Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Межпредметный урок (история + литература) по теме "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

Задача урока: формирование системы знаний о причинах возникновения движения декабристов, целях участников тайных организаций, итогах и историческом значении восстания декабристов.

Цели:

- обучающие: формирование учебно-познавательной компетенции учащихся на основе работы с текстовой информацией;

- развивающие: развитие познавательного интереса учащихся, развитие способностей отбирать нужную историческую информацию, развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, развитие навыка критического чтения источников и их сопоставительного анализа, навыка формулирования аргументированного ответа на вопрос с обобщением или выводом;

- воспитательные: формирование климата товарищеского сотрудничества, формирование патриотизма и активной гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала на основе самостоятельной работы с текстовой информацией.

Форма работы: работа в группах.

План урока.

  1. Причины возникновения движения декабристов.
  2. Цели участников тайных организаций.
  3. Итоги и историческое значение восстания декабристов.

Ход урока

Историк Самарин писал: “Прошлое царствование (начало правления Николая I) началось с того, что в один морозный день, на Дворцовой площади, облетел лучший цвет целого поколения”.

Вопросы: О каком событии идет речь? Кого автор называет “цветом целого поколения”?

14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь в Петербурге вышел цвет русской нации. Это были люди не просто образованные, а одаренные, которые проявили себя не только в политике, но и в литературе, искусстве.

Задание: в процессе самостоятельной работы с текстовой информацией выявить причины возникновения декабристского движения, цели участников тайных организаций, итоги и историческое значение восстания декабристов.

Задание 1 группе

Внимательно прочитайте исторические документы и стихи поэтов-декабристов, содержащие информацию о причинах возникновения декабристского движения.

Из воспоминаний Н. Муравьева-Карского: “Как водится в молодые лета, мы судили о многом, и я, не ставя преград воображению своему, возбужденному чтением Contral Social (“Общественный договор”) Руссо, мысленно начертывал себе всякие предположения в будущем”.

Из воспоминаний Н. Муравьева-Апостола: “Мы были дети 1812 года. Принести в жертву всё, даже самую жизнь, ради любви к отечеству было сердечным побуждением. Наши чувства были чужды эгоизма. Бог свидетель этому”.

Из дневника Н. Тургенева: “Вчера, при закате солнца, приехал в Тургенево… Я не нашёл здесь весёлых лиц ни на мужиках, ни на бабах, ни на девках.

Сегодня я был у обедни. Ничто меня не веселило, потому что я не замечал на крестьянах и на дворовых людях вида благоденствия…”.

Из “Записок” А.И. Кошелева: “Смутно вспоминаю о либеральных толках, бывших в 1812-1820 годах, особенно между военными, возвратившимися из Франции после событий 1812-1815 годов; но очень положительно и ясно сохранились в моей памяти жалобы на слабость императора Александра I в его отношениях к Меттерниху и Аракчееву.

Из показаний П. Каховского на следствии: “Мы не составлялись в обществе, но совершенно готовые в него лишь соединились. Начало и корень общества должно искать в духе времени и положении, в котором мы находимся”.

Из показаний С.И. Муравьева-Апостола на следствии: “Трёхлетняя война, освободившая Европу от ига Наполеонова; последствия оной, введение представительного правления в некоторые Государства; сочинения политические, беспрестанно являющиеся в сию эпоху и читаемые с жадностью молодёжью; дух времени, наконец, обративший умы к наблюдению законов внутреннего устройства Государства, - вот источники революционных мнений в России”.

К.Ф. Рылеев “Гражданин”

Я ль буду в роковое время
Позорить гражданина сан
И подражать тебе, изнеженное племя
Переродившихся славян?
Нет, неспособен я в объятьях сладострастья,
В постыдной праздности влачить свой век младой
И изнывать кипящею душой
Под тяжким игом самовластья.
Пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
Постигнуть не хотят предназначенье века
И не готовятся для будущей борьбы
За угнетённую свободу человека.
Пусть с хладною душой бросают хладный взор
На бедствия своей отчизны
И не читают в них грядущий свой позор
И справедливые потомков укоризны.
Они раскроются, когда народ, восстав,
Застанет их в объятьях праздной неги
И, в бурном мятеже ища свободных прав,
В них не найдёт ни Брута, ни Риеги.

В.К. Кюхельбекер “Участь русских поэтов”

Горька судьба поэтов всех племён;
Тяжеле всех судьба казнит Россию:
Для славы и Рылеев был рождён;
Но юноша в свободу был влюблён…
Стянула петля дерзостную выю.
Не он один; другие вслед ему,
Прекрасной обольщенные мечтою,
Пожалися годиной роковою…
Бог дал огонь их сердцу, свет уму.

