в среднем два, а то и три заболевания функционального характера. И всего лишь десять процентов детей, заканчивающих школу – здоровые дети. Но, чтобы эта неутешительная статистика не коснулась вашего ребенка, вам нужно побеспокоиться о том, как сберечь здоровье ребенка в школе, начиная с первого класса. Для этого необходимо усвоить то, что надо соблюдать установленный режим занятий и отдыха, при этом помнить о правильном питании.

Школьникам рекомендуется кушать четыре раза в день. Между приемами пищи должно пройти не более трех-четырех часов, иначе ребенок, сильно проголодавшись, может сразу съесть значительное количество пищи, при этом плохо ее пережевывая. Большое количество еды, которое большими кусками попало в желудок, плохо переваривается. В таком случае, желудок получает большую для него нагрузку, что может привести к расстройству желудка.

Питание ребенка-школьника должно быть сбалансированным и нацеленным на восполнение витаминов и веществ, активно потребляемых мозгом. Мясные, молочные и кисломолочные продукты обязательны в меню школьника. Естественно, не забывайте о фруктах и овощах, желательно местного производства, а еще лучше с собственного огорода и сада. И поменьше газировки, тортиков, пирожных и других синтетических сладостей. Правильное питание полезно не только мозгу, но и желудку и всему растущему организму.

Исключается из рациона жирное, жаренное и очень соленое мясо. Оно должно быть мягкое, и пройти длительную термообработку. Это касается и рыбы. И вообще, нужно исключить все жаренное, жирное и острое из меню ваших детей. Эта пища ничего полезного им не принесет, только вред.

Из рациона ребенка категорически исключается употребление воды из-под крана. Допускается вода кипяченая, отфильтрованная или бутилированная. Напитки, содержащие никотин, такие как чай, кофе или какао, допускается для употребления лишь в небольших количествах. Наверное, даже не стоит упоминать о вреде, который наносит алкоголь детскому организму.

Родителям нужно обратить особое внимание на воспитание у своего чада основ правильного питания и личной гигиены. Такая подготовка перед школой просто необходима. Ведь вы не сможете всегда контролировать мытье рук перед едой и непосредственно сам процесс приема пищи, который при неправильном подходе может привести к хроническим заболеваниям органов пищеварения.

Родителям необходимо запомнить несколько правил:

– постарайтесь привить своему ребенку основы правильного питания и личной гигиены;

– постарайтесь проследить соблюдением ребенком режима питания;

– в рационе школьника не должно быть жареных, острых и жирных блюд, а питание должно быть разнообразным и легкоусвояемым;

– качество продуктов должно быть высоким, без красителей и консервантов.

Во время занятий нужно делать перерывы для отдыха. А после – обязательно нужно выделить время для активных игр, желательно на свежем воздухе.

3 Опасности, которые подстерегают детей дома

Здоровье ребенка - это то, без чего не может состояться счастье семьи. Ни богатство, ни успешная карьера, ни самая пылкая и крепкая любовь не смогут привнести достаточно счастья и света в ту семью, где самый главный в ней человек – ребенок – болен. Именно поэтому с самого рождения о маленьком человеке следует заботиться особо тщательно и помнить, что все те мелочи, на которые мы привыкли не обращать внимания, могут нанести ему существенный вред.

Откуда приходят детские болезни?

Еще 100 лет назад аллергия была довольно редким заболеванием. Еще 50 лет назад дети страдающие сахарным диабетом были редкостью, а дети с астмой практически не встречались – считалось, что это болезни пожилых людей. Сегодня малыши болеют гораздо чаще взрослых, а болезни, которые их "косят" вызывают ужас у врачей – это и аллергии, и тот же диабет, кардиологические и неврологические болезни и даже онкологические. Дети в семьях горожан болеют вне зависимости от социального статуса, образования или образа жизни родителей.

В нашей стране, а особенно в наших городах совершенно бессовестно нарушаются все законы об охране природы и здоровья. Мы круглосуточно находимся под влиянием вредных излучений, мы едим то, что даже насекомые и бактерии не будут употреблять, пьем воду от которой умирает все живое. Следствие этого – рак, инфаркты, инсульты в 30 лет. Но если взрослых это убивает в 30-40 лет, то у детей все это бьет с тройной силой. И как результат – малышей, не страдающих аллергией сегодня меньше, чем аллергиков. И как результат – эпидемии диабета, аутизма, неврологических заболеваний среди детсадовцев!

А что же еще представляет опасность для малыша в современной городской квартире?

Оказывается:

– Телевизор ни в коем случае не должен находиться в детской комнате. Да и в соседних комнатах его нужно располагать так, чтоб его задняя крышка не смотрела на стену детской, а тем более на детскую кроватку. Самое сильное излучение исходит именно из-за задней крышки телевизора, и стена ему не преграда.

– Холодильник, особенно дорогой и модный, с системой ноу-фрост лучше всего вообще вынести в коридор или прихожую, одним словом, в нежилое помещение. Потому что сила электрического излучения в таких морозильных камерах способна при длительном воздействии вызывать заболевания крови, мозга, желудка, разрушать сердечнососудистую систему. Каждый раз, когда малыш открывает дверь такого холодильника и рассматривает его содержимое, он подвергается этой опасности. Выводы делайте сами.

– Мобильные телефоны – отдельная тема. Несмотря на то, что двумя «мoбилками» нельзя сварить яйцо, несмотря на то, что мобильных телефонов в России сегодня больше чем людей, а все производители трубок в один голос кричат о безопасности – ученые всего мира советуют пореже прикладывать телефоны к уху, не носить их на теле (в карманах и на ремнях) и не в коем случае НЕ ДАВАТЬ РЕБЕНКУ.

– Компьютер в детской комнате тоже стоять не должен. Задняя крышка монитора и системного блока должны быть направлены на уличную стену, за которой никого нет. В противном случае это может нанести вред здоровью тех людей, которые попадают под электрическое облучение.

Заключение

Итак, формирование, сохранение и укрепление здоровья учащихся является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности. Здоровый образ жизни воспитанников обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей каждого, способствует их социализации и является необходимым условием воспитания всесторонне развитой личности.

Полноценный рост и развитие ребенка напрямую зависят от правильного рационального питания. Дети – это растущий организм, а его, как известно, нуждается в достаточном количестве питательных веществ и витамин. В рационе школьника должно присутствовать достаточное количество белков, жиров, углеводов, витамин, минеральных веществ и воды. При этом нужно соблюдать режим питания и обеспечивать наличие различных и легко усвояемых продуктов. А это значит, что в рационе ребенка просто обязаны быть в наличии такие продукты, как молоко, мясные изделия и продукты растительного происхождения. Родителям всегда следует помнить и о качестве выбранных продуктов. Они должны быть свежими и не должны содержать консервантов, искусственных красителей и добавок.

Очень важно сегодня не только подготовить ребенка к самостоятельной жизни, воспитать его нравственно и физически, но и научить его быть здоровым, способствовать формированию у него осознанной потребности в здоровье, как залога будущего благополучия и успешности в жизни.