Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Внеклассное мероприятие по истории. Устный журнал "Красота Церкви российской" (о жизненном пути княгини Елизаветы Федоровны)

Цель: нравственное воспитание личности на основе приобщения детей к культурным традициям России, воспитание патриотических чувств, любви к родному краю, своей Родине, милосердия.

Задачи:

  • способствовать развитию у детей эмоционально-чувственного, осознанного восприятия образов художественных произведений и понимания значения роли исторической личности в отечественной культуре;
  • воспитывать высокие нравственные качества у детей, последовательно формировать у них эстетическое чувство любви к прекрасному в жизни;
  • целенаправленно формировать эстетическое мировоззрение детей через приобщение к истории своей Родины.

Эпиграф: «Это чудная, святая женщина достойна тяжелого креста, поднимающего её всё выше и выше!» Греческая королева Ольга

Оформление: красочные плакаты с названиями страниц журнала, презентация.

Действующие лица: Ведущий, помощники (без слов), историки, научный сотрудник, чтецы.

Ведущий. Елизавета Федоровна – одна из самых почитаемых новомучеников российских. Внучка английской королевы Виктории, дочь великого герцога Гессен-Дармштадтского, она была женой последнего московского генерал-губернатора Сергея Романова, который погиб от бомбы революционера. Приняв православие, великая княгиня посвятила себя религии и благотворительности. Она была основателем Марфо-Мариинской обители на Большой Ордынке. После революции англичане не раз пытались вывезти Елизавету в Лондон, но она отказывалась покидать страну. В апреле 1918 года ее арестовали и вывезли в Алапаевск. 18 июля она приняла мученическую смерть – живой ее сбросили в заброшенную шахту. Тело княгини захоронили в Троицком соборе Алапаевска. Это единственные останки члена царской семьи, подлинность которых не вызывает сомнений. 10 марта 1920 года гроб с телом отправили в Пекин, затем в Шанхай, потом в Египет и оттуда в Иерусалим. В 1981 году в Нью-Йорке Елизавета Федоровна была прославлена Русской православной церковью за границей в чине священномученицы. В 1992 году состоялось ее прославление в лике святых Русской православной церковью в Москве.

Чтец (1):

Всем, положившим жизнь святую
За Русь, за веру, за Христа,
Господь воздаст. Мы ж песнь простую
Им воспоём у их креста.
Мы царских мучеников имя
Достойно в должный час почтим;
А ныне честь, Христа во имя,
Елизавете воздадим...

Татьяна Солозобова

(Помощник открывает первый плакат с названием страницы).

Страница 1. «Детство и юность Елизаветы Федоровны»

(Выходят историки)

Ведущий. Жизнь и смерть великой княгини Елизаветы Федоровны похожи на поэму. Ее образ как будто окутан романтическим флером. Еще бы: во-первых, она, по свидетельству многих современников, была потрясающе хороша собой.
Во-вторых, ее головокружительный взлет: 19-летняя принцесса из крохотного немецкого герцогства становится одной из влиятельнейших дам в огромной империи. Кроме того, страшная смерть ее мужа, а затем и ее собственная гибель накладывают на ее служение некий трагический отпечаток, тоже зачастую с поэтическим оттенком.
Жизнь и смерть Великой матушки (так ее называли сестры созданной ею обители и их подопечные) были куда более реальны. Но в этой реальности, именно в том, что Елизавета была живым человеком, принадлежала своей эпохе, страдала и радовалась не отстраненно, не романтически, а по-настоящему, и заключено истинное величие подвига.