В.Ф. Раевский “Певец в темнице”

  <…> Мой век, как тусклый метеор,
Сверкнул, в полуночи незримый,
И первый вопль — как приговор
Мне был судьбы непримиримой.
Я неги не любил душой,
Не знал любви, как страсти нежной,
Не знал друзей, и разум мой
Встревожен мыслию мятежной.
Забавы детства презирал,
И я летел к известной цели,
Мечты мечтами истреблял,
Не зная мира и веселий.
Под тучей чёрной, грозовой,
Под бурным вихрем истребленья,
Средь черни грубой, боевой,
Средь буйных капищ развращенья.
Пожал я жизни первый плод,
И там с каким-то чёрным чувством
Привык смотреть на смертный род,
Обезображенный искусством.
Как истукан, немой народ
Под игом дремлет в тайном страхе.
<…>К моей отчизне устремил
Я, общим злом пресытясь, взоры,
С предчувством мрачным вопросил
Сибирь, подземные затворы,
И книгу Клии открывал,
Дыша к земле родной любовью;
Но хладный пот меня объял —
Листы залиты были кровью! <…>

Определите, на какие причины возникновения декабристского движения указывается в исторических документах, какие причины отражены в творчестве поэтов-декабристов. Сравните причины, выделенные в исторических документах, с причинами, нашедшими отражение в стихах. Сделайте вывод.

Как вы думаете, были ли взгляды будущих декабристов связаны с настроением русского общества в целом? Можно ли назвать декабристов “горсткой беспочвенных мечтателей”, оторванных от общества своего времени?

Задание 2 группе

Внимательно прочитайте исторические документы и стихи поэтов-декабристов, содержащие информацию о целях участников декабристского движения.

Из “Конституции государственного завета” П.И. Пестеля:

4) Весь российский народ составляет одно сословие – гражданское, все нынешние сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие – гражданское.

7) Правительство разделяется на верховную власть и государственное правление.

8) Верховная власть разделяется на законодательную и верховную исполнительную. Первая поручается Народному вечу, вторая – Державной думе. Сверх всего нужна ещё власть блюстительная, дабы те две не выходили из своих пределов.

9) Народная веча состоит из народных представителей, выбранных народом на 5 лет. Каждый год пятая часть нисходит и заменяется новыми выборами…Народная веча есть одно целое. Вся законодательная власть в ней обретается. Никто не может распустить народной вечи. Она представляет волю в государстве, душу народа.

10) Державная дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5 лет. Ежегодно один из думы выходит и заменяется другим выбором.

11) Верховный собор состоит из 120 членов, именуемых боярами. Бояре назначаются на всю жизнь и не могут участвовать ни в законодательном ни в исполнительном порядке… Народная веча препровождает к нему на утверждение свои законы. Собор не рассуждает о сущности предметов, но смотрит на одни формы, дабы во всём соблюдение законное…

Из “Русской правды” П.И. Пестеля:

Государства бывают или неразделимые, или федеративные. Неразделимыми называют те, в коих все части или области, государство составляющие, одну общую Верховную Власть, один образ правления, одни законы имеют и признают в коих ни одна область не имеет право частно для себя издавать законы и постановления…

… объявляется Российское государство единым и неразделимым…

Все люди в государстве имеют одинаковое право на все выгоды, государством доставляемые, и все имеют равные обязанности нести все тягости, нераздельные с государственным устроением.

Обладать другими людьми, как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей… дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным… И потому не может долее в России существовать позволение одному человеку иметь и называть другого своим крепостным…

Одна из первейших обязанностей Временного верховного правления состоит в уничтожении военных поселений …

Из “Конституции” Н. Муравьева

10.Все русские равны перед законом.

13. Крепостное состояние и рабство отменяются… Разделение между благородными и простолюдинами не принимается…

23. право собственности, заключающее в себе одни вещи, священно и неприкосновенно.

24. земли помещиков остаются за ними.

28. Военные поселения немедленно уничтожаются.

Разделение людей на 14 классов отменяется.

59. Народное вече, состоящее из Верховной думы и Палаты народных представителей, облечено всею законодательною властию.

101. Император есть: верховный чиновник Российского правительства. …Он соединяет в особе своей исполнительную власть.

К.Ф. Рылеев “Ах, тошно мне...”

