Фольклорный праздник «Святки» (для начальной школы)
Фольклорный праздник «Святки» (для начальной школы)
ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, хозяева добрые! С Новым годом! С новым счастьем! С новым здоровьем! Пусть Новый год вам принесёт радость в дом, здоровье, богатый урожай, много хлеба и молока! А за щедрость вашу мы вам ещё спектакль покажем.
Песня «Снега-жемчуга»
(Слова М. Пляцковского Музыка М. Парцхаладзе)
Сегодня к нам на праздник пришли братья – зимние месяцы. Давайте попросим их рассказать нам о зимних праздниках.
ДЕКАБРЬ: Я – декабрь, в народе меня называют Студень. Расскажу вам о декабрьских праздниках, уж очень их дети любят.
7 декабря Екатерина-санница. В этот день устраивали гонки на санях, пели песни о зиме. Возможно, и вы нас порадуете песенкой!
Песня «Ой, ты зимушка-зима»
(Обработка Л. Олиферовой)
Игра «Гонки на лошадках»
ДЕКАБРЬ: 14 декабря Наум-грамотник. С этого дня начинали учить детей грамоте.
Стихотворение «Кот и лодыри» (С. Маршак)
Ведущий: Славяне встречали Новый год весной 1 марта. Приход весны знаменовал собой начало новой жизни природы, обновление её, пробуждение от зимнего сна. Человек чувствовал прилив сил, он с надеждой обращался к силам природы, прося их быть благосклонными к труду рук его, послать тепло, дождь. На смену языческому новогодию пришло церковное празднование новолетия, которое происходило уже 1 сентября. И только после указа Петра I, c1700 года Новый год стали праздновать 1 января.
ЯНВАРЬ: Рождество приходится на 7 января, а все дни в канун Рождества и Нового года получили название Святок, т. е. святых вечеров. Главное в этом празднике – ряжение и колядование. В старину при колядовании обычно надевали маски, изображающие разных животных: медведя, козла, журавля. . .
ЯНВАРЬ: Я – январь, но иногда меня зовут ПРОСИНЕЦ. Особые поверья связаны с первым даём Нового года. Считалось: каким будет этот день, таким и весь год. Если в этот день человек веселится и радуется, таким он и будет весь год. Если в доме были гости, то весь год хозяева будут принимать гостей.
Девушки старались одеваться во всё новое, тогда весь год ожидаются обновы.
В этот день старались не делать никакой грязной работы.
ЯНВАРЬ: 19 января – Крещение.
Раньше собирали крещенский снег: его сохраняли для беления холстов. Считалось, что он обладает особой очищающей и целебной силой.
Его использовали для бани, умывались, натирались им.
Игра в снежки
ЯНВАРЬ: 25 января Татьянин день. Люди считали, что снег в этот день предвещает дождливое лето.
Девочки поют и танцуют «Вальс снежинок»
(Слова Л. Некрасовой Музыка Ю. Слонова)
ФЕВРАЛЬ: Я – февраль или СНЕЖЕНЬ. 1 февраля Макарьев день. В этот день принято было пить поутру целебный чай из трав ромашки, листьев земляники, липового цвета, зверобоя.
14 февраля у русских людей отмечали день Трифона. В этот день девицы молились о женихах, т. к. февраль – ещё один изсвадебных месяцев.
А в Европе 14 февраля празднуют день святого Валентина, день Влюблённых. Принято обмениваться подарками, открытками с изображением голубков и сердечек, показывая симпатию друг к другу.
Инсценировка «СВЯТКИ»
Зал украшен предметами русского быта, народного творчества, звучит русская народная мелодия.
Девочки вяжут, вышивают, прядут. Мальчики делают ложки, плетут лапти.
Ведущий: Хорошо зимой в деревне. В избе тепло, а на улице-то вьюга да мороз такой, что звери забились в норы.
Песня «Прялица» (в исполнении девочек)
(Запись и обработка А. Абрамского)
Раздаётся стук в дверь. Входит мальчик в костюме медведя. Все с визгом выталкивают его за дверь.
Входят колядовщики. В руках у них рождественская звезда, мешки, колокольчики, трещотки.
Дети поют колядку «Авсень»
Мальчики: что-то пляска не видна?
