Бесплатная публикация статей в журналах ВАК и РИНЦ

Уважаемые авторы, образовательный интернет-портал «INFOBRAZ.RU» в рамках Всероссийской Образовательной Программы проводит прием статей для публикации в журналах из перечня ВАК РФ по направлениям: экономика, философия, политология, педагогика, филология, биология, сельское хозяйство, агроинженерия, транспорт, строительство и архитектура и др.

Возможна бесплатная публикация статей в специализированных журналах по многим отраслям и специальностям. В мультидисциплинарных журналах возможна публикация по всем другим направлениям. 

Журналы реферируются ВИНИТИ РАН. Статьям присваивается индекс DOI. Журналы включены в международную базу Ulrich's Periodicals Directory и РИНЦ.

Подпишитесь на уведомления о доступности опубликования статьи. Первую рекомендацию вы получите в течении 10 минут - ПОДПИСАТЬСЯ

Применение технологии проектного обучения на уроках Искусства (МХК), литературы

Применение технологии проектного обучения на уроках Искусства (МХК), литературы

Задачей современной системы образования является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях. Поэтому внедрение новых информационных технологий в учебный процесс является составной частью образования. Информационные технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации, средством осуществления которого является компьютер. Сегодня компьютер – мощный инструмент, позволяющий решать новые дидактические задачи, внося разнообразие в уче6ный процесс, и повышающий эффективность изучения учебных дисциплин, в том числе и мировую художественную культуру. Преподаватели, использующие в образовательной деятельности компьютерные технологии, с полной уверенностью говорят о необходимости дальнейшего развития этого процесса, который не просто значительно повышает мотивацию обучения, а помогает более продуктивно внедрять личностно-ориентированное обучение, в частности, метод проектов, проблемные, исследовательские методы, обучение в сотрудничестве.

Технология проектного обучения (метод проектов) является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционной практики обучения) характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продук­тивной деятельности.

В основе данной технологии лежат идеи Д. Дьюи об организации учеб­ной деятельности по решению практических задач, взятых из повседневной жизни. Д. Дьюи отрицает необходимость стандартизированного содержа­ния образования и фактически сводит обучение к основанному на интере­сах детей практицизму.

В 20-е гг. XX столетия была предпринята по­пытка внедрения проектного обучения. На основе теоретических идей Д. Дьюи и его последователей была разработана проектная система обуче­ния, или метод проектов, суть которого заключалась в том, что, исходя из своих интересов учащиеся вместе с преподавателем проектировали решение какой-либо практической задачи. Материал различных учебных предметов группировался вокруг комплексов-проектов.

И хотя такой подход обеспечивал формирование практических умений и навыков, однако последовательность и систематичность обучения нарушалась, что снижало образовательную подготовку учащихся.

Проектный метод в настоящее время получил широкое распространение в различных предметных областях. Популярность проектной технологии объясняется тем, что это технология является личностно-ориентированной, реализующей обучение в сотрудничестве. Проектное задание непосредственно связывает процесс овладения определенным предметным знанием с реальным использованием этого знания. Причем комплексный, интегративный характер проектной работы позволяет учащемуся выстраивать единую картину мира, «собирая» для этого свои знания « из разных областей своего знания».

Использование метода проектов предполагает следующие основные требования:

– наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

– практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;

– самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

– структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);

– использование исследовательских методов.

Целью продук­тивного обучения является не только усвоение суммы знаний и прохождение об­разовательных программ, но и реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. По словам разра­ботчиков этой технологии, каждый ребенок должен иметь возможность ре­альной деятельности, в которой он мо­жет не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

Обучение на основе проектов – это модель обучения, отличающая от традиционных уроков, ориентированных на преподавателя, в пользу тщательно спланированного междисциплинарного обучения, которое ориентировано на учащегося, на перспективу, и интегрировано с проблемами и опытом реальной жизни. Использование проектного метода на занятиях создает условия для социализации личности, развивает деловую активность студента. Современные программы по МХК, литературе предполагают своей целью развитие личности, умение мыслить, решать проблемы, используя свои языковые знания. В этом может помочь технология проектного обучения. Учащиеся с большим интересом выполняют проекты, поскольку при подготовке они используют различную справочную литературу, словари, энциклопедии, Интернет, находят интересные решения проблемы, участвуют в дискуссии, задают друг другу вопросы, выступают перед аудиторией, отстаивают свою точку зрения, учатся сотрудничеству. В процессе изучения дисциплин метод проектов позволяет использовать интеграцию, что значительно повышает интерес к изучаемому предмету и качество усвояемости материала.

Проектно-исследовательскую деятельность можно организовать на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода осваиваем с студентами с первых занятий изучения дисциплины, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.