Ах, тошно мне
И в родной стороне:
Все в неволе, в тяжкой доле,
Видно век вековать.

Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ,
И людями, как скотами,
Долго ль будут торговать?

Кто же нас кабалил,
Кто им барство присудил,
И над нами, бедняками,
Будто с плетью посадил?

По две шкуры с нас дерут,
Мы посеем — они жнут,
И свобода у народа
Силой бар задушена.

А что силой отнято
Силой выручим мы то,
И в приволье, на раздолье
Стариною заживем…

Уж так худо на Руси,
Что и боже упаси!
Всех затеев Аракчеев
И всему тому виной.

Он царя подстрекнет,
Царь указ подмахнет,
Ему шутка, а нам жутко,
Тошно так, что ой, ой, ой!

А до бога высоко,
До царя далеко,
Да мы сами ведь с усами,
Так мотай себе на ус.

Ф. Вадковский “Желания”

Помнешь ли ты нас, Русь святая, наша мать,
Иль тебе, родимая, не велят и вспоминать?
Вот за что хотели мы нашу кровь пролить:
Чтобы кровью тою волюшку тебе купить,
Чтобы на Руси цепь народа разорвать,
Чтоб солдатушкам в службе век не вековать.
Чтобы всякий мог смело мыслить и писать,
Правду-матушку на весь мир провозглашать,
Чтобы твой народ сам собою управлял,
Чтобы через избранных он законы поставлял,
Чтобы всяк берег те законы пуще глаз,
Помня про себя: глас народа — божий глас!
Чтобы не было ни вельможей, ни дворян,
Дармоедов тех, что живут за счет крестьян.
Вот чего тебе мы хотели добывать,
Вот за что твой царь велел нас заковать!

Определите, каковы основные идеи “Конституции” Н. Муравьёва и “Русской правды” П. Пестеля. Какие цели движения отражены в творчестве поэтов-декабристов. Сравните два программных документа. Сравните программные цели участников декабристского движения с целями, нашедшими отражение в стихах. Сделайте вывод.

Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях? Ответ аргументируйте.

Задание 3 группе

Внимательно прочитайте исторические документы и стихи поэтов-декабристов, содержащие информацию об итогах и значении восстания декабристов.

Герцен А.И. “Русские были потрясены. Смертная казнь была отменена семьдесят лет назад при императрице Елизавете Петровне (В царствование Екатерины Великой были сделаны исключения для Мировича, Пугачева, зачинщиков московского бунта 1771г.). Жители Москвы едва верили своим глазам, читая в “Московских ведомостях” страшную новость… Об обществе, которое при первом ударе грома, разразившегося над головой после 14 декабря 1825г., растеряло слабо усвоенные понятия о чести и достоинстве… Нравственный уровень общества пал, развитие было прервано, энергичное вычеркнуто из жизни”.

Из воспоминаний Н.В. Басаргина: “Мы так ещё были молоды, что приговор наш к двадцатилетней каторжной работе в сибирских рудниках не сделал на нас большого впечатления. Правду сказать, он так был несообразен с нашей виновностью, представлял такое несправедливое к нам ожесточение, что как-то возвышал нас даже в собственных наших глазах”.

Из Манифеста Николая I  о приговоре декабристам: “Верховный Уголовный Суд… совершил вверенное ему дело. Приговоры его, на силе законов основанные, смягчив сколько долг правосудия и Государственная безопасность дозволяли, обращены НАМИ к надлежащему исполнению, и изданы во всеобщее известие.

… преступники восприняли достойную их казнь; Отечество очищено от следствий заразы, столько лет среди его таившейся.

Не в свойствах, не во нравах Русских был сей умысел. Составленный горстию извергов, он заразил ближайшее их сообщество…

Но усилия злонамеренных… тем не менее были деятельны. Язва была глубока и по самой сокровенности её опасна…”.

А.А. Бестужев-Марлинский “Сон”

<...> Очнулся я от страшной грезы,
Но всё душа тоски полна,
И мнилось, гнут меня железы
К веслу убого челна.
Вдаль отуманенным потоком,
Меж сокрушающихся льдин,
Заботно озираясь оком,
Плыву я, грустен и один.
На чуждом небе тьма ночная;
Как сон, бежит далёкий брег,
И, шуму жизни чуть внимая,
Стремлю туда невольный бег,
Где вечен лед, и вечны тучи,
И вечно сеемая мгла,
Где жизнь, зачахнув, умерла
Среди пустынь и тундр зыбучих,
Где небо, степь и лоно вод
В безрадостный слиянны свод,
Где в пустоте блуждают взоры
И даже нет в стопе опоры! <...>

Ф.Н. Глинка “Песня узника”

В заневских башнях тишина!
И на штыке у часового
Горит полночная луна!

