Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Внеклассное мероприятие по истории на тему: "Вечер лирики в артистическом кафе "Бродячая собака"

Оборудование:

  • музыкальный центр;
  • музыка Штрауса (Дебюсси, Равеля, Стравинского), т.к. музыка именно этих композиторов звучала в “Бродячей собаке”
  • фотографии А.Ахматовой, Н.Гумилева, З.Гиппиус, М.Цветаевой, К. Бальмонта, М. Кузмина, Ф. Сологуба и др. современников Серебряного века;
  • эмблема кафе “Бродячая собака” (поручить нарисовать детям, изображение эмблемы можно найти на сайте http://www.silverage.ru);
  • яркая цветная афиша-программа вечера;
  • выдержка из статьи Манифеста 17 октября 1905г., отпечатанная крупным шрифтом на цветной бумаге;
  • сводная Таблица 1 изменений во всех сферах жизни российского общества на рубеже XIX – XX веков;
  • сводная Таблица 2 достижений духовной сферы российского общества;
  • отпечатанные крупным шрифтом на цветной бумаге слова-символы этой эпохи: возрождение, разрушение, упадок, кризисность, перелом.

Цели и задачи:

  • формировать представление учащихся о взаимном влиянии всех сфер жизни общества;
  • создать исторический и художественный образ России на переходном этапе из века XIX в век XX;
  • воспитывать любовь и уважение к истории отечества и его культуре;
  • развивать познавательную и творческую активность учащихся;
  • развивать эстетическое восприятие окружающей действительности.

Сценография мероприятия:

Одна половина класса благодаря специальному оформлению превращена в уголок артистического кабаре “Бродячая собака”: небольшие столики, накрытые скатертями и сервированные кофейными или чайными сервизами, свечи в старинных подсвечниках, стулья с накидками; сбоку установлена ширма, на которой размещена афиша-программа вечера лирики и эмблема кабаре, к одному из стульев прислонена гитара. Задняя стена оформлена фотографиями поэтов, философов серебряного века, выдержкой из Манифеста 17 октября 1905 года, хаотично расположенными словами – возрождение, разрушение, упадок, кризисность, перелом.

Вторая часть класса оформлена как в обычное время, здесь размещаются ученики, которые не задействованы в представлении “Бродячей собаки” и именно с ними начинает работу учитель.

Ход мероприятия:

Вначале мероприятия ученикам раздаются Таблица 1 и Таблица 2

Слово учителя (прогуливаясь между столиками кафе):

Сегодня мы в очередной раз обращаемся к одному из интереснейших периодов русской истории – эпохе “Серебряного века” (1892-1917гг.)

Словосочетание “Серебряный век” возникло по аналогии с понятием “Золотой век”, по традиции обозначающим “пушкинский период” русской литературы, и поначалу относилось только к поэтическому творчеству рубежа веков. В какой-то момент, однако, это понятие стало использоваться как обозначение всей художественной и, шире, всей духовной культуры конца XIX - начала XX века в России.

Интерес писателей “Золотого века” был направлен к духовному облику каждого человека, писатели “Серебряного века”, наследуя традиции XIX века, создавали свою концепцию мира и человека в этом мире. Их постоянно преследовала мысль о том, что не все создаваемое человеком осознается; есть области, недоступные аналитическому проникновению разума.

Итак, давайте на несколько минут перенесемся в Россию того времени: вспомним и подумаем какие события, происходившие тогда в России, оказали влияние на формирование новой концепции мироздания.(Учитель комментирует содержание Таблицы 1)

  • распространение марксизма;
  • завершение промышленного переворота;
  • превращение России в индустриально-аграрную страну;
  • железнодорожное строительство;
  • фабричное производство;
  • рост численности городского населения;
  • первая русская революция 1905-07 гг;
  • русско-японская война;
  • создание первых политических партий ;
  • мирные инициативы России (Гаага, 1899г,1907г);
  • КВЖД, Порт-Артур, Дань -Лянь;
  • первая русская революция 1905-07 гг;
  • Манифест 17 октября 1905 г.

Учитель обращает внимание учащихся на цитату из Манифеста 17 октября.

Сама духовная атмосфера рубежа веков провоцировала писателя на художественное своемыслие. Миросозерцание человека в конце XIX – начале XX века, психологическая атмосфера рубежа веков во многом родственны “предчувствиям и тревогам” сегодняшнего дня. Общим знаменателем мировоззренческих и политических страстей, разгоревшихся в России к концу прошлого века, было определение своей эпохи как эпохи пограничной, переходной, когда безвозвратно уходят в прошлое не только прежние формы быта, труда, политической организации общества, но и система духовных ценностей требует радикального пересмотра. Кризисность – вот ключевое слово эпохи, кочующее по журнальным страницам, политическим дискуссиям, литературно-критическим статьям.

