Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Проблема деформации сводов стопы у школьников и практические рекомендации для работы на уроке

Проблема деформации сводов стопы у школьников и практические рекомендации для работы на уроке

Обобщение литературных источников, педагогического опыта, данные исследований позволяют рекомендовать к использованию в учебном процессе по физическому воспитанию в школе разработанную структуру оз­доровительных уроков, в большей степени способствующих профилактике и коррекции деформаций сводов стопы у детей среднего школьного возраста.

Данная структура предполагает:

– использование в базовом компоненте основной части урока выполне­ния требований программы по физическому воспитанию общеобразователь­ной школы для учащихся 5-х классов;

– выполнение комплексов целенаправленных физических упражнений в течение 10-12 минут в вариативном компоненте основной части урока, кото­рые в большей степени способствуют повышению силовых и скоростно-силовых способностей школьников, имеющих уплощенный свод стопы;

– данные комплексы должны содержать разнонаправленные упражнения (на силу, скоростно-силовые возможности, подвижность в голеностопном суставе и т. п. ) с целью разностороннего воздействия на мышечно-связочный аппарат стопы;

– при составлении плана работы по физическому воспитанию на учеб­ный год с данным контингентом занимающихся необходимо предусмотреть замену рекомендуемых комплексов в течение 2-3 недель и их постепенное обновление (до 50%) в течение каждой четверти;

– обязательное использование приемов самомассажа мышц нижних ко­нечностей в течение 3-5 минут в заключительной части урока по физической культуре и в вечернее время дома способствует восстановлению функций утомленных мышц голени и стопы, предупреждает развитие регидности (крепатуры) и болезненности мышц, повышает сократительную способность мышц и общую работоспособность;

– при выполнении предложенных комплексов необходимо учитывать постепенность и последовательность в освоении объема и интенсивности це­ленаправленных физических упражнений с закреплением и совершенствова­нием достигнутого на последующих этапах учебного года.

– составление учащимися конспекта для профилактики плоскостопия:

-не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или на плоской подошве; оптимальная высота каблука – 3-4 см.

-для уменьшения деформации свода стопы можно пользоваться супинаторами, постоянно выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы, голени.

-выполнять общеразвивающие упражнения и упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц свода стопы).

-полезно ходить по скошенной траве, галечнику.

В домашних условиях добавить следующие упражнения:

– ходить по валику босиком

– поднимать с пола карандаш пальцами ног;

– катать мяч подошвами ног

– делать массаж ступней

Таким образом, целенаправленные физические упражнения, способст­вующие профилактике и коррекции деформаций сводов стопы в сочетании с самомассажем мышц нижних конечностей, органично взаимосвязаны с ос­воением программного материала по физическому воспитанию в школе. Ис­пользование целенаправленных физических упражнений в вариативном ком­поненте урока не препятствует освоению базовых двигательных умений и навыков, специальных знаний, и развитию физических качеств, предусмот­ренных комплексной программой по физическому воспитанию для учащихся V-XI классов общеобразовательных школ, что способствует более полному и гармоничному развитию растущего организ­ма.

Для организации целенаправленного воздействия на организм школьни­ков средствами физического воспитания необходимо проведение их тестиро­вания в начале учебного года. На наш взгляд, после предварительного плантографического исследования сводчатости стопы у каждого школьника, для детей, имеющих уплощенную стопу, в программу тестирования необходимо включить тесты, отражающие уровень силовых и скоростно-силовых воз­можностей мышц стопы и голени: прыжки с места вверх и в длину, прохож­дение максимальной дистанции за счет сгибания пальцев ног. В последнее занятие каждого триместра следует проводить тестирование физической подготовлен­ности, что позволит проследить динамику исследуемых параметров.

Считаю необходимым повышение уровня педагогических знаний учи­телей физической культуры общеобразовательных школ для создания более полного представления о влиянии наиболее эффективных физических уп­ражнений на школьников с деформацией сводов стопы с целью профилакти­ки и коррекции данного отклонения в опорно-двигательном аппарате детей.

Cтруктура урока школьного типа с использованием целенаправленных физических уп­ражнений и приемов самомассажа мышц нижних конечностей, на мой взгляд, является наиболее целесообразной, так как обеспечивает укрепление мышечно-связочного аппарата стопы и голеностопного сустава, устранение болевых ощущений и ускорение восстановления мышц после физической на­грузки, что в конечном итоге нормализует свод стопы у детей 11-12 лет.

Примерные комплексы ЛФК, рекомендуемые для профилактики деформаций сводов стопы.