А бедный юноша! ровесник
Младым цветущим деревам,
В глухой тюрьме заводит песни
И отдает тоску волнам!
“Прости, отчизна, край любезный!
Прости, мой дом, моя семья!
Здесь за решеткою железной –
Уже не свой вам больше я!

Не жди меня отец с невестой,
Снимай венчальное кольцо;
Застынь мое навеки место;
Не быть мне мужем и отцом!

Сосватал я себе неволю,
Мой жребий – слезы и тоска!
Но я молчу, - такую долю
Взяла сама моя рука”. <...>

Г. С. Батеньков “Одичалый”

<...>Скажите: светит ли луна?
И есть ли птички хоть на воле?
И дышат ли зефиры в поле?
По-старому ль цветет весна? <...>

Вон там, весной,
Земли пустой
Кусок вода струей отмыла.
Там глушь: полынь и мох густой –
И будет там моя могила!
Ничьей слезой
Прах бедный мой
В гробу гнилом не оросится
И на покой
Чужой рукой
Ресниц чета соединится <...>

А.И. Одоевский ответ на послание А.С.Пушкина “В Сибирь”

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки,
И — лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард! — цепями,
Своей судьбой гордимся мы,
И за затворами тюрьмы
В душе смеёмся над царями.

Наш скорбный труд не пропадёт,
Из искры возгорится пламя, —
И просвещённый наш народ
Сберётся под святое знамя.

Мечи скуём мы из цепей
И пламя вновь зажжём свободы:
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы.

В.К. Кюхельбекер “Участь русских поэтов”

Горька судьба поэтов всех племён;
Тяжеле всех судьба казнит Россию:
Для славы и Рылеев был рождён;
Но юноша в свободу был влюблён…
Стянула петля дерзостную выю.
Не он один; другие вслед ему,
Прекрасной обольщенные мечтою,
Пожалися годиной роковою…
Бог дал огонь их сердцу, свет уму.

Определите, итоги и значение восстания декабристов по историческим документам, и стихам поэтов-декабристов. Сравните факты, выделенные в исторических документах, с информацией по данной проблеме, нашедшей отражение в стихах. Сделайте вывод.

Как оценивает Николай I восстание декабристов? Согласны ли вы с этой оценкой? Чем, на ваш взгляд, она объясняется?

Группы представляют результаты проделанной работы классу.

Вывод: выступление декабристов и следствие по их делу показало наличие глубоких противоречий в обществе, порождённых отжившей феодально-крепостнической системой. Разрешить их можно было тогда только путём реформ. Декабристы всколыхнули передовую часть российского общества, способствовали тому, что её усилия и таланты оказались направленными на борьбу с крепостничеством и самодержавием.

Едва ли не главной заслугой декабристского движения в русской культуре, по мнению Ю.М.Лотмана, явилось создание “особого типа русского человека, резко отличного по своему поведению от всего, что знала предшествующая история”.

В 1861 году в зарубежном сборнике “Русская потаенная литература XIX столетия” было напечатано анонимное стихотворение, обращенное к декабристам. Замечательна оценка декабризма, данная здесь в широкой исторической перспективе. Говоря о разгроме декабристского движения, о гибели его вождей и руководителей, анонимный поэт пишет:

“Декабристам”

Ваш враг могучий торжествует,
Щадит его судьбы закон,
Лишь власти страсть его волнует,
И, кажется, незыблем трон.

Но вы погибли не напрасно:
Все, что посеяли, взойдет,
Чего желали вы так страстно,
Все, все исполнится, придет.

Иной восстанет грозный мститель,
Иной восстанет мощный род;
Страны своей освободитель,
Проснется дремлющий народ.

В победный день, в день славной тризны
Свершится роковая месть, —
И снова пред лицом отчизны
Заблещет ярко ваша честь.

Традиции декабризма были живы в продолжение всего последующего развития гражданской политической поэзии в России. Полежаев, Лермонтов и Огарев, а затем Некрасов, уже на основе пушкинского наследия, возвращаются к традициям декабристской гражданской поэзии. Лучшие произведения поэтов-декабристов пользуются любовью советских читателей, продолжают волновать наших современников своей патриотической направленностью, прославлением гражданской доблести, поэтизацией героической преданности высоким идеалам свободы и гуманизма.

16.06.2014