(Помощники выставляют портрет Елизаветы Федоровны и её семьи)

Историк (1): Святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна была вторым ребенком в семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории.
Домашние звали ее Элла. Ее душевный мир слагался в кругу согретой взаимной любовью семьи. Мать Эллы умерла, когда девочке было 12 лет, она заронила в юное сердце зерна чистой веры, глубокого сострадания к плачущим, страдающим, обремененным. На всю жизнь в памяти Эллы остались воспоминания посещения больниц, приютов, домов инвалидов.
В детстве Елизавета любила играть в больницу. Она рассаживала на кукольные диванчики своих кукол и начинала прием. Младшие сестры послушно выполняли ее поручения: накладывали повязки, давали лекарства. Елизавета относилась к делу со всей серьезностью. Ее мать – принцесса Алиса – часто навещала больных в домах инвалидов и всегда брала детей с собой. “Господь благословил труд и бедность, – говорила она, – но более всего любовь и сострадание к ближним”.
Елизавета была второй дочерью в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, но с детства привыкла все делать сама. Мать приучила детей (а их было семеро!) убирать постели и топить камин, наводить порядок в комнатах и складывать одежду. Она знала об увлечениях своих детей и старалась развивать их таланты.
Елизавета очень любила цветы. Она привозила больным огромные букеты и, поставив их в воду, говорила: “Теперь вы обязательно поправитесь!”. Ей казалось, что красота и благоухание цветов помогает переносить боль. Вскоре у Елизаветы появились мольберт, кисти и краски. Свой первый рисунок – фиалки в вазе – она подарила матери. У девочки оказался отменный живописный дар, а любовь к цветам она сохранила на всю жизнь.

Историк (2): Когда ей исполнилось четырнадцать лет, от дифтерита умерла ее младшая сестра – четырехлетняя Мария, вслед за ней скончалась и мать, принцесса Алиса. Пред смертью она завещала дочери всегда и во всем брать пример со святой Елизаветы Тюрингенской, родоначальницы Гессенского дома.
— Ты носишь имя этой святой. Она избрала путь самоотречения и любви к ближнему...
Внезапно, словно что-то прочитав в глазах дочери, она прижала ее к себе и произнесла: “Помни, в какое бы время ты ни жила, это самый верный путь к Богу!”.
Для Елизаветы главными словами стали Опека и Забота. Они, словно две сестры, сопровождали ее всю жизнь. Елизавета сразу почувствовала себя взрослой: в ее поддержке нуждался сломленный горем отец, младшие сестры и брат. Забытые куклы, опустив кудрявые головки, скучали на диване; в стороне лежали мольберт и кисти.
После смерти матери Елизавету отправили к бабушке, королеве Виктории. Девочка очень тосковала по матери, и отец решил, что ей надо сменить обстановку. Воспитание и образование Елизаветы завершилось в Англии, и английский язык она знала лучше родного немецкого.
В душе Елизаветы жила любовь к Господу. Утро начиналось с молитвы: она спрашивала у Бога, как ей лучше прожить этот день, какие дела сделать в первую очередь, как быть терпеливой с младшими сестрами? Ясные и точные ответы звучали в ее сердце, словно музыка, и она радостно спешила переделать все дела, чтобы вечером снова встретиться с Ним. Она благодарила Бога за прожитый день и обещала завтра стать лучше и совершеннее, чем сегодня. Когда это удавалось, ей казалось, что в сердце распустился прекрасный, благоухающий цветок...

Ведущий: Елизавета была очень хороша собой. Многие предлагали ей руку и сердце, но все получали отказ. Когда ей исполнилось девятнадцать лет, из России приехал великий князь Сергей Александрович, сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны. Елизавета познакомилась с ним еще в детстве, когда императрица, также происходившая из Гессенского дома, приезжала в Германию.
Юная принцесса и будущий великий князь быстро подружились. Она показывала ему свой сад, а он рассказывал о загадочной заснеженной России. Букетик, который подарила ему Елизавета, Сергей Александрович хранил в Евангелии. Каждый раз, открывая эту Книгу, он вспоминал прекрасные глаза и улыбку далекой принцессы.
Теперь он приехал просить руки и сердца Елизаветы, и она приняла его предложение.

(Помощник открывает плакат с названием страницы).

