Море деятельности Петра I. Урок – игра по истории России, 7 класс
Игровой урок завершает изучение темы «Образование российской империи».
Цели урока:
Закрепить и обобщить полученные при изучении знания, умения и навыки; Продолжить формирование специальных умений учащихся: а) хронологических;
б) картографических;
в) описания исторических событий и явлений;
г) работы с понятиями.
Способствовать развитию самостоятельности, умения преодолевать трудности, формировании интереса к истории. Оборудование: Для оформления класса понадобится рында, корабельные часы, карта, капитанский мостик, штурвал. Для организации игры необходимы словарь морских слов, таблички с названиями команд.
Представление команд
Старые морские волки. Капитан моряков Знай Знаевич, инспектор морских глубин Вездепутейный Океан Океанович.
Исследователи морских глубин. Руководитель Вопроскина Викторина Вопрошаевна.
Аквалангисты. Главный специалист Водяной Акваланг Глубинович.
Определение целей игры
На доске указан маршрут следования корабля. Учитель предлагает обратить внимание на карту «Россия в первой четверти XVIII в.».
Вам дается уникальный шанс проверить, готовы ли вы к экспедиции в Море деятельности Петра Великого. Цель ясна как можно лучше разобраться в преобразованиях, проведенных под его руководством, и их значении для России. Начнем наше путешествие со словаря морских терминов (работа в группах).
Морской толковый словарь для бестолковых сухопутных
Верфь судостроительное сооружение
Зыбь - волнение на море
Курс - направление движения курса
Мачта вертикальная деревянная стрела, на которой крепятся паруса
Рында - морской колокол
Трос - канат, веревка
Такелаж совокупность всех снастей судна, пеньковых и металлических
тросов.
Штиль - сильная буря на море
Якорь - устройство для крепления корабля к грунту.
Сигнал рынды
На капитанский мостик выходит капитан Знай Знаевич Моряков:
Море деятельности Петра 1 привлекает многих ученых уже на протяжении трех столетий. Они до сих пор спорят о значении совершенного им. Петр имя древнее, греческое по происхождению, в переводе на русский язык означает «камень». Это будто о Петре Великом сказано. Человек необыкновенной силы, он владел четырнадцатью ремеслами. Знал корабельное дело. Работал на токарном станке. Людей ценил не по знатности и богатству, а по талантам и заслугам. При Петре Россия стала империей. Были созданы регулярная армия и флот. Россия укрепилась на берегах Балтийского моря. Выросли мануфактурная промышленности, внутренняя и внешняя торговля.
Капитан предлагает приступить в первой исследовательской операции. Организуется работа с текстами ( в группах).
Тесты для аквалангистов
первая четверть XVIII в. вошла в историю как: а) Петровская эпоха;
б) Смутное время;
в) время царя Алексея Михайловича.
Реформы Петра Великого начались в сфере: а) просвещения;
б) военной;
в) промышленности.
Город, основанный Петром в устье Невы, был назван: а) Санкт-Петербургом;
б) Петроградом;
в) Петергофом.
Тесты для исследователей морских глубин
Цели великого посольства состояли в: а) поиске союзников в предстоящей войне с Турцией;
б) заключении мирного договора с Турцией;
в) обучении Петра I за границей.
Главным противником России в Северной войне был: а) шведский король;
б) украинский гетман Мазепа;
в) саксонский курфюрст АвгустII.
В составе Северного союза вместе с Россией была: а) Голландия;
б) Англия;
в) Дания.
Тесты для старых морских волков
1. В результате петровских преобразований в России оформилась:
а) абсолютна монархия;
б) конституционный строй;
в) сословно-представительная монархия.
2. К числу нововведений петровского времени относится:
а) созыв земского собора;
б) принятие Табеля о рангах;
в) принятие соборного уложения.
3. Значение реформ ПетраI заключалось в :
а) создании регулярной армии и флота;
б) развитии мануфактурного производства;
в) развитии науки и образования;
г) верны все ответы.
На капитанский мостик выходит инспектор морского пароходства Океан Океанович Вездепутейный:
Хочу рассказать вам о первых победах русского флота в Море деятельности Петра. В 1714г. шведская эскадра стала угрожать России запретом выхода из Финского залива. В это время русский флот из 99судов с пехотными войсками на борту под командованием адмирала Апраксина и Петра направился для высадки десанта у города Або. Вот у мыса Гангут в июле 1714 г. обе эскадры и встретились. Вспомните, кто победил в этой морской битве? Какое она имела значении?
В разговор вступает Юнга:
А мне лесов жалко! Сколько деревьев было вырублено для строительства флота, новых городов
Океан Океанович отвечает:
Петр тоже был обеспокоен это проблемой. А 1712 г. он издал указ, запрещавший вырубку самых ценных лесов. К тому же по его повелению высаживали новые деревья. Закладывали целые рощи. Впрочем. Кажется, начинается шторм!
Сигнал рынды
Командам предлагаются задания.
Назовите, какие события произошли в том году, который указан на лицевой стороне карточки: 1700, 1721, 1682, 1725, 1709, 1714. объедините карточки в пары та, чтобы указанные на них даты обозначали взаимосвязанные между собой события. Зав правильный ответ, поработайте с заданиями, помещенными на обратной стороне карточек. 1700-1721:
В ходе этой войны Россия решила важную задачу: овладела выходом к Балтийскому морю. Как назывался мирный договор, подписанный по ее итогам?
1682 1725:
После смерти Федора Алексеевича Петр вместе с братом Иваном был провозглашен царем. Фактически. Делами заправляла их старшая сестра Софья. Какова ее судьба?
1709 1714:
Это важнейшие сражения северной войны. Назовите их. Охарактеризуйте их значение.
Сигнал рынды
На капитанский мостик выходит Знай Знаевич моряков:
Ветер стихает, устанавливается безветрие, штиль. Пора раскрывать тайны за семью печатями.
Командам предлагается задание.
Установите соответствие между термином и его определением:
1. Импорт А. Постоянная, профессионально
обученная, находящаяся под
единым командованием армия
2. Экспорт Б. Вывоз товаров из страны
3. Мануфактура В. Длительное путешествие за
границу с целью поиска союзников
в войне с Турцией
4. Меркантилизм Г. Ввоз товаров в страну
5. Приписные Д. Повинность, связанная с набором
крестьяне в армию
6. Рекрутские Е. Предприятия, основанные на
наборы ручном труде и разделении труда
7. Регулярная Ж. Политика поддержки отечественной
армия промышленности и торговли
8. Великое З. Крестьяне, купленные заводовла-
посольство дельцем для работы на мануфактуре
9. Абсолютная И. Форм правления, при которой вся
монархия полнота власти сосредоточена в
руках монарха.
Сигнал рынды
На капитанском мостике Викторина Вопрошаевна Вопроскина:
Вопросы для участников игры:
Сколько лет прошло с того времени, когда Петр стал царем? Когда Россия была провозглашена империей? Какие внешнеполитические задачи удалось решить Петру? Что такое подушная подать? В каком году был принят указ о ее введении? Какие изменения произошли в системе управления? Что такое Сенат, Синод, коллегии? Какие особенности отличали российские мануфактуры при Петре I? М. Л. Волоскова, МКОУ СОШ №2 с УИОП, п. Восточный Омутнинского района, Кировская область