Проектная деятельность в обучении предполагает введение общих и частных методов научного познания на всех его этапах – от восприятия до применения на практике. Практически это достигается через введение в содержание изучаемого материала фактов из истории литературы и её современного состояния, а также информации, знакомящей учащихся с методами научного познания литературы как науки. Это обеспечивает повышение научного уровня преподавания.

В зависимости от объекта исследования студенческие работы по литературе можно разделить на следующие виды:

• работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например: «Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Художественное своеобразие романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон», «Особенности романтических рассказов М. Горького»;

• работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, искусства (МХК) и музыки, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX », «Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе», «Музыкальная культура классицизма»;

• работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей края, района (литературное краеведение). Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка. Так, студенты первых курсов решили написать художественно-публицистический очерк «Жизнь и творчество кубанского писателя Е. Рыднева», а также публицистический очерк «История "Брюховецкого аграрного колледжа».

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла студенту самостоятельно или с помощью преподавателя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации проектно-исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, что требует от учащихся изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. Учащиеся первых курсов достигают активизации познавательной деятельности при подготовке к читательским конференциям, которые проводятся совместно с библиотекой колледжа по произведениям учебной программы и текстам литературных произведений, которые выходят за рамки программы, но входят в обязательный минимум образования.

При практической реализации проектной технологии в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учащимся самостоятельно в соответствии с индивидуальными возможностями.

При создании студентами проектов выступаю в роли руководителя, направляю поиск в нужное русло, подсказываю источники информации, обращаю внимание на эстетику. Условиями успешности проектной деятельности становятся:

• личный интерес учащегося;

• четкость и конкретность постановки цели проекта;

• определение планируемых результатов;

• констатация исходных данных.

Проектная деятельность оказывает прямое воздействие на внеклассную работу по дисциплинам. На занятии не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением занятия по теме иногда становится научно-образовательная, поисково-творческая деятельность во внеурочное время (научно-практические конференции, викторины, творческие мастерские, конкурсы проектов), материалом к которым служат работы студентов, выполненные как самостоятельные исследования.

Активизировать познавательный интерес учащихся помогают мультимедийные презентации по темам курса, которые демонстрируются с помощью мультимедийной установки. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ. В учебном кабинете оформлен стенд «Проектная деятельность студентов», где представлены памятки, советы и рекомендации по организации поисково-исследовательской работы. Собрана папка рефератов, мультимедийных проектов, разработанных студентами к урокам и внеклассным мероприятиям.

Некоторые студенты с большим увлечением принимаются за работу по созданию учебных проектов, проводят глубокие исследования, оформляют их (Творческий проект «Древняя Месопотамия»), представляя на научно-практических конференциях. Например, Савченко Инна, студентка 1 курса, 711 группы создала информационно-исследовательский проект «Расцвет мирового кинематографа», студентка 611 группы Бондарева Евгения работает над исследовательским проектом «Век Золотой и век Серебряный – что ярче»; в рамках урочной деятельности в 2011 г. студенты 611 группы создали исследовательский проект «Искусство Доколумбовой Америки», в 2013 г. студенты 611 группы создали интегрированный творческо-исследовательский проект «Классицизм. Композиторы Венской классической школы», студенты 813 группы Коровко Валентина и Осипова Виктория к зачёту по дисциплине «Литература» подготовили и защитили проекты «Донское казачество», «Кубанские казаки»; к общеколледжному мероприятию, посвящённому казачеству и традициям на Кубани в 2012 г. студентами был подготовлен проект «Традиции на Кубани», «Женщины Кубани».

Обязательным элементом проектных уроков является – рефлексия. Учащиеся оценивают свои проекты, отвечая на вопросы: «Как оцениваете результат своего проекта?», «Чему вы научились?», «Понравилось ли работать над проектом?», «Какие трудности были?», украшая Мировое дерево смайликами, отражающими эмоциональное состояние после занятия.

С использованием элементов проектной методики проведены следующие уроки: «Классицизм. Композиторы Венской классической школы», «М. Шолохов «Тихий Дон». Споры о «Тихом Доне», «Искусство Доколумбовой Америки», «Барокко» и др.

Студенты, получившие опыт работы над проектами, овладели научными методами исследования, научились самостоятельно искать, отбирать, анализировать и использовать информацию из разных областей знаний, приобрели способность понимать причины и логику развития языковых процессов, научились выдвигать гипотезы, определять цели и задачи проекта, выбирать методы исследования, создавать план, программу, организовывать деятельность по реализации проекта.

Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет точно и конкретно определить место и значение каждого занятия в теме, что обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъектную основу, что обеспечивает учащемуся развитие мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.

С. А. Колигаева, ГБПОУ КК "БАК", Краснодарский край

Метки: Искусствоведение