Упадок, разрушение, возрождение, перелом - в лексиконе рубежа веков эти слова наращивают свою частотность.

Переходность, кризисность эпохи не означают её ущербности и бесплодности. Напротив, именно это время оказывается необычайно плодотворным для развития самых разных сфер жизни – экономики, технологии, науки, искусства. Возьмем только один 1913 год – и мы увидим, какими разнообразными событиями, явлениями общественной жизни наполнен этот год. Можно было бы взять любой другой год и картина была бы той же самой. Но мы уже привычны к тому, что 1913 год является годом-маркером в истории. Почему? (Дети должны сказать о том, что 1913 год это последний мирный год перед началом Первой мировой войны. Далее учитель организует работу с Таблицей 2) Таблица дает представление о том, какие именно события происходили в культурной жизни России.

Но сегодня мы будем говорить о поэзии, ибо именно поэзия дала русской и мировой культуре столько новых имен, направлений, стилей, как никакой другой вид искусства. Сегодня мы с вами побываем на поэтическом вечере в литературно-артистическом кабаре “Бродячая собака”.

Театральное действо: Вечер лирики в артистическом кабаре “Бродячая собака”.

Действующие лица:

Автор.

Борис Пронин – основатель и хозяин кафе.

Друзья “Собаки” – постоянные посетители кафе.

Поэты: А. Ахматова, Н.Гумилев, З.Гиппиус, К. Бальмонт, А.Белый, Ф. Сологуб, М. Кузмин, М. Цветаева.

Актрисы И. Глебова-Судейкина, Н. Волохова.

Автор:

“Серебряный век” – взлет русской культуры конца XIX века – начала ХХ века. Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, каждый из которых “ воистину индивидуален”.

Звучит музыка Штрауса и в кафе вбегает Пронин (элегантен, во фраке и белой рубашке, поправляет скатерти, переставляет стулья, подходит к висящей на доске ярко-оформленной афише-программе вечера, читает)

Пронин Б. (читает):

Художественное общество Интимного театра – СПБ

15 марта 1914 года

Подвал “Бродячая собака”

Михайловская площадь,5

Вечер лирики

Участвуют поэты Анна Ахматова, Николай Гумилёв, Михаил Кузмин, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт, Андрей Белый, Игорь Северянин, Федор Сологуб и др.

Актеры: Н.Волохова, Л.Блок, И.Глебова-Судейкина

Собираться к половине двенадцатого

Вход исключительно по именным приглашениям Правления

Плата 5 рублей. Актеры, поэты, художники, музыканты и “Друзья Собаки” - 1 рубль. (Обращаясь в зал) Уважаемые дамы и господа! Вечер поэтов, указанный в программе, начнется через 10 минут

(Постепенно кафе начинает заполняться его завсегдатаями. Они приходят парами и по одиночке, приветствуют хозяина кафе и занимают места за столиками. )

Друг “Собаки” 1: “Бродячая собака” была кабаре исключительно для артистов, художников и литераторов. По сути “Бродячая собака” стала приютом нового, модернистского искусства. Символисты, футуристы, акмеисты, - все бывали здесь.

Пронин: “Собаку” придумал всецело я …. И вот у меня возникла мысль, что надо создать романтический кабачок, куда бы мы все, “бродячие собаки”, могли приткнуться, дешево прокормиться, и быть у себя, бродячие бесприютные собаки.

Господа, пора начинать! У нас в гостях “Цех поэтов”. Первым просим читать Андрея Белого!

Друг “Собаки”1: “… Белый – человек очень тонкой, рафинированной культуры, это писатель на исключительную тему, существо его – философствующее чувство. Белому нельзя подражать не принимая его целиком со всеми его атрибутами – как некий своеобразный мир, - как планету, на которой свой, - своеобразный – растительный, животный и духовный миры”.

Белый А.: “Отчаяние”

Пронин: Господа, а теперь Анна Андреевна Ахматова! Поприветствуем!

Друг “Собаки” 2: Я видела портрет поэтессы, написанный Альтманом. “ Цвет медного купороса, злой меди – это фон картины Альтмана. Несколько оттенков зелени. Зелени ядовито-холодной. Даже не малахит - медный купорос…. На этом фоне – женщина - очень тонкая, высокая и бледная. Ключицы резко выдаются. Черная, точно лакированная челка закрывает лоб до бровей. Смугло-бледные щеки, бледно-красный рот. Тонкие ноздри просвечивают. Глаза, обведенные кругами, смотрят холодно и неподвижно – точно не видят окружающего.

…Только кубы, ромбы да углы и все черты лица, все линии фигуры – в углах. Угловатый рот, угловатый изгиб спины, углы пальцев, углы локтей. Даже подъем тонких длинных ног – углом. Разве бывают такие женщины в жизни? Это вымысел художника! Нет – это живая Ахматова.

