Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Английская живопись XVIII века. Творчество Уильяма Хогарта

Английская живопись XVIII века. Творчество Уильяма Хогарта

Английское Просвещение имело свои особенности. Развиваясь в стране, где буржуазная революция уже совершилась и где в основу установившегося нового устройства общества был положен компромисс между дворянством и буржуазией, оно было лишено революционного пафоса. Не была присуща английскому Просвещению и та последовательная гражданская направленность, которая привела во Франции к требованию «свободы, равенства и братства».

Интерес англичан сконцентрировался, в основном, на быте и нравах, на практической деятельности человека. Героические поступки древних римлян, столь вдохновлявшие Францию, англичан совершенно не интересовали. Изобразительное искусство во второй половине XVIIIв. переживало высокий подъем. В богатую Англию стремились попасть многие иностранные художники, но предпочтение отдавалось английским мастерам. Интересно развивались многие жанры живописи, особенно портрет и пейзаж, а также акварельная живопись и гравюра на металле. В стране формировалась система художественного образования, соответствующая современному уровню развития искусства. Была создана Академия художеств, устраивались систематические выставки. Вошло в моду коллекционирование предметов искусства.

Во второй половине XVIII века в Англии появился художник, который своим удивительно смелым и оригинальным творчеством положил начало новому расцвету английской живописи, – это Уильям Хогарт (1697 – 1764). Хогарт стал основоположником социально-критического направления в европейском искусстве.

Творчество художника многогранно: Хогарт работал в сатирическом жанре, писал портреты, поражавшие непосредственностью характеристики и мастерством исполнения; он создал теоретический труд «Анализ красоты» (1753), который стал одной из главнейших английских книг по теории изобразительного искусства. В своем творчестве Хогарт постоянно искал новые пути, а в теоретических трактатах выступал против оглядки на иностранные авторитеты и , особенно, против подражательности в искусстве. Благодаря Хогарту в Англии впервые темами для изобразительного искусства стали проблемы продажности парламента, обнищания народа, разложения армии, распущенности нравов. Хогарт, как истинный просветитель, видел смысл своего творчества в создании искусства, полезного своей стране, искусства воспитывающего, которое содействовало бы искоренению пороков и преобразовало само общество.

В 1732 г. вышел в свет первый цикл художника «Карьера продажной женщины» – история жизни молоденькой провинциалки, попавшей в Лондоне в руки сводни. Через десять лет Хогарт написал самый известный из циклов – «Модный брак» (1743 – 1745), состоявший из шести полотен. Сюжет первой картины серии – обыкновенная сделка: разбогатевший буржуа покупает для своей дочери высокое положение в обществе, а обедневший аристократ продает своей титул. Чувства молодых людей в расчет не берутся. Заканчивается история печально: пущено на ветер богатое приданое, муж убит на дуэли, жена умирает, приняв яд после того, как она узнала о казни своего любовника. История создана в духе Просвещения, когда порок обязательно наказывается. Цикл явил собой яркую сатирическую картину нравов верхних слоев английского общества.

В последней серии Хогарта – «Парламентские выборы» – перед зрителем в остросатирической форме предстала политическая жизнь Англии. Подобная политическая сатира была большой смелостью.

Другую часть творчества Хогарта составляли портреты. В 1720 -1730 –е гг. он создал много так называемых разговорных картин – групповых портретов, в которых персонажи связаны между собой каким-либо несложным действием, преимущественно беседой. Эти полотна имели огромный успех и явились, по существу, родоначальниками особого жанра, который стал необычайно популярным в Англии XVIII в.

К 1740-м гг. Хогарт выступил уже как зрелый мастер реалистического портрета. Лучшей работой этой поры является портрет друга художника, замечательного английского актера Дэвида Гаррика с женой (1757). Одной из вершин творчества художника стала также его портретная композиция «Слуги», отличавшаяся глубоким психологизмом характеров. Другой общепризнанный шедевр художника – «Продавщица креветок» (начало 1760-х гг). Дерзкая, веселая, краснощекая девушка из народа, торговка с рыбного рынка впервые так ярко показана зрителю. Портрет написан в свободной манере, превосходно передан солнечный свет, скользящий по молодой коже (этот прием художники смогут повторить только в XIX в. ).

У Хогарта не было ни учеников, ни преемников, но именно ему было суждено стать основоположником школы живописи в Англии, определившем новые пути ее развития. Хогарт был первым английским художником, о котором заговорила Европа и творчество которого оказало существенное влияние на развитие европейского искусства в целом.

М. Ю. Бондаренко, ГБОУ СОШ № 2044, Москва

Метки: Искусствоведение