Страница 2. «Великая княгиня»

Ведущий. Давайте откроем следующую страницу журнала, рассказывающую о Великой княгине Елизавете Фёдоровне.
“В Петергофе недолго пришлось ждать на станции, скоро подошел поезд невесты. Она показалась рядом с императрицей, и всех нас словно солнцем ослепило. Давно я не видывал подобной красоты. Она шла скромно, застенчиво, как сон, как мечта”

(Из дневников великого князя Константина Константиновича).

Историк (1): 3 июня 1884 года принцесса Гессенская Елизавета обвенчалась в Санкт-Петербурге с великим князем Сергеем Александровичем и стала великой княгиней Елизаветой Федоровной.
Для великой княгини все было новым: и язык, и быт, и особенности православной веры. В протестантской кирхе кроме кафедры и креста с надписью “Бог есть любовь” не было ничего. Когда Елизавета Федоровна жила в Германии, ей это нравилось: казалось, ничто не отвлекает от размышлений о Боге. Но здесь, в православном храме, она ощутила живое присутствие Христа. Она видела, какими люди входили в храм и с какими лицами выходили после причастия. Словно что-то важное и таинственное коснулось их душ. Как хотелось Елизавете Федоровне стать причастной этой тайне!
Великая княгиня стала изучать православный катехизис, толкование Библии, и с каждой минутой в ней зрело желание перейти в православную веру.
Великая Княгиня Елизавета была ослепительно красива. В те времена говорили, что в Европе есть только две красавицы, и обе – Елизаветы: Елизавета Австрийская, супруга императора Франца-Иосифа, и Елизавета Федоровна. Великий князь Константин Константинович Романов посвятил Елизавете Федоровне стихотворение. Оно написано в 1884 году.

Чтец (2):

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:
Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной
Такая же прекрасная душа!
Какой-то кротости и грусти сокровенной
В твоих очах таится глубина;
Как ангел ты тиха, чиста и совершенна;
Как женщина, стыдлива и нежна.
Пусть на земле ничто
средь зол и скорби многой
Твою не запятнает чистоту.
И всякий, увидав тебя, прославит Бога,
Создавшего такую красоту!

К. Р.

Историк (2): В 1880-х годах Сергей Александрович и Елизавета Федоровна побывали в Иерусалиме. Они посетили храм Марии Магдалины, который расположен на склоне Елеонской горы. Красота и благодать этого места настолько поразили княгиню, что она сказал мужу: “Как бы я хотела быть похороненной здесь!” Она и не подозревала, что ее слова станут пророческими.
Елизавета Федоровна написала отцу, что долго молилась Богу указать ей правильный путь и поняла, что только в православии она найдет сильную веру и подлинную радость. Она просила отца благословить ее на этот шаг. “Прошу, прошу по получении этих строк простить Вашу дочь, если она Вам доставит боль. Но разве вера в Бога и вероисповедание не являются одним из главнейших утешений этого мира?” – писала она. Отец ответил, что ее решение приносит ему страдание и он не может дать ей благословение. Елизавета Федоровна считала грехом оставаться в старой вере, когда ее душа полностью принадлежала новой. “Разве стану я худшей дочерью, если поступлю по совести, так, как велит мне сердце?”– размышляла она.
25 апреля, в Лазареву субботу, она перешла в православную веру с прежним именем Елизавета, но уже в честь святой праведной Елизаветы, матери Иоанна Предтечи.
В 1891 году великого князя Сергея Александровича назначили генерал-губернатором Москвы. С этого момента жизнь великой княгини резко изменилась. У супруги генерал-губернатора появились новые обязанности. По вечерам она устраивала приемы, танцевала на балах, а днем много занималась благотворительностью – посещала больницы для бедных и приюты для беспризорных детей. Она помнила завет матери: самый близкий путь к Богу – самоотречение и служение ближним.
Бедные, испуганные, забитые дети трущоб не вызывали в ней брезгливости. Каждый день она привозила им еду, деньги, одежду. Самых маленьких брала на руки, целовала им пальчики и называла “мой ангел”.
Когда началась русско-японская война, Елизавета Федоровна отправляла на фронт Евангелия, иконки, молитвенники.
Она знала силу молитв и ощутила помощь святых. Огромное впечатление произвело на нее, когда в Сарове на ее глазах исцелилась немая девочка. Елизавета Федоровна видела, как после прославления преподобного Серафима Саровского мать девочки отерла своим платком раку с его мощами, а потом—лицо своей дочери. В тот же миг девочка заговорила.
(Помощник открывает плакат с названием страницы).