Ахматова: “Сероглазый король”

Пронин: Браво, Анна Андреевна! (Все посетители кафе поддерживают поэтов, читающих стихи, аплодисментами, криками: “Браво!”, “Восхитительно!” и т.д. ) Господа, а теперь Зинаида Николаевна Гиппиус!

Друг “Собаки” 2: Она всегда любила розовый цвет. Бунин, смеясь, говорил, что у нее в комоде лежит 40 пар розовых шелковых штанов и 40 розовых юбок висит в платяном шкафу. У нее были старые драгоценности, цепочки и подвески, и иногда она появлялась с длинной изумрудной слезой, висевшей на лбу на узкой цепочке между бровями. Она несомненно искусственно выработала в себе две внешние черты: спокойствие и женственность. Внутри она не была спокойна.

Гиппиус: “Нелюбовь”

Пронин: Константин Дмитриевич Бальмонт!

Актриса Глебова-Судейкина:

… Судьба к нему была на редкость несправедлива: им восхищались, а потом мстили ему за то, что он восхищал. Утверждая себя как мятежника, как выразителя современности, Бальмонт был не только эгоцентриком, он был потрясающим анахронизмом. Он вошел в литературу с ХХ веком. Уже сновали по улицам машины, уже росли корпуса заводов, уже шли грандиозные социальные битвы, а Бальмонт оставался трубадуром ХIV века, на котором был смешон современный пиджак.

Бальмонт: “Безглагольность” (выходит с тростью)

Пронин: Федор Сологуб!

Актриса Волохова:

Впервые я увидела Сологуба в начале 1908 года, в Москве у одного литератора. Это был тот самый Сологуб, которого на известном портрете изобразил Кустодиев. Сидит мешковато, нога на ногу, потирает маленькие, очень белые руки. Пенсне на тонком шнуре, над переносицей складка, глаза полузакрыты. Когда Сологуб их открывает, их выражение можно было передать вопросом: А вы все еще существуете ?

Сологуб : “Чертовы качели”

Пронин: Господа, в прошлую субботу здесь был Николай Гумилев! Это человек, совершенно особенный!

Друг “Собаки” 2:

Да,да! Все в нем особенное и особенно некрасивое. … Под тяжкими веками совершенно плоские глаза. Узкие бледные губы, улыбается он тоже, совсем особенно. В его улыбке что-то жалкое и в то же время что-то лукавое. Что-то азиатское. Сидит чересчур прямо, высоко подняв голову. Узкие руки с длинными пальцами, похожими на бамбуковые палочки, скрещены на столе. Одна нога заброшена на другую. Он сохраняет полную неподвижность.

Друг “Собаки” 1:

Гумилёв не был бы Гумилевым, если бы жизнь свою не попытался построить на контрасте с тем, чем удовлетворяется и что ищет большинство. Его участие в боевых действиях на фронтах Первой мировой войны, путешествие в Африку – всё это бегство от предписываемой обществом линии поведения и томящей скуки.

Пронин:

Господа, сегодня в нашем кафе присутствуют наши друзья актеры. Попросим их почитать стихи наших любимых авторов! Стихи Гумилева попросим читать актрису Глебову-Судейкину!

Глебова-Судейкина: стихотворение Гумилева “Жираф”

Друг “Собаки”3:

Когда в 1909 году я познакомился с Кузминым, Кузмин только что сбрил бороду. Если бы это касалось кого-нибудь другого – можно было бы о бороде и не упоминать. Но в биографии Кузмина сбритая борода, фасон костюма, сорт духов или ресторан, где он завтракал, - факты первостепенные. Вехи так сказать. По этим “вехам” можно проследить всю “кривую” его творчества. … Короче: апостол петербургских эстетов, идеал денди с солнечной стороны Невского …”

Пронин: Стихи Михаила Кузмина просим читать актрису Волохову!

Н. Волохова : стихотворение Кузмина “Где слог найду, чтоб описать прогулку…”

Завершается вечер романсом М.Цветаевой “ Под лаской плюшевого пледа …”(романс может звучать в записи, но если есть талантливые дети, умеющие петь под гитару, конечно лучше исполнить романс вживую).

Посетители медленно под звуки романса прощаются с Прониным и покидают кабаре. Последним “Бродячую собаку” покидает хозяин…

Приложение

Список используемой литературы

  1. Карсалова Е.В., Леденев А.В., Шаповалова Ю.М. Серебряный век русской поэзии.- М.: Новая школа. – 1996. – С.191
  2. Серебряный век. Поэзия.- М.: Издательство АСТ.- 2002.- С.672
  3. Зуев М.Н. История России. Хроника. Учебное пособие.- М.:Дрофа. – 1995. – С.413
  4. Шульгин В.С., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX-XX вв. Учебное пособие.- М.: Простор. – 1996. – С.393
  5. http://www.silverage.ru

2.03.2006