МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ, КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПАССАЖИРСКОГО АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Транспортная отрасль является одной из ведущих в России, поэтому экономика и перевозки пассажиров взаимно влияют друг на друга. Автомобильные перевозки пассажиров являются важным фактором развития экономики страны.
По состоянию на 2018 г. количество автобусов в РФ, составило 426,4 тыс. ед. (16,2 % (63,9 тыс. ед.) из которых принадлежат Приволжскому округу).
Основные марки принадлежат автобусам отечественных брендов, занимающих в совокупности 62,8 %. Наибольшую долю сегмента составляет техника марки ГАЗ – 30,1 % или 232,1 тыс. ед. Автобусы ПАЗ находятся на втором месте – 18,4 %, или 98,0 тыс. ед. Автобусной технике КаВЗ принадлежат третье место – 7,8 % или 54,1 тыс. ед.
Лидирующее положение в структуре сегмента автобусов занимает техника от 6 до 10 лет. Этой возрастной группе принадлежит 64,3 % (338,4 тыс. ед.). На втором месте находится техника со сроком эксплуатации свыше 20 лет. Ее доля составляет 18,5 % (76,4 тыс. ед.). Третье место принадлежит относительно нестарой технике со сроком эксплуатации от 2 до 5 лет. Такие автобусы занимают 17,3 % и насчитывают 69,5 тыс. ед.
Большая часть автобусов эксплуатируется, превышая нормируемый срок службы, тем самым, повышая риск и частотность возникновения неисправностей. Продлить срок службы, как узлов и агрегатов, так и автобусов в целом, можно либо восстановлением работоспособного состояния, либо заменой.
По итогам 2018 года общее сокращение рынка автобусов составило порядка 10%. Развитие рынка автобусов будет подвержено ряду тенденций:
- необходимость обновления парка в связи с высоким средним возрастом;
- снижение темпов экономического роста может поднять вопрос об урезании программ субсидированию закупок российской техники.
Также на экономику, некоторым образом, влияет возникновение неисправностей узлов и агрегатов автобусов, так как простой в ремонте влечёт за собой опоздание выхода на линию, прекращение транспортного процесса, а также затраты на запасные части.
Для получения информации, по тем узлам и агрегатам, которые наиболее часто выходят из строя, проводим анализ.
Независимо от марки автобуса, наиболее часто выходящими из строя являются детали двигателя (36 %), трансмиссии (24 %), подвески (22 %) и другие (18 %). Это очевидно, поскольку автобусы эксплуатируются в городском режиме, где условия перевозок самые тяжелые.
Выход из строя того или иного узла (агрегата) зависит от многих факторов, таких как: условия эксплуатации, качество применяемых запасных частей и материалов, качество технического обслуживания (ТО) и ремонта и др.
Существует немалое количество мер, которые позволят не покупать новые автобусы, а продолжать эксплуатировать имеющиеся в парке предприятия до предельных значений пробега при минимальных простоях, тем самым, позволяя экономить.
Это такие меры, как:
- своевременная поставка качественных запасных частей и материалов на пассажирское автотранспортное предприятие;
- качественное проведение ТО и ремонта.
Список литературы:
- Доенин, В.В. Динамическая логистика транспортных процессов. - М.: Спутник, 2010. – 142 с.
- Доенин, В.В. Основы абстрактной теории транспортных процессов и систем. - М.: Спутник, 2011. – 281 с.
Метки: Высшее образование