3 страница. Гибель великого князя

Ведущий: Год 1905-й стал для Елизаветы Федоровны самым страшным. Эсеры приговорили ее мужа, великого князя Сергея Александровича, к смерти, потому что он считал, что к революционерам надо применять самые жесткие меры. Княгиню, зная, о ее добром сердце и милосердных делах, террористы решили не трогать, опасаясь возмущения простых людей. Елизавета Федоровна стала получать анонимные письма, в которых ей советовали не сопровождать своего мужа, если она хочет остаться в живых. Но террористы плохо знали княгиню. С этой минуты она почти не разлучалась с мужем, став для него настоящим ангелом-хранителем.

Историк (1): 18 февраля 1905 года Елизаветы Федоровны не оказалось рядом. В тот день и случилось страшное: в карету, где находился великий князь, бросили бомбу. Мужество, с которым Елизавета Федоровна встретила смерть мужа, поразило многих. Раненная в самое сердце, она не думала о себе, ее мысли были о тех, кто мог пострадать еще. Первым делом она написала письмо сестре, императрице Александре Федоровне, чтобы та ни в коем случае не приезжала на похороны: террористы могли воспользоваться моментом и совершить покушение на ее супруга – императора Николая П. Вечером она приехала к раненому кучеру великого князя Андрею со словами: “Он послал меня к вам!” Преданный кучер, успокоенный, что Сергей Александрович жив, скончался в ту же ночь.

Историк (2): На третий день после смерти мужа она отправилась в тюрьму, где содержался убийца-террорист Иван Каляев.
Она приехала с единственной целью: облегчить его душу. “Я привезла вам прощение от Сергея Александровича и умоляю об одном: покаяться в содеянном!” Однако Каляев от покаяния отказался. Уходя, Елизавета Федоровна оставила в камере Евангелие и иконку – говорят, что перед казнью он все-таки взял ее в руки. Княгиня была столь великодушна, что просила императора Николая II о помиловании преступника, но прошение было отклонено, и Каляев казнен.
Сергея Александровича погребли в маленькой церкви кремлевского Чудова монастыря. Сорок дней совершались заупокойные молитвы, и на каждой присутствовала великая княгиня. В одну из таких ночей, находясь у мощей святителя Алексия, она почувствовала удивительную благодать. В глубине души она уже решила посвятить всю оставшуюся жизнь Богу, но теперь ее желание укрепилось: благодать Духа Святого как-то по особому коснулась ее сердца и уже не покидала его.

(Помощник открывает плакат с названием страницы).

4 страница. Обитель милосердия

Ведущий: Мы не знаем, как и когда у великой княгини зародилась мысль создать обитель милосердия, но в 1908 году работа над проектом шла полным ходом. Елизавета Федоровна приобрела на Большой Ордынке в Москве усадьбу с четырьмя домами и садом. В одном из них была устроена столовая для сестер, в другом—церковь и больница, рядом – амбулатория для приходящих больных. Больничный храм был освящен во имя святых евангельских сестер Марфы и Марии. Впоследствии на территории усадьбы был построен собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освященный в 1912 году.
10 февраля 1909 года Елизавета Федоровна оставила свой кремлевский дворец и поселилась с несколькими сестрами на Большой Ордынке. Она вошла в мир, который считала более великим – мир бедных и страдающих.