Девочки: нет, неправда, вот она!
Мальчики: плясуны нехороши,
Девочки: сам пойди да попляши!
Мальчики: мы присядем, руку в бок!
Девочки: а мы ногу на носок!
Мальчики: топотушками пойдем.
Девочки: а мы сядем, отдохнём,
Мальчики: с вами мы плясать пойдём,
Девочки: лучше после отдохнём!
ХОЗЯЕВА:
Вот вам, гости дорогие,
пряники да леденцы,
да тёпленький пирог,
да маслице, творог,
да денежка копьем,
да рубль серебром!
Дети кидают угощения в мешок.
КОЛЯДОВЩИК: Спасибо, хозяюшки, засиделись мы у вас, Пошли дальше колядовать.
Мальчики собирают музыкальные инструменты. Девочки надевают платки. Под музыку выходят из избы. Обходят зал и подходят к дому.
МАЛЬЧИК: Коляда, коляда, а бывает коляда накануне Рождества.
ВСЕ: Пришла коляда, Рождество принесла.
МАЛЬЧИК: Уродилась коляда накануне Рождества.
КОЛЯДОВЩИКИ:
Хозяин с хозяюшкой, слезайте с печки,
зажигайте свечки.
Открывайте сундучок, вынимайте пятачок.
Нам славить некогда. Мы озябли.
Кто не подаст лепёшки, у того разобьём окошки.
Кто не подаст ватрушки, расстукаем кадушки.
Кто не подаст пирога, запрём ворота.
ХОЗЯЕВА: Коляда, коляда, не хочешь пирога?
С луком, с перцем, с комариным сердцем!
КОЛЯДОВЩИКИ: Не ломай, не ломай – весь подавай!
/заглядывают в мешок/
Подарила нам она два пшеничных пирога,
блинов стопку, оладушек сотню,
маслица каточек, ветчины шматочек.
КОЛЯДОВЩИКИ: А сорить v вас тут можно?
ХОЗЯЕВА: Можно, сори, сколько хочешь, приберёмся.
КОЛЯДОВЩИКИ: Сеем, веем, повеваем, с Новым годом поздравляем!
Дети поют колядку «Сею-сею, повеваю»
ВСЕ: Жить им вместе лет до двести!
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
большого здоровья!
С Новым годом!
Со всем родом!
Под музыку возвращаются в свою избу.
Дети поют колядку «Христос спаситель»
Ой, ты зимушка-зима
Снега-жемчуга
Слова М. Пляцковского,
Муз. М. Парцхаладзе
Стихотворение «Кот и лодыри» (С. Маршак)
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идет.
Спрашивают лодыри
У него:
– Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
– Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умен,
А письму и грамоте
Не учен.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадешь,
Далеко без грамоты
Не уйдешь.
Ни попить без грамоты,
Ни поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
– Милый кот,
Нам пойдет двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
– Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!
Вальс снежинок
Слова Л. Некрасовой
Музыка Ю. Слонова
Мы
белые снежинки,
Летим, летим, летим.
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим.
Покружимся над садом
В холодный день зимы
И тихо сядем рядом
С такими же, как мы.
И тихо сядем рядом
С такими же, как мы.
Танцуем над полями,
Ведём свой хоровод,
Куда, не знаем сами,
Нас ветер понесёт.
Покружимся над садом
В холодный день зимы
И тихо сядем рядом
С такими же, как мы.
И тихо сядем рядом
С такими же, как мы
Прялица
Запись и обработка А. Абрамского
АВСЕНЬ
Колядка
Как у нашей Дуни
Воробушек летит
Сею-вею, повеваю
Сею-вею, повеваю
Я пшеницей посыпаю,
С новым годом поздравляю!
Сею-вею, повеваю,
Овес, ячмень посыпаю,
Счастья, радости желаю!
Чтобы в поле уродило,
Чтобы в хлеву удвоило,
Чтобы детки подрастали,
Чтобы девок замуж взяли!
Сею-вею, повеваю,
С Новым годом поздравляю!
Христос Спаситель
Колядка
Э. Ю. Щербак, МОУ СОШ № 32 им. академика А. А. Ухтомского, г. Рыбинск, Ярославская область
Метки: Искусствоведение