Комплекс№ 1

  1. Стоя прямо за спинкой стула, носки и пятки сомкнуть, руками опереться о спинку стула. Медленно подняться на пальцы, сохранить такое положение на некоторое время. Опуститься на всю ступню, перенеся тяжесть тела на внешнюю сторону стопы.
  2. Сидя на стуле, упереться ступнями в пол, ступни параллельно друг другу на ширине плеч. Пальцами ног захватить какой-нибудь предмет и, не отрывая пяток от пола, передвигать этот предмет справа налево, пока обе стопы не повернуться пальцами внутрь.
  3. Положить на пол деревянный брусок. Встать на края бруска так, чтобы пятки упирались в него, а пальцы в пол. Медленно подниматься на носки и также медленно опускаться в и. п.
  4. Сидя на стуле, поднимать с пола пальцами ноги мячик.
  5. Походить 1-2 минуты на носках, перенеся всю тяжесть тела на переднюю часть стопы.
  6. Сидя на стуле. Ноги вместе, ступни сомкнуты. Разводить колени в стороны, поднимая пятки от пола и поворачивая подошвы внутрь, сжать ступни.
  7. Стоя, попробуйте развести пальцы ног как можно шире.
  8. Ходьба на наружных сводах стоп, полуприсед ( 6-8 раз )
  9. Ходьба на наружных сводах стоп , руки на поясе ( 30-60 сек. )
  10. Стоя в основной стойке, руки на поясе. Поднять пальцы кверху, вернуться в и. п. (10-15 раз)
  11. Стоя носками внутрь, пятками наружу. Подняться на носки, вернуться в и. п. (10 раз)
  12. Стоя ноги врозь, стопы параллельны, руки в стороны. Выполнить присед, не отрывая ступней от пола. Встать в и. п. (6-8 раз)
  13. Стоя, правая/левая нога впереди носка левой/правой (след в след). Подняться на носки (8-10 раз).
  14. Стоя на носках, руки на поясе, стопы параллельны. Покачиваться в голеностопных суставах, поднимаясь на носки и опускаясь (8-10 раз).
  15. Стоя на носках, повернуть пятки кнаружи и вернуться в и. п. (8-10 раз).
  16. Стоя, стопы параллельны, на расстоянии ладони. Сгибая пальцы, поднимать внутренний край стопы (8-10 раз).
  17. Стоя, стопы повернуты внутрь. Подняться на носки, медленно согнуть ноги в коленях, медленно выпрямить ноги в коленях, вернуться в и. п. (6-8 раз).
  18. Ходьба в полуприседе (30-40 сек. )
  19. Стоя, поднять левую/правую ногу. Разгибать и сгибать стопу (10-12) каждой ногой.
  20. Стоя, поднять левую/правую ногу, повернуть стопу кнаружи, затем внутрь. Повторить 4-6 раз.
  21. Стоя, поднять левую/правую ногу. Круговые движения стопой.
  22. Ходьба на носках в полуприседе, носки внутрь.
  23. Ходьба «гусиным» шагом.
  24. Лежа на спине, ноги согнуты в коленях, стопы вместе, упираются в пол. Активно разводить пятки с возвращением в и. п.
  25. Лежа на спине, поочередно оттягивать носки с одновременным поворотом стопы внутрь.
  26. И. П. – то же, но оттягивать носки одновременно.
  27. Лежа на спине, ноги врозь. Скользить стопой правой ноги по голени левой.
  28. Лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах и упираются в пол. Поочередно отрывать пятки от пола.
  29. Лежа на правом боку, ноги вытянуты. Сгибать левую ногу в коленном суставе, оттягивать носок.
  30. Лежа на животе, руки на полу, носки повернуты внутрь. Поднимать голову и туловище с поворотом стоп внутрь.
  31. Лежа на животе, руки в пол, ноги вместе, носки оттянуты и повернуты внутрь. Перейти в упор лежа с опорой на передний отдел стопы и кисти рук.

Комплекс № 2

  1. Ходьба на носках.
  2. Ходьба с опорой на наружный край стопы.
  3. Ходьба с согнутыми пальцами и приведенными стопами.
  4. Ротация голени кнаружи при фиксированной стопе.
  5. Захватывание стопами округлых предметов и перемещение их с одного места на другое.
  6. Захватывание пальцами одной и другой стопы палки или карандаша.
  7. Приведение переднего отдела стоп – имитация подгребания песка.

Примерные упражнения из разных и. п.

– В положении лежа выполняются следующие упражнения:

  • Лежа на спине, поочередно и вместе оттягивать носки стоп, приподнимая и опуская наружный край стопы;
  • Согнуть ноги в коленях, упереться стопами в пол, развести пятки в стороны, вернуться в исходное положение;
  • Стопой одной ноги, охватывающей голень другой, скользить по голени;
  • Согнуть ноги в коленях, упереться стопами в пол, поочередно и одновременно приподнимать пятки от пола;

– В положении сидя рекомендуется выполнять следующие упражнения:

  • Приведение и супинацию стоп с одновременным сгибанием пальцев;
  • Захватывание обеими стопами снаряда и поднятие его с пола;
  • Подгребание пальцами матерчатого коврика;
  • Захватывание и приподнимание пальцами соответствующего снаряда;
  • Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола;
  • Разведение коленных суставов при установке стоп на наружный край с максимальным сжатием пальцев;
  • Из исходного положения сидя «по-турецки» и упором кистей в пол вставать, опираясь на тыльную поверхность стоп.

– В положение стоя выполняются упражнения, дающие возможность, кроме тренировки мышц, корригировать свод стопы.

– Приподнимание на носках с упором на наружный край стопы;

– Повороты корпуса при фиксированных стопах;

– Упражнение «ласточка» с последующим поворотом корпуса в сторону опорной ноги;

– Установить стопы поперек палки, производить полуприседания и приседания, вынося руки вперед или в стороны;

– Пальцами стопы захватывать и приподнимать от пола соответствующий снаряд.

– Упражнения, выполняемые в процессе ходьбы:

– По двусторонней наклонной плоскости;

– С приведением переднего отдела стопы;

– С приведением переднего отдела стопы, поднимаясь на носки на каждом шагу.

Рекомендация для проведения физкультминуток в начальных классах.

Физкультминутка для профилактики деформаций сводов стопы.

1. И. П. – сидя на стуле, одна нога вытянута вперед. Поворот стопы внутрь с оттягиванием носка. По раз каждой ногой. То же в положении стоя.

2. И. П. – стоя на наружных сводах стоп. Подняться на носки; вернуться в исходное положение. Повторить 6 раз.

3. И. П. то же. Полуприседания. Повторить 6 раз.

Д. А. Ярославцева, ГБОУ лицей 1571 (ГБОУ СОШ 599), Москва