Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Разработка урока МХК в 10 классе «Загадки русской иконы на примере коллекции Третьяковской галереи»

Разработка урока МХК в 10 классе «Загадки русской иконы на примере коллекции Третьяковской галереи»

Цель урока: формирование у учащихся представления об иконописи как синтезе философско-религиозного мировоззрения и живописи.

Задачи:

1. 1 Знакомство с наиболее выдающимися произведениями древнерусской иконописи из собрания Третьяковской галереи.

1. 2 Приобретение опыта исследования подобных объектов.

1. 3 Получение представления о тех культурных процессах и явлениях, которые нашли отражение в этих объектах культуры.

1. 4 Развитие навыка исследовательской работы.

1. 5 Повышение интереса к предмету.

1. 6 Формирование уважительного отношения к историческому и культурному наследию.

Ход урока.

Часть 1. Лекция учителя «Символы в иконе»

Учащиеся слушают, смотрят презентацию, ведут конспект.

Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты. Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений. В канон входят правила о технике написания икон (используется доска), о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены (иконография Богоматери, иконография Христа).

Еще одна особенность иконы – отсутствие прямой перспективы. Посмотрите на икону, где находится точка схода? Все линии сходятся к человеку. Точка схода перед иконой. В иконописи это называется обратной перспективой: предметы расширяются при их удалении от зрителя. Таким образом, иконописец изображает божественный мир огромным, а реальный, в котором мы живем, совсем не большим.

В Библии говорится «Бог есть Свет», свет духовный, как озарение. Поэтому предметы и фигуры в иконе не отбрасывают теней. Они сами излучают свет.

Есть и еще одно отличие. Картину мы созерцаем, а перед иконой предстаем в молитве.

Часть 2. Проверка опережающего домашнего задания.

Учащимся заранее дано было задание найти символику цвета в иконе. На данном этапе урока учитель демонстрирует икону Андрея Рублева «Троица» (www. school-collection. edu. ru) и просит учащихся объяснить выбор цветов в одежде ангелов.

На иконе Святая Троица изображена в виде трех ангелов. Такое изображение основано на библейском повествовании о том, как Бог явился к праотцу Аврааму в виде трех странников. Авраам любил принимать странников. Поклонившись им до земли, он позвал их к себе – отдохнуть и подкрепиться пищей. Один из странников сказал Аврааму, что через год его жена Сарра родит сына. Аврааму в то время было 99 лет, а Сарре – 89 лет. Сарра, стоявшая сзади них, у входа в шатер, не поверила и рассмеялась про себя. Но странник, который предсказал рождение сына, обличил ее неверие, сказав: “Есть ли что трудное для Господа?”. И тогда праведный Авраам понял, что под видом трех странников его посетил Сам Бог.

Святая Троица изображается в виде трех ангелов, сидящих под деревом. На столе перед ними – угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом. Сарра находится либо тут же, вместе с Авраамом, предстоя перед Святой Троицей, либо в шатре. На иконе же, написанной Андреем Рублевым, изображены только три ангела. Во времена Андрея Рублева тема Троицы, воплощавшая идею триединого Бога (Отца, Сына и Святого Духа), воспринималась как некий символ времени, символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага.

Внимательно посмотрите на икону и скажите

• Какие цвета использует иконописец?

• Зная, какой цвет, что обозначает, предположите, какой ангел – Бог Отец, какой – Иисус, а какой – Святой Дух?

Синий и голубой цвета означают бесконечность неба, символ иного, вечного мира.

Золотой цвет обозначает самого Бога. Золотой блеск икон позволяет почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи.

Красный цвет – цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет является символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. Пурпурный, или багряный, цвет – это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле.

Зелёный цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления.

• А теперь попробуйте объяснить значение дома, дерева и скаля, изображенных за сидящими ангелами.

Палаты Авраама – образ божественного домостроительства. Древо – древо жизни вечной, даруемой Св. Духом через крестную жертву Спасителя. Не случайно оно расположено слева от правого Ангела – Св. Духа и за спиной центрального Ангела-Сына, рождённого в мир и распятого в нём на древе. Гора – образ духовного восхождения и Голгофы.