Историк (1): Она решила посвятить обитель Марфе и Марии. Елизавете Федоровне были близки обе: Марфа со своей заботливостью и Мария с тишиной в сердце и умением слушать Бога. Она мечтала, чтобы обитель милосердия стала настоящим домом Лазаря, в котором мирно уживались две сестры – Марфа и Мария, Помощь и Молитва.
День в Марфо-Мариинской обители был расписан по часам: в 7.30 утра читалось молитвенное правило, затем— служение в больнице для бедных, днем—трапеза с чтением житий святых, в пять часов вечера в храме служили вечерню с утреней. В девять часов вечера читалось вечернее правило, после чего сестры, получив благословение настоятельницы, расходились по своим кельям.

Историк (2): В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: "Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность". Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.

Историк (1): В ее письмах того времени есть следующие слова:

«Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы... должны устремить свои мысли к Небесному Царствию... и сказать с покорностью: "Да будет воля Твоя"».

Ведущий: Настоятельницу называли не иначе как Великая матушка. Для больных, которых бесплатно лечили в больнице обители, она была просто Матушкой. Так же звали ее и обитатели Хитрова рынка, где она собирала сирот и устраивала их в приюты. Великая княгиня, ставшая Матушкой, никогда не забывала слова Иисуса: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф 9:12). Она помогала больным паломникам, устраивала дома призрения дня инвалидов и сирот. Каждого, кто нуждался в ее помощи, она почитала «как бы богом после Бога», в каждом находила что-то хорошее. Матушка стала духовной опорой для многих, при этом сама отличалась крайним смирение – без благословения своих духовных отцов из Зосимовой пустыни она не начинала ни одного важного дела.

«Время летит так незаметно, что уже не различаешь ни дней, ни лет, все сливается в один миг молитвы и милосердия... Сегодня двадцать пять лет, как я присоединилась к нашей возлюбленной Церкви... Все сливается в глубочайшей благодарности Богу, нашей Церкви и тем благородным примерам, которые я могла видеть в истинно православных людях. И я чувствую себя настолько ничтожной и недостойной безграничной любви Божией и той любви, которая меня окружала в России, – даже минуты скорби были освящены таким утешением свыше, а мелкие недоразумения, естественные для людей, с такой любовью сглаживались, что я могу сказать одно: “Слава Богу за все, за все.”».

(Из письма Елизаветы Федоровны императору Николаю II 13 апреля 1916 года).

(Помощник открывает первый плакат с названием страницы).

5 страница. Путь к святости

Ведущий: Первое время после Октябрьского переворота обитель не трогали. Но в апреле 1918 года к воротам подъехала машина с комиссаром и красноармейцами-латышами. Они приказали Елизавете Федоровне ехать с ними. Матушка собрала сестер в церкви и дала им последнее благословение. Сестры плакали, чувствуя, что видят свою настоятельницу в последний раз. Все знали об аресте Царской семьи и понимали, что та же участь ожидает и великую княгиню: Елизавета Федоровна принадлежала к Императорской фамилии и была родной сестрой супруги Николая II.

Научный сотрудник: С великой княгиней поехали две сестры: Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. По дороге в ссылку Матушка написала в обитель письмо—в этот страшный для нее час она думалаоних, своих “цыплягочках”. “Сплотгитесьи будьте как одна душа, вся для Бога, и скажите, как Иоанн Златоуст: “Слава Богу за все!”. Она писала, чтобы они не падали духом ради Бога, Который один их укрепит. “Вы помните, как я боялась, что вы слишком в моей поддержке находите крепость для жизни, иявам говорила: “Надо больше прилепиться к Богу”.
Последние месяцы своего земного пути великая княгиня провела под арестом в помещении школы на окраине уральского города Алапаевска. Она понимала, что конец близок и поэтому все время посвящала молитве: в ней она находила терпение и силу перенести грядущие страдания. Сестер, сопровождавших ее, чекисты хотели отпустить на свободу. Они пугали их пыткам и мучениями, которые ожидают узников. Однако Варвара осталась непреклонной и разделила судьбу своей сестры и настоятельницы.

