Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Погружение детей начальной школы в мир музыкального фольклора

Погружение детей начальной школы в мир музыкального фольклора

Огромные потенциальные возможности музыкального развития младших школьников заложены в единстве учебной и внеклассной работы. Рассмотрим технологию, основанную по алгоритму «урок – внеклассная работа – урок», на примере освоения детьми музыкального фольклора.

В современной программе «Музыка» для начальной школы (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина) музыкальный фольклор представлен как синкретический вид искусства в разделах «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» и «О России петь – что стремиться в храм». Жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте. Они тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Главной целью, по мнению авторов программы, является не столько знание детей о музыке, сколько их погружение в саму музыку. В соответствии с этой целью определяются и образовательные задачи: расширение интонационно-образного багажа ребёнка, развитие его эмоционального отклика на музыку, формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как части окружающей его жизни. Ожидаемым результатом является коллективное музицирование – пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование детей на фольклорных праздниках, подготовленных ими под руководством взрослых.

Безусловно, в рамках одного учебного часа трудно организовать погружение детей в живой и увлекательный процесс общения с музыкальным фольклором. Уроки музыки, посвящённые традициям и праздникам русского народа, могут иметь логическое продолжение во внеурочной работе с младшими школьниками по следующей технологии:

Цель: погружение детей в мир музыкального фольклора:

1 класс. Тема «Музыка осени» ↔ Праздник «Осенние посиделки»

2 класс. Тема «С Рождеством Христовым» ↔ Праздник «Святки».

3 класс. Тема «Прощание с Масленицей» ↔ Праздник «Идёт матушка-Весна, отворяйте ворота!»

4 класс. Тема «Народные праздники» ↔ Праздник «Русская матрешка»

Результат: коллективное музицирование на фольклорном празднике

Итак, праздник как бы вытекает из урока, из его задач, темы. Например, во втором классе самостоятельной линией в разделе «О России петь – что стремиться в храм» является знакомство с некоторыми из двунадесятых праздников Русской православной церкви. Начальные сведения о празднике Рождества Христова учащиеся получают ещё в первом классе. Во втором классе дети вспоминают историю этого праздника и разучивают на уроке славянские песнопения «Добрый тебе вечер» и «Рождественское чудо», колядки, под руководством учителя продумывают движения под музыку.

На основе изученного музыкального материала подготавливается фольклорный праздник «Рождество». Основой праздника является обычай колядования – дети разыгрывают обряд хождения по домам в Рождество и Новый год с поздравлениями. Игра – наиболее естественная деятельность ребёнка. Радость, которую она несёт, создаваемый ею психологический комфорт, свобода, раскрепощённость, фантазия, ярко в ней проявляющиеся, позволяют детям легко усваивать весьма сложные элементы музыкальной речи. Именно в музыкальной игре наиболее отчётливо проявляется принцип начального музыкального воспитания «Слушаю – двигаюсь – пою – понимаю». Во главу угла ставится не знание ритмических рисунков, а ощущение звуковой окраски, темпа, интонации, образа, формы. Такой праздник представляет собой музыкальный спектакль – единое драматургическое и музыкальное целое. Песни, танцы, загадки объединены общим занимательным сюжетом. Большая часть песен предназначена для исполнения без сопровождения.

Заниматься подготовкой к празднику невозможно без поддержки единомышленников, ведь провести интересный праздник один учитель не в состоянии. Классный руководитель помогает детям разучить игровые сценки, стихи и разговорные диалоги. Работа по декоративному оформлению зала ложится на плечи вожатой. Родители помогают создать костюмы персонажей, приносят старинные предметы крестьянского быта для имитации среды бытования.

В фольклорных праздниках на протяжении всей начальной школы постепенно развиваются исполнительская деятельность учащихся, навыки коллективного музицирования – пения, игры на музыкальных инструментах, движения под музыку и использование элементов танцев, «разыгрывание» песен. Необходимо фиксировать результаты детей с помощью фото и видео съемки. Данный материал может и должен стать основой заключительной темы музыкального фольклора «Народные праздники» в четвертом классе. Дети на уроке музыки возвращаются к уже знакомым музыкальным сочинениям, что служит необходимым стимулом для повторного «вживания» ребенка в их содержание, закрепляет уже полученные знания, исполнительские навыки и умения.

Таким образом, уроки музыки являются основой и ориентиром для организации музыкального развития детей во внеурочное время. Однако данная связь является обратной, так как внеклассные фольклорные праздники порождают новые мысли и чувства, позволяют устанавливать дальнейшие прочные связи для погружения в мир музыки.

Э. Ю. Щербак, МОУ СОШ № 32 им. академика А. А. Ухтомского, г. Рыбинск, Ярославская область

Метки: Искусствоведение