Часть 3. самостоятельная работа учащихся в группах с информационным ресурсом (www. school-collection. edu. ru).

Используя информационный ресурс и таблицу (Приложение 1), которая лежит у вас на столах, вы должны составить небольшое выступление (2-3 минуты) по следующему плану:

1. Зайдите на сайт www. school-collection. edu. ru раздел Коллекции – Культурно-Историческое Наследие – Живопись, Скульптура – Собрание Третьяковской Галереи – Древнерусское Искусство

2. Найдите информацию об иконописце (у каждой группы свой мастер: Рублев, Дионисий, неизвестный автор, мастер круга Феофана Грека, Феофан Грек, С. Ушаков). Группа, которая работает с иконами неизвестного автора, должна предположить, почему автор неизвестен и почему так мало имен мастеров дошло до наших дней.

3. Рассмотрите икона данного мастера и сделайте вывод по его творчеству

3. 1. Какие темы и сюжеты являются доминирующими для данного автора?

3. 2. Какие разновидности образов используются (см. таблицу)

3. 3. Охарактеризуйте колористическое решение иконы

3. 4. Ваши чувства и впечатления от увиденного.

Часть 4. Проверка результатов работы (выступления спикеров от группы)

Домашнее задание. Каждая группа готовит презентацию по найденному материалу (допускается привлечение дополнительной информации с других сайтов, рекомендованных учителем).

Приложение1.

Образ

Характеристика

«Христос Вседержитель»

Образ представляет Христа как Небесного Царя. Это икона, которую можно увидеть в каждом православном храме. На иконе Христос предстает перед нами облаченным в синий плащ (синий – символ иного, вечного мира) и красную рубаху (красный – символ жизни, Воскресения – победы жизни над смертью). Вокруг головы Христа золотой нимб. Нимб (ореол) – неотъемлемая часть иконы. У Иисуса нимб разделён крестом, на пересечении креста буквы W(Омега)O(Онюкрон)N(Ню) – Вечно Существующий.

«Спас Нерукотворный»

По церковному преданию сам Иисус Христос дал людям свою первую икону. Рассказывают, что случилось это во время земной жизни Спасителя. Князь Авгарь был тяжело болен. Услышав о бесчисленных исцелениях, которые совершил Иисус Христос, Авгарь захотел взглянуть на Спасителя. Он послал живописца, чтобы тот нарисовал лик Христа. Однако художник не смог выполнить поручение. От лица Господа исходило такое сияние, что кисть мастера не могла передать Его Свет. На помощь ему пришёл сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил к Своему лицу, отчего на ткани запечатлелся его Божественный Образ.

Он всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. На русских иконах Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами.

«Спас в силах»

Христос изображается на престоле с книгой (Престол – символ царственной власти), на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат – это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела, льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (Матфея, Марка, Луки, Иоанна), которые разносят учение Христа во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал – мир духовный. В синем овале изображены ангелы – силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала -красный ромб (символ мира невидимого).

Богоматерь Елеуса

(греч. милующая), Умиление. Богородица изображена с Младенцем Христом, который сидит на Её руке и прижимается щекой к Её щеке. Между Марией и Богом-Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона являет нам прообраз крестной жертвы Христа как высшее выражение любви Бога к людям. Отсюда скорбь в глазах Богородицы, Ей известна участь Своего Сына.

Богоматерь Одигитрия

(греч. Указующая Путь), Путеводительница. Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой – держит свиток, реже – книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Вседержителя. Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская). По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой.

Богоматерь Оранта

(от лат. молящийся) – Мария изображается с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. От прочих типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность. В иконописи самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко, чаще в росписях стен и мозаиках.

Знамение

В древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом. Обычно Христос изображается в круглом медальоне на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование -Зна́мение. Основной смысл икон «Знамение» переместился с молитвы Богоматери Оранты к Рождению Христа.

О. В. Михайлова, МБОУ СОШ №121, Снежинск, Челябинская область

Метки: Искусствоведение