Историк (2): Ночью 18 июля, в день обретения мощей Преподобного Сергия Радонежского, великую княгиню и сестру Варвару с другими узниками—членами Императорского дома – сбросили в глубокую шахту старого рудника. Говорят, что Елизавета Федоровна успела произнести молитву: “Господи, прости им, ибо не ведают, что творят”.

Научный сотрудник: Забросав шахту ручными гранатами, чекисты уехали.
Один из свидетелей зверского убийства слышал из глубины шахты пение Херувимской песни – ее пели новомученики российские перед вратами вечности.
О чем думала великая княгиня в эти последние мгновения? Как Мария, она уже была с Господом – ее пальцы оказались сложенными для кресгного знамения. Как Марфа, она заботилась о ближнем: рядом с ней нашли тело великого князя Иоанна Константиновича с перевязанной головой. Даже здесь, в глубине шахты, израненная и переломанная, она пыталась облегчить страдания ближнего.
В октябре в Алапаевск вошли войска адмирала Колчака. Тела великой княгини, сестры Варвары и великих князей были извлечены из шахты и похоронены в склепе Свято-Троицкого собора в Алапаевске. Однако при приближении Красной армии в 1919 году игумен Пермского скита Серафим повез их на восток. После долгого путешествия они оказались в Русской миссии города Пекина в Китае.
Все это время, несмотря на долгое путешествие в жару и холод, тело святой мученицы сохранилось нетленным и источало благовонное миро.
Наконец в 1921 году гробы Елизаветы Федоровны и сестры Варвары перевезли в Иерусалим. Они покоятся в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, как хотела сама Елизавета Федоровна.
В Москве, на Большой Ордынке, снова возродилась Марфо-Мариинская обитель. Возле храма Марфы и Марии стоит белая статуя прекрасной молодой женщины в монашеском облачении. Рядом с ней всегда цветут фиалки...
В 1992 году Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых великую княгиню Елизавету Федоровну и инокиню Варвару. День их памяти —18 июля по новому стилю.

Ведущий: Елизавета Федоровна канонизирована Соборами Русской Православной Церкви За Рубежом в 1981 г. и в 1992 г. Русской Православной Церковью. В молитвах, обращенных к ней, православные называют ее "Красотой Церкви Российской".

В духовном подвиге ее мы видим соединение путей святости. Она и благоверная княгиня, и праведница, и преподобная, и мученица. Она следовала словам пророка Исаии, который на вопрос Бога: "Кого мне послать, и кто пойдет для Нас?" (Ис. 6:8), ответил: "Вот я, пошли меня" (Ис. 6:8). Жизнь Великой Княгини Елизаветы Федоровны – дивное соединение путей святых праведных Марфы и Марии в новое время. Первая из святых жен Руси – святая равноапостольная великая княгиня Ольга до обращения своего к вере Христовой не прощала врагов своих и жестоко отомстила за смерть своего мужа. Почти через 1000 лет святая Великая Княгиня Елизавета не только простит убийц мужа, но перед мученической смертью помолится Богу о прощении своих убийц.

Чтец (3): В ХХI строфе поэмы К.Р. «Севастиан-Мученик» (1887) есть строки, которыми можно закончить размышления о великой княгине Елизавете Федоровне о трагической судьбе, которую она разделила с судьбой России:

«О, Господь, простивший Иудеям,
На кресте их злобою распят,
Отпусти, прости моим злодеям:
И они не знают, что творят.
Пусть Христовой веры семенами
В глубине поляжем мы земли,
Чтоб побеги веры той с годами
Мощным деревом взошли» (II, 153).

Ведущий: Наш устный журнал хочется закончить словами Елизаветы Фёдоровны: «Счастье состоит не в том, чтобы жить во дворце и быть богатым, – писала она своим воспитанникам, – всего этого можно лишиться. Настоящее счастье то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдёшь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив».
Давайте же и мы следовать в своей жизни словам матушки Елизаветы Фёдоровны. Ведь так не хватает в современном обществе милосердия, доброты, всепрощения друг друга.

Приложение 1

13.04.2009